г. Санкт-Петербург |
|
30 января 2013 г. |
Дело N А56-35170/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Девина В.В. по доверенности от 14.08.2012 N 14-08/12.
от ответчика: Сидорова П.С. по доверенности от 29.12.2012 N 04-23/43967.
от 3-го лица: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24441/2012) ООО "Гестион" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 октября 2012 года по делу N А56-35170/2012 (судья Исаева И.А.), принятое
по заявлению ООО "Гестион"
к Балтийской таможне
о признании незаконным бездействия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гестион" (191126, Санкт-Петербург, Загородный пр., д. 40, литер Б, пом. 1-Н, ОГРН 5067847302001, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в ходе судебного заседания, о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32А, далее - таможня, таможенный орган), выразившегося в непринятии решения о выпуске товаров по таможенной декларации N 10216130/090412/0015469 в период с 10.04.2012 по 15.04.2012.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено закрытое акционерное общество "ЛенРеактив" (193230, Санкт-Петербург, Октябрьская наб., 44).
Решением от 22.10.2012 в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель ООО "Гестион" поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснил, что общество при подаче ДТ N 10216130/090412/0015469 предоставило все необходимые документы, достоверно подтверждающие заявленный классификационный код, таможенный орган не доказал наличие несоответствия сведений о декларируемых товарах в таможенной декларации сведениям, содержащимся в представленных таможенным брокером документах, что подтверждает отсутствие необходимости проведения дополнительной проверки. В протоколе обмена отсутствует информация о направлении запроса о предоставлении дополнительных документов, расчета размера обеспечения. Общество, ссылаясь на пункт 2 статьи 85 Таможенного кодекса Таможенного союза, указывает, что обеспечение уплаты таможенных платежей не требовалось, поскольку сумма подлежащих уплате таможенных пошлины, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 Евро по курсу валют. По мнению общества, нарушение срока выпуска товара препятствовало своевременному получению вознаграждения за оказание услуги по договору об оказании услуг с таможенным представителем.
Представитель таможенного органа возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, ЗАО "ЛенРеактив" (декларант) на основании контракта от 22.02.2012 N 04/САА/2012, заключенного с компанией "БАСФ СЕ" (Германия), по декларации на товары (ДТ) N 10216130/090412/0015469 ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товар - "сульфат аммония".
Таможенное оформление товара на основании договора от 01.03.2011 N Г-11-168 осуществлялось таможенным брокером - ООО "Гестион" путем удаленного доступа в электронной форме.
Одновременно с подачей ДТ таможенным брокером представлены документы необходимые для таможенного оформления товаров (опись документов, т.1, л.д. 11).
В ходе проверки представленных документов таможенный орган на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС запросил у декларанта - ЗАО "ЛенРеактив" документы, необходимые для подтверждения правильности определения классификационного кода ЕТН ВЭД и вручил расчет обеспечения уплаты таможенных платежей (т.1, л.д. 64, 65).
В этот же день - 10.04.2012 в связи с необходимостью проведения дополнительной проверки таможенным органом принято решение о продлении срока выпуска товара. Согласно резолюции на докладной записке от 10.04.2012 N 3539 начальником Пушкинского т/п разрешено продление срока выпуска товара по ДТ N 10216130/090412/0015469 до завершения формы таможенного контроля на 10 дней (т.1, л.д. 66).
ЗАО "ЛенРеактив" письмом N 15/04 от 15.04.2012 представило таможенному органу имеющуюся у него техническую документацию.
По результатам анализа данных документов таможенным органом принято решение о принятии заявленного таможенным брокером классификационного кода товара и выпуске товара в соответствии с заявленным таможенным режимом 15.04.2012.
Считая бездействие таможенного органа, выразившееся в непринятии решения о выпуске товара по ДТ N 10216130/090412/0015469 в период с 10.04.2012 по 15.04.2012, незаконным, ООО "Гестион" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признавая правомерность действий таможенного органа по принятию решения о проведении дополнительной проверки и истребовании у декларанта документов, подтверждающих обоснованность заявленного классификационного кода товара, отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав выступления сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса - международными договорами государств - членов таможенного союза и пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса - законодательством государств - членов таможенного союза;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 3 статьи 195 ТК ТС товаров осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в статье 196 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС.
Пунктом 4 данной статьи установлено, что сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим кодексом.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, поводом для проведения таможенным органом дополнительной проверки послужила необходимость предоставления документов, подтверждающих правильность определения классификационного кода товара.
В соответствии с пунктом 9 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", при обнаружении до выпуска товаров признаков, указывающих на то, что классификация товаров является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку. В целях проведения дополнительной проверки таможенный орган назначает таможенную экспертизу или запрашивает дополнительные документы и сведения. Для получения дополнительных документов и сведений таможенный орган незамедлительно в письменной форме уведомляет декларанта о необходимости предоставления сведений о характеристиках товаров, влияющих на классификацию этих товаров, и о том, какими именно документами данные сведения должны быть подтверждены. Декларант вправе предоставить имеющиеся у него другие документы, содержащие сведения о товарах.
Таким образом, действия таможни по направлению запроса в адрес ЗАО "ЛенРеактив" не противоречат вышеприведенным нормам права.
Из пункта 2 статьи 220 Закона N 311-ФЗ следует, что продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС допускается исключительно, в том числе, при проведения дополнительной проверки с целью определения классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в соответствии с частями 9 и 10 статьи 106 Закона - до окончания проверки.
Суд первой инстанции установил, что начальник Пушкинского т\п Шихалиев С.С. согласовал продление срока выпуска товара на время, необходимое для завершения таможенного контроля в соответствии с пунктом 1 статьи 110 ТК ТС - на 10 дней. Данные обстоятельства подтверждаются наличием в материалах дела докладной записки о продлении срока выпуска товара от 10.04.2012 (т.1, л.д. 66).
Вместе с тем, в соответствии со статьей 198 ТК ТС если таможенные органы принимают решение о необходимости исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы с целью проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации или иных документах, представленных таможенным органам, выпуск товаров производится до получения результатов таможенной экспертизы при условии, что декларантом предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения таких исследований или экспертиз.
Выпуск товаров не производится только в случае обнаружения таможенными органами признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение.
В данном случае, как следует из материалов дела, 10.04.2012 таможенным органом подготовлен и вручен представителю декларанта расчет размера обеспечения уплаты таможенных платежей по ДТ N 10216130/090412/0015469, которое составило 17 655, 89 руб. (т.1 л.д.65).
Однако в силу пункту 1 части 2 статьи 85 ТК ТС, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 (пятистам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, действующему на день регистрации таможенной декларации, а если таможенная декларация не представляется - на день принятия решения о непредоставлении обеспечения.
В данном случае, как правомерно отмечено заявителем, установленный Центробанком России курс евро к рублю Российской Федерации на 09.04.2012 составлял 38,5138 руб. Таким образом, поскольку размер подлежащих уплате таможенных платежей, исчисленных таможенным органом, составил менее 500 евро, невыпуск товара в связи с невнесением обеспечения уплаты таможенных платежей противоречит статьям 85, 195 ТК ТС.
Довод представителя таможни о том, что дополнительные документы затребовались в связи с необходимостью проверки соблюдения декларантом запретов и ограничений, апелляционным судом отклоняется, как противоречащий материалам дела.
Из запроса о предоставлении дополнительных документов, расчета размера обеспечения видно, что дополнительные документы истребовались таможенным органом с целью проверки правильности определения классификационного кода ЕТН ВЭД, заявленной в декларации на товары.
15.04.2012, после получения от ЗАО "ЛенРеактив" технической документации, позволяющей однозначно классифицировать задекларированный товар в соответствии с ТН ВЭД ТС, спорный товар был выпущен в свободное обращение.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности обществом того, что действия таможни по невыпуску товара в период с 10.04.2012 по 15.04.2012 нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления им предпринимательской и экономической деятельности.
Довод подателя жалобы о том, что вследствие бездействия таможни Общество было лишено возможности исполнить обязательства по договору об оказании услуг таможенным представителем и получить соответствующее вознаграждение за оказание услуг по таможенному декларированию, апелляционным судом отклоняется как бездоказательный.
В рассматриваемом случае несвоевременный выпуск товара может затрагивать права лица, обладающего в отношении этого товара правом владения, пользования и (или) распоряжения, то есть декларанта. Из заявления ЗАО "ЛенРеактив" следует, что декларант не имеет имущественных и неимущественных требований к ООО "Гестион" (т.1 л.д.117).
Доказательств нарушений прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности таможенного представителя, ООО "Гестион" не представлены.
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 октября 2012 года по делу N А56-35170/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Гестион" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35170/2012
Истец: ООО "Гестион"
Ответчик: Балтийская таможня
Третье лицо: ЗАО "ЛенРеактив"
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1726/13
30.01.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24441/12
22.10.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-35170/12