г. Санкт-Петербург |
|
29 января 2013 г. |
Дело N А56-43109/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черняк Е.В.
при участии:
от заявителя: Мехиной Е.Ю. по доверенности от 10.08.2012; Басенко Ю.Б. по доверенности от 05.07.2012;
от заинтересованного лица: Иванова Ф.К. по доверенности от 24.10.2012 N 18-01-30/7433;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6962/07) Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2012 по делу N А56-43109/2012 (судья Семенова И.С.), принятое
по заявлению ООО "АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ "ПИОНЕР"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ "ПИОНЕР" (191015, Санкт-Петербург, ул.Восстания, д.6а, ОГРН 10478555115990, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (191123, Санкт-Петербург, набережная Робеспьера, дом 10А, ОГРН 1027809169629, далее МРУ Росфинмониторинга по СЗФО) от 05.07.2012 N 04-12/76-1/2 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции, заявленные обществом требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МРУ Росфинмониторинга по СЗФО направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении требований в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы и не согласился с выводом суда относительно того, что в отсутствие деятельности по предоставлению посреднических услуг при осуществлении сделки купли-продажи земельного участка, у общества, как стороны по сделке, не возникло обязанности по фиксированию, хранению и представлению в уполномоченный орган информации о данной операции, подлежащей обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее- Закон N 115-ФЗ). Представитель пояснил, что общество на основании учредительных документов является организацией и осуществляет в том числе, посреднические услуги при купле-продаже недвижимого имущества, отсутствие постановки на учет в МРУ Росфинмониторинга по СЗФО в установленные законом сроки привело к невозможности осуществления организацией внутреннего контроля и выполнения обязанностей, установленных статьей 7 Закона N 115-ФЗ.
Представитель заявителя в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, пояснив, что на общество не распространяется действие Закона N 115-ФЗ, поскольку номинальное указание в Уставе ООО "АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ "ПИОНЕР" на декларируемый вид деятельности - оказание посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, не может служить основанием для отнесения общества к субъекту вменяемого правонарушения. По мнению общества, спорная сделка по приобретению обществом в собственность земельного участка не подпадает под действие статей 3.5 и 6 Закона N115-ФЗ; общество, фактически не осуществляло посреднические услуги, являлось стороной по сделке (покупателем) и от своего имени и в своих интересах заключало договор купли-продажи земельного участка.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит основания для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в период с 19.06.2012 по 28.06.2012 должностными лицами МРУ Росфинмониторинга по СЗФО на основании приказа от 13.06.2012 N 04-01/62-П проведена выездная проверка соблюдения ООО "АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ "ПИОНЕР" за период с 01.01.2009 по 31.05.2012 законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и исполнения правил внутреннего контроля.
В ходе проверки установлено, что общество не состояло на учете в МРУ Росфинмониторинга по СЗФО, не осуществляло организацию внутреннего контроля, а именно, не разработало, не утвердило и не направило правила внутреннего контроля на согласование в уполномоченный орган, а также не представило сведения, касающиеся назначения должностных лиц, ответственных за их исполнение, и их обучения. Указанные обстоятельства повлекли за собой непредставление в МРУ Росфинмониторинга по СЗФО сообщения по сделке купли-продажи земельного участка по договору N РАД-28/2012 от 27.01.2012, заключенному между ООО "Фирма Л1"(продавец) и ООО "АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ "ПИОНЕР" (покупатель) на сумму 850 250 000 рублей, как сделке с недвижимым имуществом, подлежащей обязательному контролю (сумма -более 3 000 000 рублей), что является нарушением подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
По результатам проверки 28.06.2012 составлен акт N 62.
28.06.2012 в отношении ООО "АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ "ПИОНЕР", по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, главным специалистом-экспертом ОНД и ПО МРУ Росфинмониторинга по СЗФО составлен протокол об административном правонарушении N 04-12/76-1/2.
05.07.2012 должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по СЗФО вынесено постановление N 04-12/76-1/2 о привлечении ООО "АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ "ПИОНЕР" к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях вв идее штрафа в размере 200 000 рублей.
Общество считая, что не является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, признал незаконным оспариваемое постановление, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 308-ФЗ, действующей на момент совершения правонарушения) предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее-Закон N 115-ФЗ).
К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в частности, обязательный контроль (ст. 4 Закон N 115-ФЗ ).
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ относятся кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации.
Указанные организации обязаны идентифицировать организацию, являющуюся стороной в операции с денежными средствами или иным имуществом, и проверить, относится ли она к организации, в отношении которой имеются полученные в установленном в соответствии с Законом N 115-ФЗ порядке сведения о ее причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическому лицу, прямо или косвенно находящемуся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическому или юридическому лицу, действующему от имени или по указанию таких организации или лица.
В силу подпункта "д" пункта 2 "Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" (утвержденного Постановлением Правительства N 28 от 18.01.2003) организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества обязаны в течение 30 дней с даты государственной регистрации осуществить постановку на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Исходя из буквального толкования данных норм, следует, что с момента государственной регистрации, на основании своих учредительных документов и заявленных видов экономической деятельности организация обязана осуществить постановку на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу, при этом, законодатель не инициировал постановку на учет с началом осуществления фактической деятельности по оказанию посреднических услуг.
Как следует из пункта 2.2 Устава ООО "АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ "ПИОНЕР", утвержденного 25.12.2007 (л.д.52-53), одним из видов деятельности общества в том числе, является предоставление посреднических услуг, при покупке, продаже и аренде жилого (нежилого) недвижимого имущества.
Согласно расшифровке кодов по ОК ТЭИ, приложенного Комитетом по государственной статистике по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к информационному письму от 22.10.2004, направленному в адрес генерального директора общества:
- код ОКВЭД- 70.3 -предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом;
- код ОКВЭД 70.31.1-предоставление посреднических услуг, при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества;
- код ОКВЭД 70.31.11-предоставление посреднических услуг, при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества;
- код ОКВЭД 70.31.12-предоставление посреднических услуг, при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества ( л.д.93-94).
В бухгалтерской отчетности от 26.04.2012 общество указало код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД-70.31 ( л.д.96).
С учетом вышеизложенного, общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом и в соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ на него распространяются требования указанного Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов. Однако оспариваемым обществу не вменяется нарушение сроков постановки на учет в уполномоченный орган и отсутствие правил внутреннего контроля.
Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменено нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции, сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю.
Согласно пункту 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной сумме 3 000 000 рублей, или превышает ее.
В рассматриваемом случае по договору N РАД-28/2012 от 27.01.2012, заключенному между ООО "Фирма Л1" (продавец) и ООО "АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ "ПИОНЕР" (покупатель) осуществлена сделка купли-продажи земельного участка на сумму 850 250 000 рублей.
Факт заключения данной сделки общество не отрицает. Вместе с тем, из указанного договора следует, что общество не осуществляет посреднические услуги, а является стороной сделки. Доказательств обратного в силу части 5 статьи 205 АПК РФ административным органом не представлено. Доводы административного органа о том, что общество заключило указанную сделку в целях оказания посреднических услуг, ничем не подтверждены и являются надуманными.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, признавая незаконным постановление МРУ Росфинмониторинга по СЗФО от 05.07.2012 N 04-12/76-1/2 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях дал правильную оценку обстоятельствам дела и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 октября 2012 года по делу А56-43109/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43109/2012
Истец: ООО "АГЕНСТВО НЕДВИЖИМОСТИ "ПИОНЕР"
Ответчик: росфинмониторинг Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по северо-Западному федеральному округу