г. Томск |
|
23 января 2013 г. |
Дело N А45-26007/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Закрытого акционерного общества "Сибресурс"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12.11.2012
по делу N А45-26007/2012 (судья Д.В. Векшенков)
по заявлению Закрытого акционерного общества "Сибресурс",
г.Новосибирск (ОГРН 1025401306501)
к ОГИБДД УМВД России по г.Новосибирску
о признании незаконным постановления 54 ЮП N 000559 от 18.09.2012,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Сибресурс" (далее - ЗАО "Сибресурс", Общество, апеллянт) обратилось арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Отделу ГИБДД УМВД России по г.Новосибирску (далее - административный орган) о признании незаконным постановления 54ЮЛ N 000559 по делу об административном правонарушении от 18.09.2012, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 12.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ЗАО "Сибресурс" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующее:
- факт совершения обществом правонарушения не доказан, не установлена вина Общества;
- законный представитель общества не был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении;
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.08.2012 в 12 часов 40 минут, в г. Новосибирске по ул. Петухова, 2, ЗАО "Сибресурс" осуществляло перевозку опасного груза N ООН 1760 (оксихлорид алюминия) в количестве 20 тонн седельным тягачом МАН г/н А891 МН 54 с полуприцепом цистерной РК24 г/н НЕ 3332 54 под управлением водителя Осколкова А.В, на котором установлены информационные таблички оранжевого цвета, не соответствующие техническим требованиям, установленным в пунктах 5.3.2.2.1, 5.3.2.2.2,. 5.3.2.2.3 ДОПОГ - нарушен пункт 23.5 ПДД РФ, о чем 10.09.2012 составлен протокол об административном правонарушении 54 ЮА N 000597.
В отношении заявителя заместителем начальника ОГИБДД УМВД России по г.Новосибирску Некипеловым И.В. 18.09.2012 вынесено постановление 54 ЮП N 000559 о привлечении ЗАО "Сибресурс" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что наличие в действиях общества состава административного правонарушения подтверждается материалами дела, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Повторно рассматривая дело в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводам суда первой инстанции при этом исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
На основании статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Объективная сторона правонарушения характеризуется осуществлением перевозки опасного груза водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных Правилами перевозки опасных грузов; осуществлением перевозки опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям Правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными Правилами.
При этом иные нарушения Правил перевозки опасных грузов образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 12.21.2 КоАП РФ нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения.
С объективной стороны правонарушение выражается в нарушении правил перевозки опасных грузов.
В соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения перевозка тяжеловесных, крупногабаритных, а также опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Требования к перевозке опасных и особо опасных грузов регламентируются Правилами перевозки опасных грузов.
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (далее - Правила) утверждены Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 года за N 73, при разработке которых учтены и обязательны к исполнению требования Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
Правила устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 2.8.1 Правил предусмотрено, что система информации об опасности (СИО) включает в себя следующие основные элементы: информационные таблицы для обозначения транспортных средств (приложение 7.4); аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий (Приложение 7.5); информационную карточку для расшифровки кода экстренных мер, указанных на информационной таблице (Приложение 7.6); специальную окраску и надписи на транспортных средствах.
Организация СИО возлагается на автотранспортные организации, выполняющие перевозки опасных грузов, и грузоотправителей, грузополучателей (пункт 2.8.2 Правил).
Согласно пункту 2.8.2 Правил аварийная карточка должна находиться у водителя транспортного средства, перевозящего опасные грузы. Аварийная карточка СИО заполняется организацией - изготовителем опасного груза по единой форме (Приложение 7.5) и прилагается в дополнение к путевому листу.
Крепление таблиц системы информации об опасности (приложение 7.4) на транспортных средствах должно производиться с помощью специальных устройств, обеспечивающих их надежную фиксацию.
Таблицы системы информации об опасности должны располагаться спереди (на бампере) и сзади автомобиля, перпендикулярно его продольной оси, не закрывая номерных знаков и внешних световых приборов, а также не выступая за габариты транспортного средства (пункт 4.1.11 Правил).
Пунктом 2.8.2 Правил предусмотрено, что аварийная карточка системы информации об опасности заполняется организацией - изготовителем опасного груза по единой форме (Приложение 7.5) и прилагается в дополнение к путевому листу.
Аварийная карточка должна находиться у водителя транспортного средства, перевозящего опасные грузы. В случае сопровождения опасного груза ответственным лицом - представителем грузоотправителя (грузополучателя) (см. п. 2.3.5 Правил) - аварийная карточка должна находиться у него.
В силу пункта 5.1.9 Правил водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы: лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой "Перевозка ОГ"; путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями раздела 2.6 и Приложения 7.11 Правил с отметкой "Опасный груз", выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе "Особые отметки" N опасного груза по списку ООН; свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов; аварийную карточку системы информации об опасности; товарно-транспортную накладную; адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГАИ МВД России, расположенных по маршруту движения.
Из материалов дела следует, что протоколом 54 ЮА N 000597 от 10.09.2012 об административном правонарушении, рапортом 54 ПТ N 415430 - Р650 зафиксирован факт того, что ЗАО "Сибресурс" 06 августа 2012 года в 12 часов 40 минут, г. Новосибирск, ул. Петухова, 2, осуществляло перевозку опасного груза N ООН 1760 (оксихлорид алюминия) в количестве 20 тонн седельным тягачом МАН г/н А891 МН 54 с полуприцепом цистерной РК24 г/н НЕ 3332 54 под управлением водителя Осколкова А.В., на котором установлены информационные таблички оранжевого цвета, не соответствующие техническим требованиям пунктов 5.3.2.2.1, 5.3.2.2.2, 5.3.2.2.3 ДОПОГ.
Согласно пункту 5.3.2.2.1 ДОПОГ, таблички оранжевого цвета должны быть светоотражающими и должны иметь 40 см в основании, а их высота должна составлять 30 см; они должны иметь черную окантовку шириной 15 мм. Используемый материал должен быть атмосферостойким и обеспечивать долговечность маркировки. Табличка не должна отделяться от ее крепления в случае пребывания в огне в течении 15 минут. Табличка должна оставаться прикрепленной независимо от положения транспортного средства. Таблички оранжевого цвета могут быть разделены посередине горизонтальной линией черного цвета шириной 15 мм.
Если размеры и конструкция транспортного средства таковы, что имеющаяся площадь поверхности не позволяет прикрепить эти таблички оранжевого цвета, то длина их основания может быть уменьшена до 300 мм, высота - до 120 мм, а ширина черной окантовки - до 10 мм. В этом случае для упакованного радиоактивного материала, перевозимого в условиях исключительного использования, необходимо указать только номер ООН, а высота цифр, предписанная в пункте 5.3.2.2.2., может быть уменьшена до 65 мм, а толщина линий - до 10 мм.
В случае контейнеров, в которых перевозятся навалом/насыпью опасные твердые вещества, и в случае контейнеров-цистерн, МЭГК и переносных цистерн таблички, предписанные в пунктах 5.3.2.1.2, 5.3.2.1.4 и 5.3.2.1.5, могут заменяться самоклеящейся этикеткой, краской или любой другой равноценной маркировкой. Эта альтернативная маркировка должна соответствовать техническим требованиям, изложенным в настоящем подразделе, за исключением положений, касающихся огнестойкости.
Согласно пункту 5.3.2.2.2. ДОПОГ, идентификационный номер опасности и номер ООН должны состоять из цифр черного цвета высотой 100 мм и толщиной линии 15 мм. Номер ООН должен указываться в нижней части таблички, а идентификационный номер опасности - в верхней. Они должны разделяться черной горизонтальной линий толщиной 15 мм, пересекающей табличку на половине высоты.
Идентификационный номер опасности и номер ООН должны быть нестираемыми и оставаться разборчивыми после пребывания в огне в течении 15 минут. Размещенные на табличках заменяемые цифры и буквы, составляющие идентификационный номер опасности или номер ООН, должны оставаться на своем месте во время перевозки независимо от положения транспортного средства.
В пункте 5.3.2.2.3 указан пример таблички оранжевого цвета с идентификационным номером опасности и номеров ООН.
Факт перевозки Обществом опасного груза на транспортном средстве с нарушением установленных требований к табличкам оранжевого цвета подтверждается фототаблицами транспортного средства, представленными в материалы дела, обществом по существу не отрицается. Доказательств, подтверждающих соответствие оранжевых табличек пунктам 5.3.2.1.2, 5.3.2.1.4 и 5.3.2.1.5 ДОПОГ Обществом не представлено.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае, на организации, принявшие на себя обязательства по перевозке автомобильным транспортом опасных грузов по дорогам общего пользования, возложена обязанность по соблюдению при осуществлении их деятельности установленных правил, в связи с чем, именно Общество является лицом, ответственным за их исполнение. При этом юридическое лицо должно организовать и контролировать работу своих работников таким образом, чтобы исключить возможность нарушения ими установленных норм и правил.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Общество каким-либо образом соблюдает Правила по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом в части установления на транспортном средстве, перевозящем опасный груз информационных табличек оранжевого цвета, соответствующих техническим требованиям пунктов 5.3.2.2.1, 5.3.2.2.2, 5.3.2.2.3 ДОПОГ по дорогам Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
В указанной части отклоняются доводы Общества о том, что приказом по предприятию назначено лицо, ответственное за безопасную перевозку опасных грузов автотранспортом; им обеспечено прохождение соответствующего обучение ответственного лица; наличие материальных ресурсов для соблюдения норм и правил перевозки опасных грузов (ДОПОГ), осуществляются меры по контролю за выполнением действующих правил перевозки опасных грузов, предприятием получены свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке опасных грузов как на автомобиль МАН рег. номер А891МН 154 так и на полуприцеп цистерну рег. номер НЕ 333254, продленные до 01.07.20013. Наличие указанных обществом мероприятий не опровергает факт совершения административного правонарушения, которое выразилось в несоблюдении требований по перевозке грузов на автотранспортном средстве, в части установления на транспортном средстве, перевозящем опасный груз информационных табличек оранжевого цвета, соответствующих техническим требованиям пунктов 5.3.2.2.1, 5.3.2.2.2, 5.3.2.2.3 ДОПОГ.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом приведенных правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, какие у Общества имелись препятствия для установки информационных табличек оранжевого цвета, соответствующих техническим требованиям пунктов 5.3.2.2.1, 5.3.2.2.2, 5.3.2.2.3 ДОПОГ им не указывается, а приводятся ссылки на соблюдение иных требований Правил перевозки опасных грузов, нарушение которых в данном случае Обществу административным органом не вменялось.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно признал, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Апеллянт в жалобе указывает на наличие процессуальных нарушений, допущенных в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Так, по мнению Общества, законный представитель ЗАО "Сибресурс" не был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу частей 3 - 5 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушенияхN (далее - Постановление N 10) при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в качестве основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении предусмотрено существенное нарушение процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, лицо должно быть уведомлено о дате и времени составления протокола.
Вместе с тем, КоАП РФ не содержит положения о том, что юридическое лицо может считаться извещенным при уведомлении лишь непосредственно его законного представителя.
При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал представитель Общества - юрист Головин Василий Михайлович по доверенности от 30.01.2012, что свидетельствует о наличии у Общества возможности реализовать права, закрепленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что наличие в действия Общества всех элементов состава административного правонарушения документально подтвержден, нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12 ноября 2012 года по делу N А45-26007/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-26007/2012
Истец: ЗАО "Сибресурс"
Ответчик: Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД РФ по г. Новосибирску, Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления министерства внутренних дел России по г. Новосибирску, Центр автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по НСО