г. Киров |
|
31 января 2013 г. |
Дело N А82-10158/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.11.2012 по делу N А82-10158/2012, принятое судом в составе судьи Глызиной А.В.,
по заявлению муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр "Юность" (ОГРН 1027601308811, Ярославская область, Угличский район, Грехов-ручей)
к Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области (Ярославская область, ул. Красноборская, д. 8),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр "Юность" (далее - заявитель, Учреждение, МОУ "Юность") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области (далее - ответчик, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 18.07.2012 N 18/1156 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 16.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на необоснованность применения судом статьи 2.9 КоАП РФ. Ответчик ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.08.2012 Управление в отношении Учреждения составило протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ (л.д. 53-54), согласно которому в период с 18.06.2012 по 13.07.2012 на основании распоряжения от 09.06.2012 N 251 административным органом в отношении Учреждения проведена плановая выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства. Результаты проверки отражены в акте от 13.07.2012 (л.д. 11-15). Учреждение, являясь муниципальным образовательным учреждением, реализует дополнительные программы и услуги для развития мотивации личности к познанию и творчеству в интересах общества и государства. МОУ "Юность" организует работу с детьми в летний период (3 смены по 21 дню). Количество отдыхающих за 1 смену составляет до 250 человек, обслуживающий персонал - 71 человек. МОУ "Юность" имеет лицензию на право пользования недрами серии ЯРЛ N 57662 ВЭ, выданную на право добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения Учреждения, зарегистрированную 07.10.2005, сроком действия до 07.10.2019 (л.д. 74). Лицензионные условия и требования изложены в приложении к указанной лицензии, в соответствующем лицензионном соглашении (л.д. 75-78). Участок недр имеет статус горного отвода и расположен на территории Учреждения, местечко Грехов ручей, на юго-западе г. Углича Ярославской области. Недропользователю в соответствии с вышеуказанной лицензией, предоставлено право пользования недрами из 2-х скважин: скважина N 1 (без номера по каталогу), скважина N 2 (255а/2080). Учреждением эксплуатируется четвертичный водно - ледниковый днепровско - московский водоносный горизонт, залегающий на глубине до 51 м. Эксплуатационные скважины сооружены в 1961 и 1974 годах. Подземные воды используются для хозяйственно-питьевого водоснабжения детского оздоровительного лагеря, работающего в летний период - 100 дней в году. Временную консервацию скважин проводит ООО "Народный управдом", согласно договору подряда от 01.10.2011 N 239/11. В ходе проведения проверки в отношении соблюдения предусмотренных условий и требований недропользования, административным органом были выявлены следующие нарушения: 1) Учреждением при оборудовании надкаптажного сооружения скважины N 2 нарушены установленные пунктом 5.9 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" требования к высоте надкаптажного сооружения; 2) не проведена оценка эксплуатационных запасов подземных вод; не представлен соответствующий отчет с подсчетом запасов на рассмотрение в ТКЗ; не проводилась процедура государственной экспертизы запасов подземных вод в установленном порядке (в нарушение пункта 3.3 лицензионного соглашения, статьи 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"); 3) не представлялся ежеквартальный отчет по ведению мониторинга подземных вод в территориальный центр по ведению мониторинга подземных вод в нарушение пункта 3.5 лицензионного соглашения; 4) не обеспечено ведение и представление статистической отчетности по форме 2-ТП (водхоз) об отборе пресных подземных вод в нарушение подпункта 7 пункта 3.4 лицензионного соглашения; 5) не представлялся ежегодный отчет в орган, выдавший соответствующую лицензию, в нарушение пункта 3.6 лицензионного соглашения; 6) не представлялись ежеквартальные отчеты о внесенных платежах водного налога в установленном порядке в нарушение пункта 4.2 лицензионного соглашения.
18.07.2012 Управлением вынесено постановление о привлечении Учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в сумме 300000 рублей (л.д. 8-10).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ и наличия оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из статей 2.1, 26.1 КоАП РФ следует, что для привлечения к административной ответственности следует установить наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Указанные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
Таким образом, наличие вины лица, привлекаемого к административной ответственности, должно быть установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении. Обстоятельства, связанные с наличием вины, и доказательства, подтверждающие ее наличие, административный орган обязан отразить в постановлении о назначении наказания.
Материалами дела подтверждено, что в нарушение статьи 29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении не указано, в чем конкретно состоит вина заявителя, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. При вынесении обжалуемого постановления административный орган надлежащим образом не исследовал вопрос о наличии вины Учреждения в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Отражая в обжалуемом постановлении факты нарушений лицензионных требований, Управление не установило причины возникновения этих нарушений, не исследовало вопрос о наличии (отсутствии) у заявителя возможности по соблюдению требований законодательства.
Учитывая, что при проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом, а также то, что в рассматриваемом деле ответчиком вопрос о наличии (отсутствии) вины в действиях Учреждения не исследовался, состав вменяемого правонарушения нельзя признать доказанным.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о необоснованности квалификации судом первой инстанции правонарушения в качестве малозначительного подлежат отклонению, как не свидетельствующие о наличии оснований для отказа в признании незаконным и отмене постановления административного органа.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по жалобе в силу положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 30.2, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.11.2012 по делу N А82-10158/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-10158/2012
Истец: МОУ дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр "Юность", МОУ дополнительного образования детей детский центр "Юность"
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области