г. Хабаровск |
|
30 января 2013 г. |
Дело N А04-6938/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Азиатско-Тихоокеанский Банк": Беляев А.В., представитель по доверенности от 10.01.2013 N 04/02/676;
от Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления ЦБ РФ по Амурской области: Врагова Н.К., представитель по доверенности от 17.12.2010, Москаленко М.М., представитель по доверенности от 17.12. 2010;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Азиатско-Тихоокеанский Банк" на решение от 15.11.2012 по делу N А04-6938/2012 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Басос М.А.
по заявлению Открытого акционерного общества "Азиатско-Тихоокеанский Банк"
к Центральному банку Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка РФ по Амурской области
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности и представления
УСТАНОВИЛ:
"Азиатско-Тихоокеанский Банк" (открытое акционерное общество) (далее - Банк) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Центральному банку РФ в лице Главного управления Центрального банка РФ по Амурской области (далее - административный орган, Главное управление) о признании незаконными и отмене постановления от 03.09.2012 N 10-12-Ю/0028 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении и представления от 03.09.2012 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2012 оспариваемое постановление от 03.09.2012 N 10-12-Ю/0028 признано незаконным и отменено ввиду малозначительности административного правонарушения. В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене представления от 03.09.2012 отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Банк обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции изменить в части отказа в признании незаконным и отмене представления от 03.09.2012 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения и постановления от 03.09.2012 N 10-12-Ю/0028 ввиду отсутствии вины и события административного правонарушения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Банка поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции в части отказа в признании незаконным и отмене представления от 03.09.2012 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения отменить.
Представители Главного управления отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены в обжалуемой части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что "Азиатско-Тихоокеанский Банк" (открытое акционерное общество) зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022800000079, ИНН 2801023444 по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, 225. Заявитель зарегистрирован Банком России в качестве кредитной организации с присвоением регистрационного номера 1810.
На основании анализа информации Росфинмониторинга за период с 01.03.2012 по 31.05.2012, полученной в соответствии с Соглашением от 17.05.2004 "Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной службой по финансовому мониторингу, осуществляемом в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", должностными лицами Банка России установлено, что в нарушение Федерального закона от 07.08.2011 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) "Азиатско-Тихоокеанский Банк" (открытое акционерное общество) с нарушением сроков представлены сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю в силу Закона N 115-ФЗ, а именно: - по операции с порядковым числовым номером 3052 и кодом вида операции 8001 "Сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю" обязанность документального фиксирования и направления сведений в Росфинмониторинг возникла у заявителя в период с 24.02.2012 по 29.02.2012, сведения представлены в Росфинмониторинг 01.03.2012; по операции с порядковым числовым номером 3451 - обязанность документального фиксирования и направления сведений в Росфинмониторинг возникла у заявителя в период с 02.03.2012 по 07.03.2012, сведения представлены в Росфинмониторинг 11.03.2012; по операции с порядковым числовым номером 6308 - обязанность документального фиксирования и направления сведений в Росфинмониторинг возникла у заявителя в период с 23.04.2012 по 26.04.2012, сведения представлены в Росфинмониторинг 27.03.2012; по операции с порядковым числовым номером 6378 - обязанность документального фиксирования и направления сведений в Росфинмониторинг возникла у заявителя в период с 24.04.2012 по 27.04.2012, сведения представлены в Росфинмониторинг 28.04.2012; по операции с порядковым числовым номером 7766 - обязанность документального фиксирования и направления сведений в Росфинмониторинг возникла у заявителя в период с 23.05.2012 по 28.05.2012, сведения представлены в Росфинмониторинг 29.05.2012; - по операциям с порядковым числовым номером 3758 и 3760 и кодом вида операции 4005 "Зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его государственной регистрации" обязанность документального фиксирования и направления сведений в Росфинмониторинг возникла у заявителя в период с 11.03.2012 по 14.03.2012, сведения представлены в Росфинмониторинг 15.03.2012.
По результатам проведенной проверки административным органом 01.08.2012 в адрес Банка направлено уведомление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по факту неисполнения подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Рассмотрение вопроса о составлении протокола об административном правонарушении назначено на 17.08.2012 в 13 час. 30 мин.
Указанное уведомление получено Банком 03.08.2012, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления. 17.08.2012 в присутствии представителя Банка, действующего по специальной доверенности от 26.12.2011 N 03-2121, составлен протокол об административном правонарушении N 10-12-Ю/0028/1020 по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения в отношении несвоевременного представления сведений по виду операции 4005 "Зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его государственной регистрации" в отношении клиента Банка закрытого акционерного общества "Амурский уголь" отражено в протоколе следующим образом.
14 марта 2012 года "Азиатско-Тихоокеанский Банк" (ОАО) не были документально зафиксированы и представлены в уполномоченный орган, в порядке и в срок, установленный подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, сведения по операциям (сделкам), подлежащим обязательному контролю, связанным с зачислением 11 марта 2012 года денежных средств в сумме 3000000 рублей и 2088800 рублей на счет N 40702810900180000510 клиента "Азиатско-Тихоокеанский Банк" (ОАО) ЗАО "Амуруголь", период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его государственной регистрации.
При этом в платежных поручениях от 11 марта 2012 года N 518 и от 07 марта 2012 года N 501, на основании которых указанные денежные средства были зачислены на счет N 40702810900180000510 ЗАО "Амуруголь", указан получатель денежных средств - общество с ограниченной ответственностью "Амурский уголь" и счет N 40702810705000000510. В качестве назначения платежей указано "Оплата по договору N 0373/10 от 24.12.2010 за уголь."
В соответствии со Свидетельством о государственной регистрации юридического лица 11.03.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования - закрытого акционерного общества "Амурский уголь" (сокращенное наименование - ЗАО "Амуруголь").
При этом согласно пункту 1.1 Устава ЗАО "Амуруголь" общество создано на основании решения единственного участника общества с ограниченной ответственностью "Амурский уголь" (Решение от 16.12.2011) путем реорганизации ООО "Амуруголь" в ЗАО "Амуруголь". Копия Свидетельства государственной регистрации ЗАО "Амуруголь" от 11.03.2012 и Устава ЗАО "Амурский уголь" представлены ЗАО "Амурский уголь" в кредитную организацию 14.03.2012 (в срок, определенный пунктом 2.3.6 договора банковского счета (в рублях РФ) от 23.06.2006 N 195, заключенного между "Азиатско-Тихоокеанский Банк" (ОАО) и обществом с ограниченной ответственностью "Амурский уголь"). При этом обязанность в отношении клиента, установленная "Азиатско-Тихоокеанский Банк" (ОАО) пунктом 2.3.6 договора на открытие банковского счета (в рублях РФ) от 23.06.2006 N 195 в части срока представления в кредитную организацию документов, исключает возможность надлежащего исполнения кредитной организацией законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ("не позднее пяти календарных дней с момента переименования, изменения местонахождения, внесения иных изменений в учредительные документы _"):
- дата совершения операций с денежными средствами, подлежащими обязательному контролю, по зачислению денежных средств на счет ЗАО "Амуруголь", период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его государственной регистрации (код вида операции 4005), - 11.03.2012;
- дата государственной регистрации ЗАО "Амурский уголь", указанная в Свидетельстве государственной регистрации юридического лица, - 11.03.2012;
- дата получения кредитной организацией документов, подтверждающих факт государственной регистрации юридического лица ЗАО "Амуруголь", - 14.03.2012;
- установленная законодательством дата представления в уполномоченный орган сведений об указанных операциях с денежными средствами, подлежащей обязательному контролю, - не позднее 14.03.2012;
- фактическая дата документального фиксирования и представления в уполномоченный орган сведений по указанным операциям с денежными средствами, подлежащей обязательному контролю, - 15.03.2012 (сообщения 3758, 3760), то есть с задержкой в один рабочий день.
Определением от 20.08.2012, полученным Банком по почте 23.08.2012, рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 03.09.2012 в 14 час. 00 мин.
Постановлением от 03.09.2012 N 10-12-Ю/0028 Банк признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, выразившегося в задержке документального фиксирования и представления сведений по виду операции 4005 "Зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его государственной регистрации", (сообщения N 3758 и N 3760 от 15.03.2012) сроком на один рабочий день.
Несвоевременное представление Банком сведений по пяти другим операциям по коду 8001 "Сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю" (сообщения N 3052 от 01.03.2012, 2451 от 11.03.2012, N 6308 от 27.04.2012, N 6378 от 28.04.2012, N 7766 от 29.05.2012) в качестве правонарушений не признаны.
По результатам рассмотрения административного дела административным органом Банку назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, а также выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, Банк обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции на основании положений частей 1, 5 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам, а также проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части, поскольку лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В силу части 2 статьи 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Из анализа статьи 29.13 КоАП РФ следует, что основанием для внесения административным органом представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, установление им указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение. Кроме того, меры, принимаемые по данному представлению, должны быть способными устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки и вынесенного постановления от 03.09.2012 N 10-12-Ю/0028 о наложении штрафа с целью устранения причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, административным органом было вынесено представление от 03.09.2012 N 10-12-Ю/0028/3110ДСП, в котором указано на ненадлежащее исполнение должностными лицами "Азиатско-Тихоокеанский Банк" (ОАО) организационно-контрольных функций в части осуществления внутреннего контроля "Азиатско-Тихоокеанский Банк" (ОАО) по представлению в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в установленный законом срок, в частности, установление банком в отношении клиента (юридического лица) обязанностей (в договоре на открытие банковского счета), исключающих возможность ненадлежащего исполнения кредитной организацией законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Банку предписано принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, о чем в месячный срок сообщить должностному лицу Банка России, вынесшему представление.
Материалами дела установлено событие вменяемого Банку административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Признание постановления Главного управления от 03.09.2012 N 10-12-Ю/0028 незаконным в связи с малозначительностью и освобождение Банка от административной ответственности не может являться основанием для признания незаконным и отмены от 03.09.2012 N 10-12-Ю/0028/3110ДСП, поскольку не свидетельствует об отсутствии в действиях Банка состава вменяемого правонарушения по несвоевременному представления сведений по виду операции 4005 "Зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его государственной регистрации" в отношении клиента Банка закрытого акционерного общества "Амурский уголь".
Кроме того обязание оспариваемым представлением организовать в Банке надлежащее исполнение законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не возлагает на Банк дополнительных обязанностей, не нарушает его прав и законных интересов, не создает иных препятствий для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, а напротив, внесение изменений в типовую форму банковского счета о сроках представления клиентам - юридическим лицам учредительных и иных документов в связи с его реорганизацией не противоречит закону и снижает риск Банка при исполнении им законодательства по противодействию легализации преступных доходов.
В этой связи суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое представление соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы Банка в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований в удовлетворении заявленных Банком требований о признании представления от 03.09.2012 N 10-12-Ю/0028/3110ДСП незаконным и подлежащим отмене.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 15.11.2012 по делу N А04-6938/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6938/2012
Истец: ОАО "Азиатско-Тихоокеанский Банк", ОАО "Азиатско-Тихоокенский Банк"
Ответчик: Главное управление ЦБ РФ по Амурской области, Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления ЦБ РФ по Амурской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области