г. Киров |
|
23 января 2013 г. |
Дело N А29-6807/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Ольковой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2012 по делу N А29-6807/2012, принятое судом в составе судьи Огородниковой Н.С.
по заявлению открытого акционерного общества по добыче угля "Воркутауголь"
(ИНН: 1103019252, ОГРН: 1021100807452)
к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонд социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
о признании недействительным приказа от 27.04.2012 N 83,
установил:
открытое акционерное общество по добыче угля "Воркутауголь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным приказа Филиала N 1 Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд) от 27.04.2012 N 83.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению Фонда, расчет и установление надбавки произведены Фондом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", постановлениями Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11 "Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", от 22.03.2002 N 32 "Об утверждении Порядка представления сведений для установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части, не противоречащей Федеральному закону от 06.11.2011 N 300-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". При расчете скидок и надбавок учитывались средние значения основных показателей для расчета скидок и надбавок в 2012 году, утвержденные постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.03.2012 N 75. Оспариваемый приказ Фонда принят своевременно и в соответствии с требованиями действующего на момент его издания законодательства. Признание оспариваемого приказа Фонда недействительным нарушает права страховщика на установление страхователю надбавки на 2012 год, что противоречит нормам Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также основным принципам осуществления обязательного социального страхования.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласилось с доводами Фонда.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом Фонда от 27.04.2012 N 83 Обществу установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год в размере 40 процентов.
В приказе имеется указание на его издание во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Не согласившись с указанным приказом, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьей 1, подпунктом 18 пункта 2 статьи 17, подпунктом 1 пункта 1, подпунктами 8, 14 пункта 2 статьи 18, статьей 19, пунктами 1, 3 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 "Об утверждении правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пунктами 3, 5 и 6 утвержденных Правил, Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 N 39н, и пришел к выводу, что оспариваемый приказ Фонда не соответствует Федеральному закону N 125-ФЗ и нарушает права и законные интересы страхователя; отсутствие на момент издания приказа утвержденной в установленном порядке Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации новой Методики расчета надбавок не предоставляет право Фонду применять Методику расчета надбавок, несоответствующую действующим нормам федерального законодательства; на момент издания приказа разъяснения, касающиеся порядка определения скидок и надбавок за 2012 год, законодателем даны не были, следовательно, установление 27.04.2012 надбавки на 2012 год является необоснованным.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закона N 125-ФЗ) страховщик имеет право устанавливать страхователю в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ (в редакции Федерального закона от 06.11.2011 N 300-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2012) размер надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию.
В пункте 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ установлено, что правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок представления сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524, в связи с внесенными изменениями в Закон N 125-ФЗ, утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; предусмотрено Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации утвердить методику расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Пунктом 3 указанного Постановления предусмотрено, что в 2012 году скидка или надбавка рассчитывается на 2012 год исходя из основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователя за 2008 - 2010 годы; значения основных показателей по видам экономической деятельности рассчитываются и утверждаются страховщиком по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 1 июня 2012 года; решение об установлении страхователю надбавки на 2012 год принимается страховщиком не позднее 1 июля 2012 года; уплата надбавки в 2012 году осуществляется с месяца, следующего за месяцем установления надбавки.
В соответствии с пунктом 3 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524, размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году:
а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих;
в) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.
Согласно пункту 5 названных Правил скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
Сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах отражаются страхователем в отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представляемой страховщику по месту регистрации страхователя по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона N 125-ФЗ одной из задач обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусматривающая расчет надбавки из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, как того требуют приведенные положения Закона N 125-ФЗ и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524.
Из материалов дела видно, что оспариваемый приказ N 83 принят Фондом 27.04.2012, размер надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год Обществу рассчитан и установлен оспариваемым приказом Фонда от 27.04.2012 N 83 в соответствии с ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", ранее действовавшей Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11, и без учета сведений о состояния охраны труда, включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, что противоречит требованиям статьи 22 Закона N 125-ФЗ, действующим на 2012 год, и порядку определения надбавки, установленному на 2012 год (постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 N 39н); не соответствует задачам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Следовательно, приказ Фонда от 27.04.2012 N 83 об установлении Обществу надбавки на 2012 год не соответствует требованиям законодательства об установлении надбавки на указанный год.
Указание Фондом на применение при установлении надбавки периода итогов деятельности страхователя 2008-2010 годов не дает оснований считать приказ соответствующим требованиям законодательства.
Размер надбавки для Общества на 2012 год в соответствии с действующим законодательством, определяющим в 2012 году расчет надбавки на 2012 год, и Методикой, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 N 39н, составляет не более 4 процентов (данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми 02.10.2012 и постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по делу N А29-6808/2012, в котором участвовали те же лица и рассматривался вопрос надбавки на спорный период (2012 год); оспариваемым приказом Фонда от 27.04.2012 N 83 размер надбавки установлен 40 процентов.
Отсутствие на момент издания Фондом приказа от 27.04.2012 N 83 утвержденных Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на 2012 год и разъяснений, касающихся порядка определения скидок и надбавок к страховым тарифам на 2012 год (с учетом деятельности страхователя за указанный в Законе N 125-ФЗ период и с учетом указанных в нем показателей, как того требовали вступившие в силу с 01.01.2012 положения Закона N 125-ФЗ) не дает оснований Фонду применять несоответствующий действующим нормам федерального законодательства порядок и методику. Установление Фондом 27.04.2012 надбавки на 2012 год является необоснованным.
Из указанных актов действующего федерального законодательства не следует, что на 2012 год надбавка устанавливается не в соответствии с требованиями статьи 22 Закона N 125-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524.
Из материалов дела также следует, что приказом Фонда от 10.08.2012 оспариваемый приказ Фонда от 27.04.2012 N 83 признан утратившим силу (лист дела 115 том 1).
Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" истечение срока действий оспариваемого ненормативного правового акта не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Приказ Фонда от 27.04.2012 N 83 нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку установил надбавку в 40 процентов и действовал по июнь 2012 года (29.06.2012 Фондом издан новый приказ N 154 об установлении надбавки на 2012 год); за 2 квартал 2012 года Обществом страховые взносы исчислены и уплачены с 40 процентной надбавкой к страховому тарифу 8,5 процентов (расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам формы 4-ФСС, платежные поручения, пояснения страхователя, представленные в суд апелляционной инстанции; уведомление Фонда о размере страховых взносов с учетом указанной надбавки (лист дела 110 том 1)).
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования, признав недействительным приказ Фонда от 27.04.2012 N 83.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, излишне уплаченная Фондом государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2012 по делу N А29-6807/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Возвратить Филиалу N 1 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми из федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 10.10.2012 N 18068.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-6807/2012
Истец: ОАО по добыче угля "Воркутауголь"
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонд социального страхования Республики Коми Филиал N1, ГУ РО Фонд социального страхования Филиал N1