г.Москва |
|
29 января 2013 г. |
N А40-91998/12-130-879 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.01.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: Захарова С.Л., Каменецкого Д.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.10.2012
по делу N А40-91998/12-130-879, принятое судьей Андрияновой С.М.,
по заявлению ООО "Алькор и Ко" (ОГРН 1027739498324; г.Москва, Симферопольский бульвар, д.28)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка; об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в собственность,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Козьминой М.В. по доверенности от 10.01.2013,
представителя ответчика Брызгаловой А.Ф. по доверенности от 24.12.2012,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Алькор и Ко" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов г.Москвы от 23.05.2012 N 33-5-7132/12-(0)-1 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:06:0005018:5, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Симферопольский бульвар, влад.28, корп.1, а также обязании Департамента земельных ресурсов г.Москвы в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении в собственность ООО "Алькор и Ко" земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, Симферопольский бульвар, вл.28, корп.1, кадастровый номер 77:06:0005018:5, площадью 1 100 кв.м., с кадастровой стоимостью 32 340 836 руб., с разрешенным использованием: для размещения объектов торговли, за плату по цене 20% от кадастровой стоимости земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи и направить его ООО "Алькор и Ко".
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 18.10.2012, принятым по данному делу, заявленные ООО "Алькор и Ко" требования удовлетворены в полном объеме.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на наличие предусмотренных ст.201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку ООО "Алькор и Ко" имеет право на приобретение в собственность спорного земельного участка по цене 20% его кадастровой стоимости, исходя из того, что на нем находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу на праве собственности. Суд пришел к выводу о том, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие оснований для принятия оспариваемого заявителем решения.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что оспариваемое заявителем решение соответствует действующему законодательству. Указывает, что согласно сведениям системы реестра единых объектов недвижимости (ЕС РЕОН) в границах испрашиваемого заявителем земельного участка расположены строения, на которые не представлены имущественные права заявителя, а само строение частично расположено за границами земельного участка. Настаивает на том, что установленное п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ право собственника здания на заключение договора купли-продажи земельного участка, на котором расположена недвижимость, не распространяется на заявителя в отношении строений, собственником которых он не является.
Представитель ответчика в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Настаивает на отсутствии на спорном земельном участке иных строений, помимо принадлежащего Обществу здания. Указывает, что Обществом в ДЗР г.Москвы был представлен пакет документов, необходимых для предоставления земельного участка в собственность.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемое решение суда без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Алькор и Ко" принадлежит на праве собственности объект недвижимости - нежилое здание общей площадью 789,3 кв.м., расположенный по адресу: г.Москва, Симферопольский бульвар, д.28, корп.1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 77-АК 103407 от 27.02.2009, копия которого имеется в материалах дела (л.д.35).
11.05.2012 ООО "Алькор и Ко" в режиме "одного окна" поданы документы для оформления договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:06:0005018:5 по адресу: г.Москва, Симферопольский бульвар, вл.28, корп.1, ранее предоставленного Обществу на праве аренды для эксплуатации помещений магазина и части хоздвора в соответствии с договором от 23.06.1997 (л.д.64).
Департамент земельных ресурсов г.Москвы письмом 23.05.2012 N 33-5-7132/12-(О)-1 сообщил ООО "Алькор и Ко" об отказе в оформлении договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка (л.д.20).
В названном письме Департамент со ссылкой на Постановление Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП указал, что в границах испрашиваемого Обществом земельного участка, согласно данным ИС РЕОН, имеются иные строения, на которые заявителем не представлены документы, подтверждающие имущественные права или права на их возведение.
В обоснование решения об отказе Департамент также сослался на то, что здание площадью 789,3 кв.м. частично расположено за границами земельного участка, в связи с чем требуется уточнение границ земельного участка с учетом габаритов здания. ООО "Алькор и Ко" указано на необходимость обратиться в службу "одного окна" в порядке, установленном Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, с соответствующим заявлением и комплектом документов.
Департамент в своем решении также указал, что оформление договора купли-продажи земельного участка возможно после уточнения границ участка с учетом габаритов здания, в случае представления документов, подтверждающих имущественные права на иные строения или разрешение на их возведение, либо документов, подтверждающих отсутствие иных строений на участке (план БТИ земельного участка).
Считая данное решение неправомерным, заявитель обратился в суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности оспариваемого отказа в предоставлении заявителю участка на праве собственности.
В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) недействительным (незаконными) необходимо наличие совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемых ненормативного акта, решения, действий (бездействия) закону, а также нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Совокупность указанных обстоятельств при рассмотрении настоящего дела установлена, принимая во внимание, что оспариваемое решение ответчика не соответствует закону и нарушает права и охраняемых законом интересы заявителя.
Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ, Кодекс) регулирует порядок приобретения прав на земельные участки лицами, являющимися собственниками зданий, строений.
В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года при приобретении лицами, указанными в настоящем пункте, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, их цена устанавливается в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно п.5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные в ст.29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты (плана).
В соответствии с п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п.5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п.1 ст.20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ст.10 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, осуществляет субъект РФ - г.Москва
Согласно ст.ст.3, 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
В соответствии с п.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.
В силу п.5.1 Положения Департамент в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения о предоставлении в установленном порядке в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений для целей эксплуатации объектов капитального строительства, об установлении права ограниченного пользования указанными земельными участками.
По смыслу с ч.1 ст.36 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Таким образом, Общество, являющееся собственником здания по адресу: г.Москва, Симферопольский бульвар, вл.28, корп.1, правомерно обратилось в Департамент земельных ресурсов г.Москвы 11.05.2012 с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность по цене, исходя из двадцати процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
При этом Обществом в Департамент были представлены документы, необходимые и достаточные для оформления договора купли-продажи земельного участка, в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что у заявителя как собственника объекта недвижимого имущества, находящегося на спорном земельном участке, в силу ст.36 ЗК РФ имеется безусловное право на приобретение данного земельного участка в собственность, у Департамента земельных ресурсов г.Москвы, являющегося уполномоченным органом в данной сфере, в соответствии с вышеприведенными нормами возникла обязанность по предоставлению Обществу земельного участка в собственность, принимая во внимание предоставление Обществом полного комплекта необходимых для этого документов.
Что касается мотивов, по которым Департамент отказал в оформлении договора купли-продажи земельного участка, то апелляционный суд считает их необоснованными в силу следующего.
Одним из оснований отказа в оформлении договора купли-продажи земельного участка является то, что здание площадью 789,3 кв.м. частично расположено за границами земельного участка, в связи с чем требуется уточнение границ земельного участка с учетом габаритов здания. ООО "Алькор и Ко" указано на необходимость обратиться в службу "одного окна" в порядке, установленном Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, с соответствующим заявлением и комплектом документов.
Вместе с тем данные обстоятельства не могут являться основанием для лишения Общества возможности реализовать предоставленное ему законом право приобрести спорный земельный участок в собственность.
В соответствии с п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В настоящем случае законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка, в том числе предусмотренных п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ, у ответчика не имелось.
Как указывалось выше, спорный земельный участок с кадастровым номером 77:06:0005018:5 используется ООО "Алькор и Ко" на основании договора аренды земельного участка от 23.06.1997 N М-06-009096, заключенного с Департаментом земельных ресурсов города Москвы сроком на 20 лет и дополнительных соглашений к нему от 14.06.2002, от 23.03.2009.
Таким образом, земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Согласно условиям договора аренды земельного участка и прилагаемого к нему плана земельного участка на участке с кадастровым номером 77:06:0005018:5 расположен объект недвижимого имущества - капитальное здание площадью 789,3 кв.м.
Как следует из содержания кадастрового паспорта, выданного 01.03.2012, разрешенным использованием земельного участка является - для размещения объектов торговли (л.д.27).
Изменения границ и площади земельного участка, используемого заявителем, не вносились.
Доказательства, подтверждающие факт частичного расположения принадлежащего Обществу объекта недвижимости на ином земельном участке, помимо испрашиваемого заявителем в собственность, в материалах дела отсутствуют и Департаментом не представлены.
Также Департамент указал на то, что в границах испрашиваемого Обществом земельного участка, согласно данным ИС РЕОН, имеются иные строения, на которые заявителем не представлены документы, подтверждающие имущественные права или права на их возведение.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, согласно выписке из ЕГРП от 24.09.2012 по адресу: г.Москва, Симферопольский бульвар, д.28, корп.1 расположено нежилое здание площадью 789,3 кв.м., собственником которого является ООО "Алькор и Ко".
Другие объекты недвижимости - капитальные здания на земельном участке с кадастровым номером: 77:06:0005018:5 отсутствуют.
Сведения о наличии по указанному адресу иных объектов, помимо принадлежащих на праве собственности ООО "Алькор и Ко", в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены.
В оспариваемом решении Департамент указывает на наличие в ИС РЕОН информации и наличии иных строений, на которые заявителем не представлены документы, подтверждающие имущественные права или права на их возведение.
Между тем, доказательств в подтверждение указанных доводов Департаментом не представлено.
Апелляционным судом также не принимается как необоснованный довод подателя апелляционной жалобы о недоказанности заявителем необходимости предоставления земельного участка в испрашиваемом размере, применительно к требованиям ст.33 ЗК РФ.
В соответствии с п.3 ст.33 ЗК РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В настоящем случае, как было указано выше, земельный участок, на котором расположен принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимого имущества, сформирован для целей эксплуатации объекта торговли в размере 1 100 кв.м. При этом из представленного заявителем анализа территории для определения возможности размещения и эксплуатации объекта торговли по адресу: Симферопольский бульвар, вл.28, корп.1, проведенного Главным архитектурно-планировочным управлением, следует, что в соответствии с нормируемыми показателями территории участков нежилой застройки, установленными МГСН 1.01-99, МГСН 4.17-98, МГСН 4.10-97, МГСН 4.15-98, пособиями к МГСН 4.05-95 и к МГСН 4.02-94, ППМ от 04.10.2005 N 769-ПП, ориентировочный размер земельного участка, занятого указанным объектом недвижимости, должен составлять 0,158 га.
Таким образом, заявителем доказана необходимость использования земельного участка в испрашиваемом размере для целей эксплуатации принадлежащего Обществу объекта недвижимого имущества.
На основании изложенного, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о необходимости признания оспариваемого решения Департамента незаконным.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае в соответствии с приведенной нормой Кодекса суд первой инстанции в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя правомерно обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении в собственность ООО "Алькор и Ко" земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, Симферопольский бульвар, вл.28, корп.1, кадастровый номер 77:06:0005018:5, площадью 1 100 кв.м., с кадастровой стоимостью 32 340 836 руб., с разрешенным использованием: для размещения объектов торговли, за плату по цене 20% от кадастровой стоимости земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи и направить его ООО "Алькор и Ко".
Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о наличии у Департамента предусмотренных законом оснований для отказа в оформлении договора купли-продажи земельного участка, не установлено.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.10.2012 по делу N А40-91998/12-130-879 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-91998/2012
Истец: ООО "Алькор и Ко"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы