город Ростов-на-Дону |
|
23 января 2013 г. |
дело N А53-30344/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Захаровой Л.А., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.,
при участии:
от заявителя - представитель по доверенности от 15.01.2013 N 8д - Хлебко Е.В., паспорт, представитель по доверенности от 15.01.2013 9д - Матвеева И.А., паспорт,
от ФГУП "Почта России" - представитель по доверенности от 24.01.2012 N 51.1.7-23/7 - Черепанцев К.Е., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.11.2012 по делу N А53-30344/2012
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области
к заинтересованному лицу - Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - предприятие) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что управлением в ходе планового статистического наблюдения установлены событие и состав правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией Минсвязи России N 25577 на предоставление услуг почтовой связи.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.11.2012 предприятие было привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. Решение мотивировано тем, что предприятием не обеспечено надлежащее качество оказания почтовых услуг. Санкция определена судом с учетом отягчающих ответственность обстоятельств.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило судебный акт отменить, в удовлетворении заявления отказать. Указывает, что доказательства добыты административным органом с нарушением закона, поскольку протокол осмотра почтовых ящиков не составлялся, фототаблицы не являются допустимым доказательством. Указывает на противоречия в заключении о результатах систематического наблюдения, составленного управлением. Административный орган, собрав материалы без участия предприятия, должен был вынести предписание об устранении нарушений, но не возбуждать дело об административном правонарушении. Суд не исследовал все обстоятельства дела, следствием чего является неправильный вывод о соблюдении правил извещения предприятия о дате и времени составления протокола об административном правонарушении.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании участвующие в деле лица ссылались на доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность по совершению совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи на основании лицензии от 11.04.2003 N 25577, сроком действия с 11.04.2004 по 11.04.2013 (т. 1 л.д. 139 - 147). Условия осуществления деятельности по лицензии N 25577 приведены в приложении, которое является неотъемлемой частью данной лицензии.
Согласно пункту 4 условий осуществления деятельности по лицензии N 25577 лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами "О связи" и "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий. Деятельность в области почтовой связи лицензиат обязан осуществлять на основе, в том числе, соблюдения законности, доступности для всех граждан и юридических лиц услуг почтовой связи как одного из средств получения информации и обмена ею, соблюдения прав пользователей услуг почтовой связи, обеспечения права каждого на тайну связи. Порядок оказания услуг почтовой связи определяется Правилами оказания услуг почтовой связи и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством РФ.
В соответствии с п. 7 условий, предусмотренных вышеуказанной лицензией, лицензиат несет ответственность перед пользователями в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязательств в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 14 условий лицензии N 25577 лицензиат обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующими нормативными актами и законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства.
На основании приказа от 14.06.2012 N 582-П (т. 1 л.д. 10-12) управлением проведено систематическое наблюдение в отношении предприятия, по итогам которого составлен акт от 25.09.2012 N А-061-07-0570 (т. 1 л.д. 14-20) и Заключение о результатах систематического наблюдения по соблюдению контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции внутриобластного потока в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" от 25.09.2012 N З-061-07/0571 (т. 1 л.д. 21-37).
Из заключения следует, что ФГУП "Почта России" нарушается пункт 4 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 25577 на предоставление услуг почтовой связи, ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", п. 10, пп. "а", "в" п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила N 221), выразившиеся в не обеспечении качества услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, а именно:
- в нарушение п. 10 Правил N 221 почтовые ящики для сбора письменной корреспонденции не оформлены надлежащим образом;
- в нарушение пп. "а" и "в" п. 47 Правил N 221 установлены факты ненадлежащего качества услуг почтовой связи в части необеспечения пересылки письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
В ходе проведения проверочных мероприятий административным органом установлено что 12 почтовых ящиков для сбора письменной корреспонденции установленных на территории обслуживания Волгодонского почтамта были оформлены с нарушением п. 10 Правил N 221, а именно: на почтовых ящиках не было указано наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, а также дни недели и время, в которое осуществляется выемка письменной корреспонденции, что подтверждается составленными фототаблицами.
При рассылке 150 контрольных писем через почтовые ящики Волгодонского почтамта УФПС Ростовской области - филиала ФГУП "Почта России" адресатам было вручено 137 контрольных писем. Из учтенных 137 контрольных писем по 13 письмам были замедлены сроки вручения от 1 до 27 дней.
По факту выявленного правонарушения должностным лицом административного органа в соответствии с полномочиями, предусмотренными действующим законодательством, 25.09.2012 в присутствии директора УФПС Ростовской области - филиала ФГУП "Почта России" составлен протокол об административном правонарушении в области связи N 20120377 (т. 1 л.д. 7-9).
27.09.2012 материалы дела об административном правонарушении вместе с заявлением о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены управлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному адресу и доставить (вручить) его адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи".
Согласно ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Статьей 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусмотрена обязанность операторов связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии с п. 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, к одним из лицензионных условий относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации. Как уже было указано выше, данное условие содержится в п. 4 лицензии.
На основании пп. "а", "в" п. 47 Правил N 221 операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора, пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
Материалами дела подтверждается нарушение п. 1 п.п. "а" и "б" Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160. Несоблюдение нормативов частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции, а также недоставка в установленные нормативно сроки 13 писем из 150 контрольных подтверждаются материалами дела, доводы предприятия о сомнительности выводов управления надлежащими доказательствами не подтверждены.
Предприятие полагает, что полученные управлением доказательства не являются таковыми для целей административного производства, поскольку получены с нарушением правил КоАП РФ - без участия представителей предприятия и без составления протокола осмотра, не оспаривая в то же время полномочий административного органа по проведению систематического наблюдения.
Указанный довод подлежит отклонению в силу следующего.
Производство по делу об административном правонарушении начинается с момента возбуждения дела об административном правонарушении. На деятельность должностных лиц, осуществляемую вне рамок производства по делу об административном правонарушении, требования КоАП РФ не распространяются. Эта деятельность регламентируется соответствующими нормами законов и принимаемых в их исполнение подзаконных актов, в настоящем случае - Методикой по организации и проведении мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи (утверждена приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 14.06.2006 N 75.
В соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ; вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 1 или ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.
Исходя из материалов дела, дело об административном правонарушении было возбуждено составлением протокола об административном правонарушении от 25.09.2012.
Следовательно, с этой даты и стали обязательными для должностных лиц административного органа требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на неисполнение которых указано предприятием.
В течение срока проведения систематического наблюдения должностные лица управления, осуществлявшие систематическое наблюдение, не являлись участниками "производства по делу об административном правонарушении", предприятие не было "лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении".
На этом основании собранные административным органом в обоснование вывода о нарушении предприятием Правил N 221 и лицензионных требований доказательства не могут быть признаны полученными с нарушением требований КоАП РФ, поскольку их сбор нормами КоАП РФ не регламентировался.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит прямого запрета на использование доказательств, полученных до возбуждения дела об административном правонарушении.
Предприятием не приведено доводов, свидетельствующих об отсутствии полномочий управления по рассылке контрольных писем, таким образом в указанной части апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Также предприятию вменяется ненадлежащее оформление почтовых ящиков для сбора письменной корреспонденции.
Предприятие оспаривает фотоматериалы, полученные управлением в ходе наблюдения, однако данный довод подлежит отклонению по приведенным выше мотивам.
Более того, предприятие неоднократно указывало, что факт ненадлежащего оформления почтовых ящиков им признается, предпринимаются меры для устранения данного нарушения (т. 2 л.д. 5), в обоснование чего представлены собственные фото.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции относительно события и состава вменяемого предприятию правонарушения.
Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении от 25.09.2012 N 20120377 вопреки доводам апелляционной жалобы не установлено.
О дате и времени составления протокола извещались как предприятие (т. 1 л.д. 43-44), так и УФПС Ростовской области - филиал ФГУП "Почта России".
Письмом от 24.09.2012 (т. 1 л.д. 115) предприятие уведомило административный орган об участии в составлении протокола об административном правонарушении директора УФПС Ростовской области - филиал ФГУП "Почта России" с полномочиями, подтверждаемыми генеральной доверенностью.
Определяя подлежащую применению санкцию, суд первой инстанции учел отягчающие ответственность обстоятельства, в связи с чем посчитал необходимым применить санкцию в виде штрафа, определив его размер 30 000 руб.
Таким образом, материалами дела подтверждается виновное совершение предприятием правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы предприятия, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 23.11.2012 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.11.2012 по делу N А53-30344/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-30344/2012
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области
Ответчик: ФГУП "Почта России"