г. Саратов |
|
30 января 2013 г. |
Дело N А57-8285/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" января 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Никитина А.Ю., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евлоевой Ю.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра", г. Москва, ООО "Марксзернопродукт", г. Маркс,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 ноября 2012 года,
по делу N А57-8285/2012, (судья Котова Л.А.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Марксзернопродукт", ИНН 6443017420, ОГРН 1026401768260, Саратовская область, г. Маркс)
к Федеральному государственному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р.Поповича", (ИНН 7710011592, ОГРН 1027700530835, г. Москва)
Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, (ИНН 6455039436, ОГРН 1056405504671, г.Саратов)
ФГБУ "ФКП Росреестра", г. Москва,
третьи лица:
Администрация Марксовского муниципального района Саратовской области, (ИНН 6443011355, ОГРН 1026401770911, Саратовская область, г. Маркс)
Правительство Саратовской области, г. Саратов,
Комитет по управлению имуществом Саратовской области (ИНН 6450000788, ОГРН 1026402196622 г. Саратов)
специалист-оценщик Блинов Максим Владимирович, г. Саратов,
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельных участков, о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений о кадастровой стоимости земельных участков и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной,
при участии в судебном заседании:
от истца - Кульпина Е.Н., по доверенности выданной 03.10.2012 сроком на один год,
от Федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р.Поповича"- не явились, извещены,
от Росреестра по Саратовской области - не явились, извещены,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" - Дьякова И.О., по доверенности N 64/2012-07, выданной 13.02.2012 сроком на один год,
от Администрации Марксовского муниципального района Саратовской области - не явились, извещены,
от Правительства Саратовской области - не явились, извещены,
от Комитета по управлению имуществом Саратовской области - не явились, извещены,
от специалиста-оценщика Блинова Максима Владимировича - не явились, извещены,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Марксзернопродукт", г.Маркс (далее - ООО "Марксзернопродукт") с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р.Поповича" (далее ФГУП "Госземкадастрсъемка"-ВИСХАГИ), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г.Саратов (далее Управление Росреестра по Саратовской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее-ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки: земельного участка с кадастровым номером 64:44: 10 01 02:0036 общей площадью 4353 кв.м., расположенного по адресу г. Маркс ул. 5-я линия, дом 59 в виде кадастровой стоимости в сумме 6091283 рублей 46 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 1399 рублей 33 копейки, земельного участка с кадастровым номером 64:44:02 01 01:0092 общей площадью 34382 кв.м., расположенного по адресу г. Маркс, ул. Кирова, д. 18 в виде кадастровой стоимости в сумме 47795449 рублей 66 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 1390 рублей 13 копеек;
просит внести в государственный кадастр недвижимости изменения: в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:44:10 01 02:0036 общей площадью 4353 кв.м., расположенного по адресу г. Маркс ул. 5-я линия, дом 59, исключив значение удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере 1399 рублей 33 копеек и кадастровой стоимости в сумме 6 091 283 рублей 46 копеек, указав кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 817000 (восемьсот семнадцать тысяч) рублей, в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:44:02 01 01:0092 общей площадью 34382 кв.м., расположенного по адресу г. Маркс, ул. Кирова, д. 18, исключив значение удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере 1390 рублей 13 копеек и кадастровой стоимости в сумме 47 795 449 рублей 66 копеек, указав кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 5920000 (пять миллионов девятьсот двадцать тысяч) рублей;
просит обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в Государственный кадастр недвижимости: кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:44: 10 01 02:0036 общей площадью 4353 кв.м., расположенного по адресу г. Маркс ул. 5-я линия, дом 59, равную его рыночной, в размере 817000 рублей 00 копеек, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:44:02 01 01:0092 общей площадью 34382 кв.м., расположенного по адресу г. Маркс, ул. Кирова, д. 18, равную его рыночной, в размере 5920000 рублей 00 копеек.
В суде первой инстанции от истца поступило ходатайство в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об уточнении исковых требований, просит признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки: земельного участка с кадастровым номером 64:44: 10 01 02:0036 общей площадью 4353 кв.м., расположенного по адресу г. Маркс ул. 5-я линия, дом 59 в виде кадастровой стоимости в сумме 6 091 283,46 рублей и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 1399,33 рублей, земельного участка с кадастровым номером 64:44:02 01 01:0092 общей площадью 34382 кв.м., расположенного по адресу г. Маркс, ул. Кирова, д. 18 в виде кадастровой стоимости в сумме 47 795 449,66 рублей и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 1390,13 рублей;
установить кадастровую стоимость земельного участка: с кадастровым номером 64:44:10 01 02:0036 общей площадью 4353 кв.м., расположенного по адресу г. Маркс ул. 5-я линия, дом 59, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2007 года в размере 810 000 (восемьсот десять тысяч) рублей, с кадастровым номером 64:44:02 01 01:0092 общей площадью 34382 кв.м., расположенного по адресу г. Маркс, ул. Кирова, д. 18, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2007 года в размере 5 933 000 (пять миллионов девятьсот тридцать три тысячи) рублей;
обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в Государственный кадастр недвижимости: кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:44: 10 01 02:0036 общей площадью 4353 кв.м., расположенного по адресу г. Маркс ул. 5-я линия, дом 59, равную его рыночной по состоянию на 01 января 2007 года, в размере 810000 рублей 00 копеек, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:44:02 01 01:0092 общей площадью 34382 кв.м., расположенного по адресу г. Маркс, ул. Кирова, д. 18, равную его рыночной по состоянию на 01 января 2007 года, в размере 5933000 рублей 00 копеек. Заявленные уточнения приняты судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 ноября 2012 года по делу N А57-8285/2012 суд установить кадастровую стоимость земельного участка: с кадастровым номером 64:44:10 01 02:0036 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2007 года в размере 810 000 (восемьсот десять тысяч) рублей 00 копеек; с кадастровым номером 64:44:02 01 01:0092 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2007 года в размере 5933000 (пять миллионов девятьсот тридцать три тысячи) рублей 00 копеек, обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в Государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения, в остальной части иска отказать. В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области и Федеральному государственному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р. Поповича", отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 ноября 2012 года по делу N А57-8285/2012 в части удовлетворения исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Марксзернопродукт" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 ноября 2012 года по делу N А57-8285/2012 в части отказа в удовлетворении исковых требований.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Представитель Комитета по управлению имуществом Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 92443 приобщено к материалам дела).
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 91665 приобщено к материалам дела).
Представитель Правительства Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 91669 приобщено к материалам дела).
Представитель ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 78796 приобщено к материалам дела).
Представитель Администрации Марксовского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 91668 приобщено к материалам дела).
Представитель специалиста-оценщика Блинова Максима Владимировича в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (конверт с уведомлением N 91671 приобщено к материалам дела).
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 19.12.2003 между Администрацией Марксовского муниципального образования (Арендодатель) и ООО "Марксзернопродукт" (Арендатор) сроком на 49 лет заключен Договор N 0249 аренды находящегося в муниципальной собственности участка, с кадастровым номером 64:44: 02 01 01:0092, в соответствии с которым Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 64:44 02 01 01:0092, находящийся по адресу: Саратовская область, г.Маркс, ул.Кирова, 18, для элеватора, общей площадью 34382 кв.м.
28.06.2004 между Администрацией Марксовского муниципального образования (Арендодатель) и ООО "Марксзернопродукт" (Арендатор) сроком на 49 лет заключен Договор N 0416 аренды находящегося в муниципальной собственности участка, с кадастровым номером 64:44:10 01 02:0036, в соответствии с которым Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 64:44:10 01 02: 0036. находящийся по адресу: Саратовская область, г.Маркс, ул.5-я линия, 59, для овощехранилища, общей площадью 4353 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером 64:44:10 01 02:0036 по адресу: г.Маркс, ул. 5-я линия, дом 59, общей площадью 4353 кв.м. под овощехранилище и земельный участок с кадастровым номером 64:44:02 01 01:0092 по адресу: г.Маркс, ул.Кирова, 18, общей площадью 34382 кв.м. под элеватор, отнесены к 9 группе видов разрешенного использования- "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости земельных участков от 24.02.2012, выданным филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:44:10 01 02:0036 составляет 6091283 рублей 46 копеек, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:44:02 01 01:0092- 47795449 рублей 66 копеек (т.1 л.д.33-34).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:44:10 01 02:0036 в размере 6 091 283 рублей 49 копеек и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:44:02 01 01:0092 в размере 47795449 рублей 66 копеек по состоянию на 01.01.2007 г. утверждена Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 г. N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Согласно Отчету от N 0702.12Б от 16.02.2012 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:44:02 01 01:0092, площадью 34382 кв.м., земельного участка с кадастровым номером 64:44:10 01 02:0036, площадью 4353 кв.м., проведенному по инициативе истца, и выполненного ООО "Бюро оценки собственности", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:44:10 01 02:0036, площадью 4353 кв.м., по адресу: Саратовская область, г.Маркс, ул. 5-я линия, дом N59, по состоянию на 01.01.2007 составила 817000 рублей, с кадастровым номером 64:44:02 01 01:0092, площадью 34382 кв.м., по адресу: Саратовская область, г.Маркс, ул.Кирова, 18, по состоянию на 01.01.2007 составила 5920000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как установлено и следует из материалов дела, на момент подписания Договора N 0416 аренды находящегося в муниципальной собственности участка, с кадастровым номером 64:44: 10 01 02:0036 (28.06.2004) годовой размер арендной платы составлял 30620 рублей и согласно приложению к договору рассчитывался исходя из базовой ставки ежегодной арендной платы за землю за 1 кв.м. земли - 3, 48 рублей.
На момент подписания Договора N 0249 аренды находящегося в муниципальной собственности участка, с кадастровым номером 64:44: 02 01 01:0092 (19.12.2003) годовой размер арендной платы составлял 27436 рублей 83 копейки и, согласно приложению к договору, рассчитывался исходя из базовой ставки ежегодной арендной платы за землю за 1 кв.м. земли - 2, 66 рублей.
При этом, в пункте 3.5 Договоров стороны согласовали, что размер арендной платы изменяется ежегодно в соответствии с Федеральным законом регулирующим изменение ставок земельного налога, и арендной платы.
Согласно части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи с чем при установлении размера арендной платы стороны обязаны руководствоваться предписанным порядком определения размера арендной платы.
Работы по государственной кадастровой оценке земельных участков Марксовского района Саратовской области производились Федеральным государственным унитарным предприятием Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок" - ВИСХАГИ (Поволжский филиал), в настоящее время- Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р. Поповича". По результатам работ был составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 (далее- Отчет об определении кадастровой стоимости), в состав которого вошел Отчет N 6-Н/07 об оценке рыночной стоимости земельных участков, предназначенных для размещения торговых, офисных, производственных зданий и помещений по городам Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 (далее Отчет N 6-Н/07).
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник-Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) составлен акт проверки Отчета N 7 от 18.02.2009, которым подтверждено соответствие Отчета об определении кадастровой стоимости Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007 г.
Результаты государственной кадастровой оценки в отношении земельных участков, арендуемых истцом, утверждены Постановлением Правительства Саратовской области N 270-П от 07.07.2009 "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Как указывает истец, результаты кадастровой оценки нарушают права истца в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагают на него обязанность по уплате завышенной и экономически необоснованной арендной платы за землю.
Согласно Постановлению "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков его внесения" от 27 ноября 2007 г. N 412-П годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным законом, в соответствии с их видами разрешенного использования, предназначенными для иных целей, установлена в размере 2% от его кадастровой стоимости.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту -Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава III. 1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 г. N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 г. N 275-О-О).
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г., установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Истцом, с учетом уточнения, заявлен иск в исковом порядке в том числе и к органу кадастрового учета. Такое требование не связано с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. с Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ.
Истцом в материалы дела представлен отчет от N 0702.12Б от 16.02.2012 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:44:02 01 01:0092, площадью 34382 кв.м., земельного участка с кадастровым номером 64:44:10 01 02:0036, площадью 4353 кв.м.
Из представленного отчета следует, что кадастровая стоимость спорных земельных участков существенно превышает его рыночную стоимость, а именно: более чем в 7,5 раз.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости от 27.05.2011 г. при определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что может вызвать несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости одного и того же земельного участка. При определении расхождения кадастровой и рыночной стоимостей также следует учитывать периодичность проведения работ по государственной кадастровой оценке, а также дату, на которую определена кадастровая стоимость, поскольку рыночная стоимость, определенная на более позднюю дату, может существенно отличаться от кадастровой стоимости вследствие изменения рыночной конъюнктуры. В рамках разрешения судебных споров в отношении результатов государственной кадастровой оценки, полученных по договорам на проведение оценки, заключенным до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ, учитывается рыночная стоимость, определенная в отношении оспариваемых земельных участков индивидуально в отчете об оценке, подготовленном оценщиком (оценщиками) в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость таких земельных участков.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ (об оценочной деятельности) отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, -достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом оценщик, осуществивший оценку, привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (статья 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 г. N 92).
Действующее законодательство предусматривает презумпцию достоверности отчета независимого оценщика. Так, в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Судом первой инстанции по настоящему делу была назначена экспертиза, по результатам проведения которой установлено, что рыночная стоимость земельного участка из земель поселений, кадастровый номер 64:44:02 01 01:0092, общей площадью 34382 кв.м., разрешенное использование для элеватора, расположенное по адресу: РФ, Саратовская область, г.Маркс, ул.Кирова, д.18, на 01.01.2007 составляет 5933000 рублей, рыночная стоимость земельного участка из земель поселений, кадастровый номер 64:44:10 01 02:0036. общей площадью 4353 кв.м., разрешенное использование для овощехранилища, расположенного по адресу: РФ, Саратовская область, г.Маркс, ул.5 линия, 59- 810000 рублей.
Экспертная оценка, несмотря на использование при оценке иных объектов-аналогов, сопоставима по величине с проведенной ранее досудебной рыночной оценкой.
Таким образом, двумя специалистами в области оценочной деятельности было установлено многократное превышение рыночной стоимости земельных участков над их кадастровой стоимостью.
Кроме того, заключением эксперта также подтверждено, что достаточная и достоверная рыночная информация при проведении кадастровой оценки собрана не была. Большая часть участков- аналогов была расположена в г.Саратове: всего было избрано 59 земельных участков, из ни только 3 аналога подобрано по г.Марксу, причем 2 из них представляют собой производственные комплексы. Эксперт пришел к выводу о несоответствии Отчета об определении кадастровой стоимости, составленного 18.02.2009, требованиям как законодательства в области кадастровой оценки, так и законодательства в области оценки рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
На основании представленных доказательств, суд приходит к выводу, что рыночная стоимость арендуемого истцом земельного участка с кадастровым номером 64:44:10 01 02:0036 общей площадью 4353 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, г. Маркс, ул. 5-я линия, дом 59, по состоянию на 01 января 2007 года составила 810 000 (восемьсот десять тысяч) рублей 00 копеек; с кадастровым номером 64:44:02 01 01:0092 общей площадью 34382 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, г. Маркс, ул. Кирова, д. 18, по состоянию на 01 января 2007 года, составила 5933000 (пять миллионов девятьсот тридцать три тысячи) рублей 00 копеек.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие выводы эксперта. Лицами, участвующими в деле, доводы истца и выводы эксперта не оспорены.
Ответчик ни в суде первой инстанции ни в суде апелляционной инстанции не оспорил рыночную стоимость земельного участка, установленную в заключении эксперта.
В соответствии с толкованиями, изложенными в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Права ООО "Марксзернопродукт", нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обосновано удовлетворил требование истца об обязании органа кадастрового учета внести кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:44:10 01 02:0036 общей площадью 4353 кв.м., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 г. в размере 810000 рублей, с кадастровым номером 64:44:02 01 01:0092 общей площадью 34382 кв.м. равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 г. в размере 5933000 рублей в Государственный кадастр недвижимости.
Заявитель апелляционной жалобы - ответчик указывает, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком, поскольку органом кадастрового учета является Управление Росреестра по Саратовской области и он проводил кадастровую оценку земель. Однако указанный довод является несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - по тексту - Росреестр).
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Вместе с тем, требование истца о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки вышеуказанных земельных участков, судом первой инстанции правомерно не удовлетворено по следующим основаниям.
Исходя из содержания и смысла статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки не восстановит нарушенных прав истца, что противоречит целям и принципам судебной защиты.
Спор по существу настоящего дела имеет по своему предмету изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Суд первой инстанции правомерно указал, что если истец полагает, что его права нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, они могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, на что прямо указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционные жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра", общества с ограниченной ответственностью "Марксзернопродукт" удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 ноября 2012 года по делу N А57-8285/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра", общества с ограниченной ответственностью "Марксзернопродукт" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Волкова |
Судьи |
А.Ю. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8285/2012
Истец: ООО "Марксзернопродукт"
Ответчик: Управление Росреестра по Саратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, ФГБУ "Фкедеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "ФКП Росреестра" филиал по Саратовской области, ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ, ФГУП основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок им.П.Р.Поповича", ФГУП основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок им.П.Р.Поповича"Поволжский филиал
Третье лицо: Администрация Марксовского муниципального района Саратовской области, Блинов М. В, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, Правительство Саратовской области, специалист-оценщик Блинов Максим Владимирович, ФГУП "Госудаственный проектно-изыскательсткийй институт земельно-кадастровыхъ съемоким. Поповича"
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11709/13
30.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11709/13
15.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11709/13
20.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1941/13
30.01.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11592/12
15.11.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-8285/12