г. Москва |
|
29 января 2013 г. |
Дело N А41-30276/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Коновалова С.А., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хабаловым Р.Р.,
при участии в заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области - извещено, представитель не явился,
от Администрации города Серпухов Московской области - извещена, представитель не явился,
от Комитета по управлению имуществом Талдомского муниципального района Московской области - извещено, представитель не явился,
от Гусихина Сергея Владимировича - извещен, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04.09.2012 по делу N А41-30276/12, принятое судьей Нечаевой С.В.,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Талдомского муниципального района Московской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением (заявлением) к Территориальному управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление) с требованием о признать отсутствующим право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:01:0050226:0025, общей площадью 1 319 кв.м. местоположение: Московская область, Талдомский район, поселок Запрудня, улица Корсакова, участок N 85, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Росреестра) и Гусихин Сергей Владимирович.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.09.2012 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела и неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между Администрацией местного самоуправления поселка Запрудня Талдомского района Московской области и Гусихиным Сергеем Владимировичем 20.05.2003 заключен договор N 131 аренды земельного участка на территории поселка Запрудня Талдомского района (далее - договор аренды). На момент заключения договора земельный участок имел условный (кадастровый) номер 50:01:0050226:0025.
Срок действия вышеуказанного договора аренды установлен - 5 лет.
Договор аренды зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой в установленном законом порядке, о чем 02.08.2003 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N 50-01/01-11/2003-245.1.
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", с 1.07.2006, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, изъяты у органов местного самоуправления поселений и предоставлены органам местного самоуправления муниципальный районов и городских округов.
Учитывая то обстоятельство, что спорный земельный участок расположен на территории Талдомского муниципального района, то все полномочия по распоряжению указанным земельным участком в настоящее время принадлежат Администрации Талдомского муниципального района Московской области.
Вместе с тем, согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.03.2012 N 01/007/2012-181, в качестве правообладателя спорного земельного участка, вид права - собственность, указана Российская Федерация.
Считая, что право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией незаконно в нарушение действующего законодательства, комитет обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя требование комитета, суд первой инстанции посчитал их необоснованными и подлежащими удовлетворению.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба управления не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон о разграничении государственной собственности) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у комитета отсутствует право распоряжения им, в том числе, право сдачи его в аренду, а также право получения арендных платежей.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права, однако перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с частью 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
Согласно статье 17 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент внесения записи (19.03.2001), право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Законом о разграничении государственной собственности.
Из части 2 статьи 2 Закона о разграничении государственной собственности следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
Согласно статей 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном Законом порядке.
Доказательств внесения земельного участка в реестр федеральной собственности управлением не представлено. Земельный участок к исключительной собственности Российской Федерации не относится.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Кроме того, государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Управление в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а также доказательств расположения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих Российской Федерации.
Данная правовая позиция подтверждена постановлениями Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.01.2013 по делу N А41-30289/12, от 25.12.2012 по делу N А41-6031/12.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении заявленного комитетом требования не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, ч. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.09.2012 по делу N А41-30276/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-30276/2012
Истец: Комитет по управлению имуществом Талдомского муниципального района, Комитет по управлению имуществом Талдомского муниципального района Московской области
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области
Третье лицо: Гусихин С. В., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области