г. Самара |
|
29 января 2013 г. |
Дело N А65-27290/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 24 января 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 января 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от первого ответчика - извещен, не явился,
от второго ответчика - извещен, не явился,
от должника - извещен, не явился,
от взыскателя - извещен, не явился,
от заинтересованного лица - Строителева А.С., доверенность от 19.12.2012 г.,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Татарстан дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Тиминой Ирины Владимировны на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 декабря 2012 г. по делу N А65-27290/2012 (судья Мингазов Л.М.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Тиминой Ирины Владимировны (ИНН 165103401396, ОГРН 304165135500322), г. Казань,
к Вахитовскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Республике Татарстан, г. Казань,
судебному приставу-исполнителю Вахитовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Татарстан Мухаметзянову Ш.Я., г. Казань,
должник - государственное унитарное предприятие "РАЦИН", г. Казань,
взыскатель - общество с ограниченной ответственностью "Продовольственная корпорация", г. Казань,
заинтересованное лицо - УФССП России по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо - старший судебный пристав Вахитовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Татарстан Сунгатуллин Р.Х., г. Казань,
о признании бездействия судебного пристава-исполнителя не соответствующим требованиям,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Тимина Ирина Владимировна (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции, к Вахитовскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан (далее первый ответчик), судебному приставу-исполнителю Вахитовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан Мухаметзянову Ш.Я. (далее второй ответчик) о признании бездействия судебного пристава-исполнителя Вахитовского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан, Мухаметзянова Ш.Я., допущенного в рамках исполнительного производства N 81187/12/03/16 в период с 17.09.2012 г. по 25.10.2012 г. и выразившегося в не совершении исполнительных действий и не применении мер принудительного исполнения по месту нахождения ГУП "РАЦИН", в не применении к ГУП "РАЦИН" мер ответственности, в не получении от налогового органа сведений об имуществе должника, не соответствующим требованиям п. 2 ст. 4, ст. 6, п. 2 ст. 33, п. 1 ст. 36, ст.ст. 68, 69, 112, 113 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 декабря 2012 г. по делу N А65-27290/2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заинтересованное лицо считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, ответчиков, должника, взыскателя, третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.11.2011 г. по делу N А65-23643/2009, удовлетворен иск общества с ограниченной ответственностью "Продовольственная корпорация" и взыскано с государственного унитарного предприятия "РАЦИН" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Продовольственная корпорация" 31 705 000 руб. неосновательного обогащения, 11 784 932, 39 руб. процентов.
16.04.2012 г. Арбитражным судом Республики Татарстан выдан исполнительный лист серии АС N 005255118.
Заявление о возбуждении исполнительного производства с приложением оригинала исполнительного листа 27.07.2012 г. направлено взыскателем 13.09.2012 г. в Вахитовский межрайонный отдел службы судебных приставов г. Казани УФССП РФ по Республике Татарстан - по месту нахождения должника и его имущества.
17.09.2012 г. судебным приставом-исполнителем Вахитовского межрайонного отдела судебных приставов УФССП РФ по Республике Татарстан Мухаметзяновым Ш.Я. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 81187/12/03/16 на взыскание с государственного унитарного предприятия "РАЦИН" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Продовольственная корпорация" 43 489 932, 39 руб. задолженности.
Заявитель, полагая, что бездействие судебного пристава-исполнителя Вахитовского межрайонного отдела судебных приставов УФССП РФ по Республике Татарстан в период с 17.09.2012 г. по 25.10.2012 г. и выразившееся в не совершении исполнительных действий и не применении мер принудительного исполнения по месту нахождения ГУП "РАЦИН", в не применении к ГУП "РАЦИН" мер ответственности, в не получении от налогового органа сведений об имуществе должника, нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим требованием.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий лица, совершившего оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 50 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель как заинтересованное лицо (в данном случае - конкурсный кредитор общества с ограниченной ответственностью "Продовольственная корпорация" - взыскателя по исполнительному производству) вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В силу статьи 1 Федерального закона "О судебных приставах" на судебных приставов возлагаются задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Статьей 12 того же закона установлена обязанность судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Из системного толкования указанных норм, следует, что судебный пристав-исполнитель обязан исходить из необходимости защиты прав и законных интересов не только взыскателя, но и должника.
Из содержания Федерального закона "Об исполнительном производстве" также следует, что все действия, которые совершает судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства, должны совершаться в интересах взыскателей, но с учетом законных интересов должника.
В то же время их несоблюдение может препятствовать своевременному исполнению вступившего в законную силу судебного акта и выданного на его основании исполнительного документа.
В силу п.1 ч.1 ст.12 Федерального Закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов, являются исполнительными документами.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемых в соответствии со статьей 33 Закона об исполнительном производстве (п.3 ст. 30 Закона).
Согласно п.п.1, 2 ст.33 Закона об исполнительном производстве если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.
В соответствии п. 7 ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Согласно п. 8 ст. 30 этого Федерального закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В силу статьи 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:
1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 Закона об исполнительном производстве;
3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 Закона об исполнительном производстве;
5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 Закона об исполнительном производстве;
6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктами 1, 2 и 4 части 15 статьи 103 Закона об исполнительном производстве;
7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Данный перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Судом установлено, что исполнительный лист серии АС N 005255118, содержал сведения, предусмотренные ст. 13 Закона об исполнительном производстве, ст. 320 АПК РФ и имел отметку о вступлении его в законную силу.
Таким образом, оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя не имелось.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных пунктами 2 - 6 настоящей статьи.
Исполнительными действиями согласно пункту 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В силу статьи 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Мерами принудительного исполнения являются:
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;
5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
9) принудительное выселение должника из жилого помещения;
10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;
10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;
11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю. Порядок обращения взыскания на имущество должника установлен статьей 69 АПК РФ.
В силу пунктов 9, 10 статьи 69 Закона об исполнительном производстве у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:
1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;
2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;
3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.
Пунктом 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве предусмотрен двухмесячный срок для принудительного исполнения содержащихся в исполнительном документе требования.
Указанный двухмесячный срок не является пресекательным, и сам по себе его пропуск не может свидетельствовать о бездействии судебного пристава. Однако законодательно установленный организационно-правовой срок предполагает, что в течение двух месяцев с момента возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан совершить действия, направленные на принудительное исполнение исполнительного документа.
Следовательно, отсутствие реального исполнения для взыскателя судебным приставом-исполнителем действий может свидетельствовать о бездействии судебного пристава-исполнителя только при условии наличия не зависящих от него объективных причин.
По мнению заявителя, ответчиком в нарушение требований Федерального закона N 229-ФЗ не приняты соответствующие меры, тем самым, ответчик совершил бездействие, выразившееся в не исполнении решения Арбитражного суда Республики Татарстан.
Как следует из материалов дела 17.09.2012 г. судебным приставом-исполнителем Мухаметзяновым Ш.Я. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 81187/12/03/16 и постановление о запрете отчуждения с целью обеспечения сохранности имущества должника, в соответствии с которым должнику ГУП "РАЦИН" запрещалось совершать любые сделки по передаче, отчуждению, дарению и регистрации прав собственности на принадлежащее ему недвижимое имущество.
17.09.2012 г. судебным приставом-исполнителем Мухаметзяновым Ш.Я. направлен запрос о наличии зарегистрированного за должником автомототранспорта, с требованием указать государственный номер, год выпуска, цвет кузова, дату регистрации, наличие запретов на отчуждение, Ф.И.О. либо наименование юридического лица, и адрес лиц, пользующихся автотранспортными средствами по доверенности.
20.09.2012 г. судебному приставу-исполнителю Мухаметзянову Ш.Я. поступил ответ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о невозможности регистрации запрета в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ввиду отсутствия в нем записей о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости.
Аналогичный ответ направил судебному приставу-исполнителю Мухаметзянову Ш.Я. 04.10.2012 г. Менделеевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
В адрес ГУП "РАЦИН" (г. Казань, ул. Федосеевская,д. 36) было направлено извещение о вызове на прием к судебному приставу исполнителю (к месту совершения исполнительских действий) на 27.09.2012 г. к 16 час. 00 мин. по адресу: 420021, г. Казань, ул. Ахтямова, д. 1.
09.10.2012 г. судебным приставом-исполнителем Мухаметзяновым Ш.Я. осуществлен выход по юридическому адресу ГУП "РАЦИН" (г. Казань, ул. Федосеевская,д. 36), о чем составлен акт совершения исполнительных действий.
12.10.2012 г. судебным приставом-исполнителем Мухаметзяновым Ш.Я. вынесены постановления о наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке.
16.10.2012 года судебным приставом-исполнителем Мухаметзяновым Ш.Я. направлены запросы в ОАО "АИКБ "Татфондбанк", Татарстанский РФ ОАО "РОССЕЛЬХОЗ-БАНК", ООО "ТАТАРГОПРОМБАНК", ОАО "Ак Барс" Банк.
01.11.2012 г. судебный пристав-исполнитель Мухаметзянов Ш.Я. осуществил повторный выход по юридическому адресу ГУП "РАЦИН" (г. Казань, ул. Федосеевская,д. 36), о чем составил акт совершения исполнительных действий.
В ходе судебного заседания арбитражного суда первой инстанции, судебным приставом-исполнителем Мухаметзяновым Ш.Я. были представлены заверенные копии следующих документов: ответы ЗАО "Банк ВТБ 24" от 18.09.2012 г. и от 05.10.2012 г.; акт о наложении ареста (описи имущества) от 28.11.2012 г.; запрос N 1006359871 от 22.11.2012 г. в межрайонную ИФНС России N 14 по Республике Татарстан; предупреждение руководителя ГУП "РАЦИН" об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации от 28.11.2012 г.; требования об исполнении исполнительного документа в срок до 22.11.2012 г., затем до 10.12.2012 г.; извещение о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю (к месту совершения исполнительных действий) на 14.11.2012 г. к 10 час. 00 мин. по адресу: 420021, г. Казань, ул. Ахтямова, д. 1; объяснение Туктамышева А.Р. от 28.11.2012 г.; требование о предоставлении сведений о дебиторской задолженности должника в срок до 10.12.2012 г.
Доводы заявителя о бездействии судебного пристава-исполнителя Мухаметзянова Ш.Я. в срок с 17.09.2012 г. по 25.10.2012 г. материалами дела не подтверждаются.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем все предусмотренные Законом об исполнительном производстве меры по принудительному исполнению исполнительного документа предпринимались.
Довод заявителя о том, что в нарушение статьи 112 Закона об исполнительном производстве с должника не взыскан исполнительский сбор за неисполнение им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, что нарушает права заявителя является необоснованным.
Согласно пункту 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 указанного Закона.
В соответствии со статьей 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно пункту 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (пункт 16 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Пункт 7 статьи 47 Закона об исполнительном производстве также устанавливает, что одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.
В связи с указанными нормами права постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора выносится после окончания основного исполнительного производства.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона N 229-ФЗ).
В статьях 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагает, что эти действия не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основаниями для признания действий судебного пристава-исполнителя незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие действий судебного пристава-исполнителя требованиям законодательства; нарушение указанными действиями прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий незаконными в том случае, если установит, что этот акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из материалов дела, и пояснений сторон, факт бездействия судебного пристава-исполнителя Мухаметзянова Ш.Я. в период с 17.09.2012 г. по 25.10.2012 г. судом апелляционной инстанции не установлен, доказательств нарушения законных прав и интересов заявителем, в нарушение положений ст.ст. 65, 198, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 декабря 2012 г. по делу N А65-27290/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27290/2012
Истец: ИП Тимина Ирина Владимировна,г.Казань
Ответчик: Вахитовский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по РТ, Судебный пристав-исполнитель Вахитовского РОСП УФССП РФ по РТ Мухаметзянов Ш. Я., Судебный пристав-исполнитель Вахитовского РОСП УФССП РФ по РТ Мухаметзянову Ш. Я.
Третье лицо: ГУП "РАЦИН",г.Казань, ООО "Продовольственная корпорация",г.Казань, Старший судебный пристав Вахитовского районного отдела судебных приставов УФССП РФ по РТ Сунгатуллин Р. Х., Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N14 по Республике Татарстан,г.Казань