г. Саратов |
|
28 января 2013 г. |
Дело N А12-19948/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" января 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (ул. Ленина, д. 46, г. Волжский, Волгоградская область, 404130, ИНН 3435111400, ОГРН 1043400122226),
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 31 октября 2012 года
по делу N А12-19948/2012, судья Маслова И.И.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Предприятие Итиль" (ул. Кирова, 22, г. Волжский, Волгоградская обл., 404122, ОГРН 1023401996881, ИНН 3435041343),
к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (ул. Ленина, д. 46, г. Волжский, Волгоградская область, 404130, ИНН 3435111400, ОГРН 1043400122226),
третье лицо: Волжский городской отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (ул. Дружбы, 1, г. Волжский, Волгоградская область, 404130),
о признании незаконным решения,
без участия в судебном заседании представителей инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области, закрытого акционерного общества "Предприятие Итиль" (почтовые уведомления N 78433, N 78434 приобщены к материалам дела), Волжского городского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (отчет о публикации судебного акта от 15.12.2012).
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Предприятие Итиль" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (далее - налоговый орган, инспекция, регистрирующий орган) от 17.07.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица закрытого акционерного общества "Предприятие Итиль" в связи с его ликвидацией, взыскании вознаграждения в сумме 210 000 рублей.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 31 октября 2012 года по делу N А12-19948/2012 заявление закрытого акционерного общества "Предприятие Итиль"" удовлетворено частично: решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области от 17.07.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица закрытого акционерного общества "Предприятие Итиль" в связи с его ликвидацией признано незаконным как противоречащее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В порядке восстановления нарушенного права на инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области возложена обязанность произвести государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица закрытого акционерного общества "Предприятие Итиль" в связи с его ликвидацией и выдать соответствующее свидетельство.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Предприятие Итиль" в части требований о взыскании с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области в пользу ликвидатора закрытого акционерного общества "Предприятие Итиль" Шевцова Александра Васильевича вознаграждения ликвидатору в сумме 210 000 руб. отказано
Не согласившись с принятым решением в части удовлетворения заявленных требований, инспекция Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ЗАО "Предприятие Итиль" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области, закрытого акционерного общества "Предприятие Итиль", Волжского городского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 (ч.5) - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Общим собранием акционеров ЗАО "Предприятие Итиль" 17.12.2010 принято решение о ликвидации общества. Назначена ликвидационная комиссия общества в составе Шевцова А.В. (председатель ликвидационной комиссии), Александриной Л.О. (секретарь ликвидационной комиссии), Александрина О.В. (член ликвидационной комиссии). Установлен срок для предъявления требований кредиторов - 2 месяца с момента публикации сообщения о ликвидации общества.
ЗАО "Предприятие Итиль" направлено в налоговую инспекцию уведомление о принятых указанных решениях. Сведения о ликвидации общества опубликованы 16.03.2011 в журнале "Вестник государственной регистрации", с указанием на то, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента публикации
После окончания установленного срока ликвидатор представил в налоговую инспекцию утвержденный решением собрания акционеров от 26.06.2012 года промежуточный баланс, в связи с чем инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области выдано 27.06.2012 года свидетельство серии 34 N 003941489 о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Впоследствии, 10.07.2012 года председателем ликвидационной комиссии Общества Шевцовым А.В. для государственной регистрации в связи с ликвидацией в регистрирующий орган представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации по форме N Р16001, документ об уплате государственной пошлины, протокол, ликвидационный баланс по состоянию на 09.07.2012.
По результатам рассмотрения представленных документов регистрирующим органом принято решение от 17.07.2012 года об отказе в государственной регистрации юридического лица закрытого акционерного общества "Предприятие Итиль" в связи с его ликвидацией. Отказ регистрирующего органа мотивирован отсутствием ликвидационного баланса установленной формы, поскольку по имеющимся в налоговом органе данным за обществом числится задолженность по платежам в бюджет. По мнению налогового органа, поданный обществом ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, в связи с чем является непредставленным.
Полагая, что решение инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что у Общества отсутствует информация наличия задолженности, в связи с чем заявитель представил ИНФС России по г. Волжскому Волгоградской области ликвидационный баланс с известными ему на тот момент сведениями, оснований полагать, что в представленном для регистрации ликвидационном балансе заявителем отражены недостоверные сведения отсутствуют, оспариваемый отказ в государственной регистрации в связи с ликвидацией противоречит ст. 23 ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя о взыскании с ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области в пользу ликвидатора общества Шевцова А.В. вознаграждения в сумме 210 000 руб., суд первой инстанции пришел к выводу, что гражданское законодательство, в соответствии с которым проводится процедура ликвидации юридического лица, не содержит положения о вознаграждении назначенному ликвидатору.
Решение суда первой инстанции в данной части сторонами не обжалуется.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции в обжалуемой части правильными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В пунктах 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.
Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (пункты 4, 5, 6 статьи 64 Кодекса).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен ст. 20-22 указанного Федерального закона.
Статьей 21 Закона о государственной регистрации предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу ч. 4 ст. 9 этого же Закона является исчерпывающим.
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и(или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно п. 1 ст. 21 Закона относятся подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с подпунктами 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 ГК РФ, в регистрирующий орган представлены документы, предусмотренные ст. 21 Закона о государственной регистрации, в том числе ликвидационный баланс, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в регистрации ликвидации общества.
Доводы инспекции о том, что в представленном для регистрации ликвидационном балансе отражены недостоверные сведения, обоснованно отклонены судом первой инстанции, который правомерно отметил следующее.
Материалами дела подтверждается, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается то обстоятельство, что инспекция как регистрирующий орган была поставлена в известность о начале процедуры ликвидации ЗАО "Предприятие Итиль" в порядке, установленном действующим законодательством.
После окончания срока предъявления требований кредиторов ЗАО "Предприятие Итиль" составило промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы и обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица, представив в числе необходимых документов ликвидационный баланс.
Сведения о том, что кредитором - налоговым органом - в установленный законом срок предъявлены требования об уплате задолженности ЗАО "Предприятие Итиль" по платежам в бюджет в материалах дела отсутствуют.
Поскольку ликвидационная комиссия опубликовала сообщение о ликвидации в Вестнике государственной регистрации от 16.03.2011 года, то срок для предъявления требований кредиторами, в том числе инспекцией, истек 16.05.2011 года.
В соответствии с пунктом 6 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
В суды первой и апелляционной инстанций налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих обращение инспекции как кредитора с требованиями в отношении имеющейся у общества задолженности по обязательным платежам до завершения ликвидационных процедур, либо доказательства обращения инспекции в суд с иском к ликвидатору общества в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Налоговая служба, зная о ликвидации юридического лица, должна была в установленный срок произвести проверку и предъявить, при наличии недоимки, требование также в установленный в соответствии с пунктом 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации срок.
Оценка хозяйственной деятельности общества, его бухгалтерской и налоговой отчетности должна быть дана в ходе выездной налоговой проверки, проводимой в соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ.
Выездная налоговая проверка в отношении ЗАО "Предприятие Итиль" в связи с его ликвидацией не проводилась.
Довод апелляционной жалобы о том, что задолженность налогоплательщика перед бюджетом установлена определением арбитражного суда от 21.05.2009 по делу N А12-19162/2008 не влияет на законность вынесенного решения.
Как следует из представленного в материалы дела определения арбитражного суда Волгоградской области от 21.05.2009 по делу N А12-19162/2008, ФНС России обратилась в суд с заявлением о признании ЗАО "Предприятие Итиль" несостоятельным (банкротом) с применением положений отсутствующего должника.
В обоснование заявленных требований уполномоченный орган указал, что должник имеет задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, просроченную свыше трех месяцев, в сумме 5 429 661,86 рублей без учета пени и штрафов.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ФНС России уточнил сумму требования и просил суд признать обоснованными требования уполномоченного органа на общую сумму 5 664 473,79 рублей, из которой 3 534 571,86 рублей - недоимка, 1 215 107,21 рублей - пени, 1 227 328,40 рублей - штраф.
В целях взыскания задолженности уполномоченный орган предъявил к должнику требования об уплате налогов и других обязательных платежей.
При рассмотрении заявленного требований судом первой инстанции установлено, что ЗАО "Предприятие Итиль" имущества, достаточного для финансирования процедуры банкротства и удовлетворения требований кредиторов, не имеет.
При вынесении определения о прекращении производства по делу суд первой инстанции руководствовался Постановлением Пленума ВАС РФ N 67 от 20.12.2006 года, статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указав, что юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц применительно к статье 21.1 Закона о регистрации.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией противоречит статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Возложение судом на инспекцию обязанности произвести государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица закрытого акционерного общества "Предприятие Итиль" в связи с его ликвидацией и выдать соответствующее свидетельство соответствует требованию ст. 201 АПК РФ.
Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного акта при рассмотрении апелляционной жалобы не установлено.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов в порядке ст. 110 АПК РФ судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в силу п.п. 1.1. п. 1 ст. 333.37 НК РФ инспекция Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 (ч.5) - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 31 октября 2012 года по делу N А12-19948/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-19948/2012
Истец: ЗАО "Предприятие Итиль" в лице ликвидатора А. В. Шевцова
Ответчик: ИФНС России по г. Волжскому
Третье лицо: Волжский ГО УФССП по Волгоградской области, Волжский городского отдел УФССП по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4558/13
20.12.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9715/13
23.08.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-19948/12
10.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3961/13
28.01.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11485/12
31.10.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-19948/12