г. Хабаровск |
|
30 января 2013 г. |
Дело N А73-12507/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Балинской И.И., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края: Козлова О.А., представитель по доверенности от 09.01.2013 б/н;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области: Рубцова А.Ю., представитель по доверенности от 07.11.2012 N 65;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края на решение от 23.11.2012 по делу N А73-12507/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
об оспаривании постановления от 05.09.2012 N 05/15 17-19/12
УСТАНОВИЛ:
Администрация Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО, административный орган) от 05.09.2012 N 05/15 17-19/12, которым Администрация привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 10.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 23.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу, просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель административного органа отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 20.08.2012 в 11 часов 30 минут специалистами Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО при проведении контрольного карантинного фитосанитарного обследования подкарантинного объекта: ранее выявленного очага карантинного сорняка амброзии полыннолистной площадью 0,01 га, расположенного на территории Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края на землях населенных пунктов в границах с. Корсаково-1, на основании распоряжения заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области М.В. Олейникова "О проведении карантинного фитосанитарного обследования подкарантинных объектов в целях своевременного обнаружения карантинных объектов и предупреждения их возможного распространения на территории Хабаровского края" от 09.07.2012 N 407-р выявлено, что карантинный сорняк амброзия полыннолистная возобновился (что подтверждается заключением карантинной экспертизы Федерального государственного бюджетного учреждения "Хабаровский референтный центр Россельхознадзора" от 20.08.2012 г. N ХБ 02-972), вегетирует и выявлен в стадии цветения, степень засорения - слабая, характер засорения - очагами, в границах старого очага на газонах по улицам Центральная, Школьная, Восточная.
При этом установлено, что администрация Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского не обеспечила своевременное ежегодное проведение комплекса мер по локализации и ликвидации очага карантинного сорняка: на невозделываемых землях проводить 2-,3-кратное скашивание сорняков, проводить систематический обкос обочин дорог засоренных карантинными сорняками; проводить систематическую ручную прополку единичных очагов до начала цветения карантинных сорняков.
22.08.2012 старшим государственным инспектором отдела внутреннего контроля в области карантина растений, качества зерна и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Захурнаевой Н.Н. по факту выявленного нарушения правил борьбы с карантинными растениями-сорняками в отношении Администрации Корсаковского сельского поселения, в присутствии ее законного представителя - Главы Корсаковского сельского поселения Спека И.В., составлен протокол N 05/15 17-19/12 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.1 КоАП РФ.
Уведомлением от 23.08.2012 исх. N 05-15/17-182 Администрация извещена о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (05.09.2012 в 14 час. 50 мин. по адресу: г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 205, 3 этаж, каб.7). Уведомление направлено по юридическому адресу Администрации и получено адресатом, согласно почтовой карточке о вручении, 29.08.2012.
05.09.2012 заместителем начальника отдела внутреннего контроля в области карантина растений, качества зерна и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Т.В.Бобровой по результатам рассмотрения материалов административного дела, в отсутствие законного представителя Общества, при его надлежащем извещении, вынесено постановление N 15/15 17-19/12, которым Администрация Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из следующего.
Статьей 10.1 КоАП РФ за нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками установлена административная ответственность.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" (далее - Федеральный закон от 15.07.2000 N 99-ФЗ) под вредным организмом понимается растение любого вида, сорта или биологического типа, способное нанести вред растениям или продукции растительного происхождения; карантинные объекты - вредные организмы, отсутствующие или ограниченно распространенные на территории Российской Федерации, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области карантина растений; подкарантинные объекты - в том числе земли любого целевого назначения, подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) и иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения на ней карантинных объектов.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ в карантинной фитосанитарной зоне проводятся мероприятия по борьбе с карантинными объектами, локализации, ликвидации их очагов, вводятся запреты на использование определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), запреты на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ограничения такого использования и вывоза и иные запреты и ограничения.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2007 N 673 утвержден Перечень карантинных объектов (вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков)).
В перечень карантинных объектов, ограниченно распространенных на территории Российской Федерации, включено растение (сорняк) Амброзия полыннолистная (Ambrosia artemisiifolia L.).
Судом установлено, село Корсаково-1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края, согласно постановлению Губернатора Хабаровского края от 18.01.2010 г. N 3 "О наложении карантина по карантинным объектам" (в ред. постановления Губернатора Хабаровского края от 04.06.2012 N54) входит в перечень карантинных фитосанитарных зон по амброзии полыннолистной, находящихся на территории Хабаровского края.
В числе владельцев и пользователей зараженных земель в Хабаровском районе указана администрация Корсаковского сельского муниципального образования, с. Корсаково-1, площадь заражения - 0,01 га.
Приложением N 7 к вышеуказанному постановлению от 18.01.2010 N 3 утверждены карантинные фитосанитарные меры, сроки их исполнения и исполнители. Так, согласно данному приложению владельцы и пользователи земель, зараженных карантинными сорняками, должны обеспечить своевременное проведение указанного комплекса мер по локализации и ликвидации очагов карантинных сорняков ежегодно до полной их ликвидации, в частности:
- на невозделываемых землях проводить 2-, 3-кратное скашивание сорняков, дискование или перепашку - ежегодно июль, август;
- проводить систематический обкос полей и обочин дорог, засоренных карантинными сорняками - ежегодно июль, сентябрь;
- проводить систематическую ручную прополку единичных очагов до начала цветения карантинных сорняков - ежегодно июль, сентябрь.
При этом довод Администрации о том, что она не является собственником, владельцем или пользователем подкарантинных объектов, обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным на основании следующего.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством, которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 85 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов РФ до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу главы 12 настоящего закона в собственности субъекта РФ имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения. В переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество органы местного самоуправления вправе безвозмездно использовать имущество для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.
В постановлении Губернатора Хабаровского края от 18.01.2010 N 3 "О наложении карантина по карантинным объектам" владельцем и пользователем зараженных земель в с. Корсаково-1, площадь заражения - 0,01 га, указана администрация Корсаковского сельского муниципального образования.
Ссылка Администрации на отсутствие в материалах дела планов местности, схем расположения земельных участков с обозначением на них мест, зараженных карантинным сорняком, в связи с чем, данное обстоятельство не позволяет определить принадлежность спорных участков администрации Корсаковского сельского поселения, также правомерно не принято судом первой инстанции во внимание в силу следующего.
Из оспариваемого постановления N 05/15 17-19/12 от 05.09.2012, а также имеющихся в материалах дела фотоснимков, судом установлено, что карантинный сорняк амброзия полыннолистная был выявлен административным органом в стадии цветения в границах старого очага площадью 0,01 га, расположенного на территории Корсаковского сельского поселения на землях населенных пунктов в границах с. Корсаково-1 на газонах по улицам Центральная, Школьная, Восточная.
Согласно постановлению Губернатора Хабаровского края от 18.01.2010 N 3 "О наложении карантина по карантинным объектам" именно администрация Корсаковского сельского поселения является владельцем и пользователем зараженных земель площадью 0,01 га в с. Корсаково - 1.
Данные земли, в силу положений статьи 85 Земельного кодекса РФ являются землями общего пользования.
Кроме того, факт выявления цветущей амброзии в границах старого очага на газонах по улицам Центральная, Школьная, Восточная села Корсаково-1 не оспаривался присутствующим при составлении протокола об административном правонарушении главой администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского района Хабаровского края Спека И.В.
Также судом первой инстанции обоснованно признана несостоятельной ссылка Администрации на подпункт 10 пункта 3 Дополнения в Правила благоустройства и содержания территории Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утв. Решением Совета депутатов от 08.09.2008 г. N 26, в силу которого лица, указанные в подпункте 2.1 пункта 2 (юридические лица, независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности, в аренде, собственности, на балансе, в хозяйственном ведении, оперативном управлении или по договору на обслуживание которых находятся земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения в жилых домах и иные объекты, а также физические лица - собственники, владельцы или пользователи земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений в жилых домах, иных объектах, должностные лица, ответственные за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других организаций, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, строений, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций), обязаны, в том числе осуществлять уход за деревьями, газонами, живыми изгородями, своевременно производить поливку, окапывание, обрезку сучьев, скашивание сорняков на прилегающей территории, в связи с чем, данные Правила возлагают на вышеуказанных лиц ответственность за ведение борьбы с амброзией полыннолистной.
Вместе с тем, вышеуказанные Правила благоустройства и содержания территории Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства и содержания территорий в границах поселения.
Отношения в области борьбы с карантинными объектами регулируются федеральным законодательством о карантине растений, которое состоит из Конституции РФ, Федерального закона "О карантине растений", других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Таким образом, органы местного самоуправления не наделены полномочиями осуществлять нормативно-правовое регулирование в области карантина растений.
Как установлено судом первой инстанции, в ходе проведения контрольного карантинного фитосанитарного обследования подкарантинного объекта: ранее выявленного очага карантинного сорняка амброзии полыннолистной площадью 0,01 га, расположенного на территории Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края на землях населенных пунктов в границах с. Корсаково-1, Управлением Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО администрация Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского не организовало и не провело мероприятия по своевременной ликвидации карантинного объекта (амброзии полыннолистной), находящегося в пределах указанной территории.
Поскольку факт совершения Администрацией Корсаковского сельского поселения вменяемого правонарушения установлен судом и подтверждается материалами дела, следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.1 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина администрации в совершении административного правонарушения заключается в непринятии всех зависящих от нее мер по обеспечению фитосанитарной безопасности территорий поселения. При этом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований и условий, предусмотренных действующим законодательством в области карантина растений.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения Администрации к ответственности, предусмотренной статьей 10.1 КоАП РФ, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.11.2012 по делу N А73-12507/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12507/2012
Истец: Администрация Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области