г. Ессентуки |
|
29 января 2013 г. |
Дело N А63-13021/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Невинномысск - Ремстройсервис" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.11.2012 по делу N А63-13021/2012 (судья Костюков Д.Ю.),
по заявлению ООО "Невинномысск - Ремстройсервис" (ОГРН 1062648010820),
к ГУ Ставропольскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (ОГРН 1022601948665),
об оспаривании решения в части,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Невинномысск - Ремстройсервис": Кагало И.В. (доверенность N 00004399 от 12.12.2012), Мещеряков А.В. (доверенность N 00003460 от 25.09.2012);
от ГУ Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ: Кабаева О.В. (доверенность N 96 от 06.12.2012);
УСТАНОВИЛ:
ООО "Невинномысск-Ремстройсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным решения филиала N 6 Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) от 17.05.2012 N 6 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части не включения в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, выплаты как расходы работника по самостоятельному найму жилья в размере 420446, 23 рублей (с учетом уточнений от 02.11.2012).
Решением суда от 07.11.2012 отказано в удовлетворении требований общества.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Общество указало на то, что неправильное истолкование судом статьи 169 Трудового кодекса РФ привело к тому, что суд применил норму, не подлежащую применению - статью 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и не применил норму, подлежащую применению - статью 9 Закона N 212 - ФЗ.
Из отзыва фонда следует, что он не согласен с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества и фонда поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, фондом на основании решения от 26.03.2012 N 75 проведена выездная проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной трудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов обществом.
В ходе проверки установлено, что в нарушение положений статьи 9 Закона N 212-ФЗ страхователь в 2011 году включил в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами расходы работника по самостоятельному найму жилья (420446,23 рубля) и расходы по бесплатному предоставлению молока работникам, чья работа не связана с вредными условиями труда (15041 рублей), вознаграждение, выплачиваемое работникам при увольнении (317170, 26 рубля), выплаты, произведенные работникам по решению суда (63812,80 рубля).
По итогам выездной проверки специалистами отдела выездных проверок составлен акт выездной проверки от 20.04.2012 N 88 и вынесено решение от 17.05.2012 N 6 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в размере 2525,82 рубля, предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 12629,12 рубля и пени в сумме 923,30 рубля (т.1, л. д. 60-63, 80-85).
На указанное решение 31.05.2012 заявителем направлена жалоба в ГУ Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. Решение фонда оставлено без изменения (т.1, л. д. 86 - 89).
Общество, не согласившись с решением фонда в части невключения в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, выплаты как расходы работника по самостоятельному найму жилья в размере 420446,23 рублей, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - организации.
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 статьи 5 названного Закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона (пункт 1 статьи 8 Закона N 212- ФЗ).
Статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (действует с 01.01.2010).
Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников (подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212- ФЗ).
Кроме того, страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начисляются на выплаты, носящие компенсационный, единовременный характер в случаях и в пределах норм, прямо предусмотренных законодательством.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами трудовым договором.
ТК РФ установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 ТК РФ) и компенсации (главы 24 - 28 ТК РФ).
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Законодатель выделяет два вида компенсационных выплат компенсации, которые связаны с особыми условиями труда и согласно статье 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и компенсации, установленные согласно статье 164 ТК РФ в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Статьей 165 ТК РФ установлены случаи предоставления гарантии и компенсации помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ.
При этом при предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
В соответствии со статьей 169 ТК РФ при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику: расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства. Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод общества о том, что расходы по найму жилья предусмотрены статьей 169 ТК РФ, относятся к компенсационным выплатам, и поэтому не входят в систему оплаты труда, а производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, а следовательно, уплаченные обществом суммы не подлежат обложению страховыми взносами.
Как следует из материалов дела, обществом заключены трудовые договоры с иногородними гражданами: Глыбовской Л.И. (трудовой договор от 07.04.2011), Беспаловым А.В. (т.д. от 17.08.2011), Ткаченко В.В. (т.д. от 17.08.2011), Сунцовым А.В. (т.д. от 01.09.2011), Гудзь В.Г. (т.д. от 19.09.2011).
Порядок возмещения расходов, связанных с переездом работника на работу в другую местность установлен внутренним нормативным актом заявителя, а именно: инструкцией N 14-НевРСС-ПП05-02 "По предоставлению льгот, гарантий и компенсационных выплат работникам, переезжающим в другую местность на работу по предварительной договоренности с работодателем" (т.1, л.д. 29-38).
Согласно положениям данной инструкции к возмещению расходов по переезду работника и членов их семей и провозу имущества отнесены:
компенсация расходов по переезду;
компенсация расходов по доставке к новому месту жительства личного имущества.
К возмещению расходов по обустройству на новом месте жительства отнесены следующие выплаты:
- пособие по обустройству на новом месте жительства;
- компенсация расходов за проживание в гостинице на период жилья на новом месте жительства;
- предоставление служебного жилья или компенсация расходов работника по самостоятельному найму жилья (квартиры).
В соответствии с пунктом 4.2 приложения N 1 к указанной инструкции, в случае невозможности представления обществом работнику служебного жилья, работник самостоятельно решает вопросы аренды жилья для проживания, несет полностью все расходы и риски, связанные с проживанием в арендуемом жилье. С целью возмещения понесенных работником расходов, ему производится ежемесячная выплата фиксированных сумм денежной компенсации, размер которой обусловлен утвержденными в организации нормами.
Выплата компенсации производится один раз в месяц, в срок до 15-го числа, следующего за расчетным, по приказу, издаваемому по заявлению работника (т.1, л.д.38).
Приказом от 29.06.2011 N 1410 ООО "Невинномысск-Ремстройсервис" утверждены нормы компенсационных выплат работникам: за найм однокомнатной квартиры - 12000 рублей, 2-х комнатной квартиры - 15000 рублей, 3-х комнатной квартиры - 18000 рублей (т. л.д.124-127).
Таким образом, обязательства производить компенсационные выплаты по найму жилья на время работы иногородних граждан на предприятии приняты на себя работодателем лишь на основании внутреннего акта предприятия.
Данный факт обществом не оспаривается. Доказательств того, что данные выплаты предусмотрены какими - либо законодательными актами, решениями представительных органом местного самоуправления, обществом не представлено. Так же как не представлено доказательств того, какие именно расходы несли работники заявителя и документы, подтверждающие данные расходы.
Оценив представленные обществом доказательства в совокупности, в том числе:
приказы о возмещении затрат по самостоятельному найму жилья, трудовые договоры, дополнительные соглашения, внутреннюю инструкцию по предоставлению льгот, гарантий и компенсационных выплат работникам, переезжающим в другую местность на работу по предварительной договоренности с работодателем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что выплаты по компенсации расходов по самостоятельному найму жилья являются выплатами, произведенными в рамках трудовых отношений, и являются составной частью заработной платы. Назначение и характер спорных выплат, произведенных иногородним работникам, свидетельствуют о том, что они обусловлены трудовыми отношениями, связаны напрямую с трудовой деятельностью, носят систематический характер и выплачивались работникам именно в связи с осуществлением работниками предприятия трудовых обязанностей. Следовательно, они являются элементами оплаты труда и подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов, при этом не имеют значение ни их название, ни способ формирования источника выплат данных сумм.
Кроме того, обоснованным является указание суда первой инстанции на то, что в соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе, в связи с переездом на работу в другую местность, за определенным исключением.
Трудовой кодекс РФ не обязывает работодателя обеспечивать работника жильем при приеме на работу, лишь некоторые категории работников обеспечиваются бесплатным жильем на основании специальных указаний законодательства.
В данном случае, при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы по обустройству на новом месте жительства в размере, определенном соглашением сторон трудового договора (статья 169 ТК РФ), но не расходы по найму (приобретению) жилья.
По общему правилу, исходя из буквального толкования указанных норм, работодатель не обязан нести затраты на наем жилого помещения для работника (в том числе иногороднего). Предоставление (наем) жилья для работников или компенсация им соответствующих расходов возможны в случае закрепления такого условия в трудовом, коллективном договоре или локальном нормативном акте, и является правом работодателя.
Рассматриваемые затраты (компенсация найма жилья, выплачиваемая работнику, переехавшему для работы в другую местность) не устанволены в статье 9 Закона N 212-ФЗ, определяющей перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, не подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 3 названной статьи, и не являются предусмотренными законом компенсационными выплатами, освобожденными от обложения страховыми взносами.
Следовательно, суммы такой компенсации подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Согласно позиции, изложенной в Письмах Минсоцздравразвития России РФ от 23.03.2010 N 647-19, от 19.05.2010 N 1239-19, от 26.05.2010 N 1343-19, от 28.10.2010 N 30-19/11437, от 10.03.2010 N 10-4/308103-19 объектом обложения страховыми взносами являются любые выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений, за исключением перечисленных в статье 9 Закона N 212-ФЗ. При этом не имеет значения, что та или иная выплата не предусмотрена в трудовом (коллективном) договоре.
В письме Минсоцздравразвития РФ от 05.08.2010 N 2519-19 прямо указано, что компенсация найма жилья не подпадает под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, указанной нормой предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами возмещение расходов работника только по переезду. Следовательно, плата (или компенсация) за наем жилья для работников должна облагаться страховыми взносами в общем порядке. Аналогичный вывод сделан в письме ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод общества о том, что, указанные выше Письма Минсоцздравразвития РФ не являются законом или нормативным актом и не могут применяться согласно положениям Конституции РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона N 212-ФЗ, в целях единообразного применения названного Закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 N 731 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования" право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Суд правильно указал, что вышеназванные письма являются действующими, не отменены, не изменены и по своей сути являются указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу.
Более того, разъяснения, содержащиеся в Письмах Минсоцздравразвития РФ, согласуются с положениями Закона N 212-ФЗ и не противоречат Трудовому Кодексу РФ.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки общества на судебную практику.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения фонда о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части не включения в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, выплаты как расходы работника по самостоятельному найму жилья.
Решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При обжаловании юридическими лицами в апелляционном порядке судебных актов по требованию о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц государственная пошлина уплачивается в размере 1000 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы обществом была оплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей, сумму излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1000 рублей надлежит возвратить обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.11.2012 по делу N А63-13021/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Невинномысск - Ремстройсервис" из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-13021/2012
Истец: ООО "Невинномысск-Ремстройсервис"
Ответчик: ГУ Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ Ставропольское региональное отделение фонда социального страхования РФ в лице филиала N6
Третье лицо: ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ Ставропольское региональное отделение фонда социального страхования РФ в лице филиала N6