г. Томск |
|
25 января 2013 г. |
Дело N А27-15335/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Журавлевой В. А., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А. С.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Чернобай А. В. по дов. от 10.01.2013,
от заинтересованного лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.11.2012 по делу N А27-15335/2012 (судья Смычкова Ж. Г.) по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935), г. Кемерово, к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) о признании недействительным решения N 49 осс/р от 25.06.2012 в части,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразреуголь", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиала N 2 (далее - ГУ КРОФСС, Фонд, заинтересованное лицо) от N 49 осс/р от 25.06.2012 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 15 308,39 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.11.2012 заявленные требования удовлетворены - решение ГУ КРОФСС N 49 осс/р от 25.06.2012 "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в оспариваемой части признано недействительным. С ГУ КРОФСС в пользу ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" взысканы судебные расходы в сумме 2 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУ КРОФСС обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить.
В обоснование своих доводов апеллянт ссылается на нарушение заявителем Порядка выдачи листков нетрудоспособности, которые имеют неустранимый характер, в связи с чем у Фонда было право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам по данным листкам нетрудоспособности.
ГУ КРОФСС явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ГУ КРОФСС в соответствии с частями 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ОАО "УК "Кузбассразреуголь" в отзыве на апелляционную жалобу, его представитель в судебном заседании не соглашаются с ее доводами, считая решение суда законным и обоснованными, просят его оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, ГУ КРОФСС проведена выездная проверка страхователя ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.
10.05.2012 по результатам проверки ГУ КРОФСС составлен акт N 2010048, 25.06.2012 по результатам рассмотрения акта проверки от 10.05.2012 N 2010048 и представленных обществом возражений, ГУ КРОФСС принято решение N 49осс/р о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 16 783,11 руб. по выплате пособий по временной нетрудоспособности.
Полагая, что действия ГУ КРОФСС не соответствуют требованиям действующего законодательства в части отказа в принятии к зачету расходов в сумме 15 308,39 руб.,
ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании решения недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемое решение Фонда недействительным, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств дела.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 указанного Закона).
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется Фондом в отношении страхователей, которым в данном случае является ОАО "УК "Кузбассразрезуголь".
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Указанный Закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 255-ФЗ - пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
В части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ и пункт 1 Порядка N 514).
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право:
1) проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
2) запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов;
3) получать от органов Федерального казначейства сведения о поступивших в Фонд социального страхования Российской Федерации суммах страховых взносов, пеней, штрафов;
4) не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов;
Статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Порядок оформления листков нетрудоспособности в проверяемый период был предусмотрен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 "О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" (далее - Порядок N 514).
Материалами дела установлено, что при выборочной проверке правильности исчисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности были выявлены нарушения касающиеся правильности оформления листов нетрудоспособности, а именно:
- в нарушение пункта 13 Порядка N 514 листок нетрудоспособности, выданный Идубалину Ю.А. серии ГА5415598 от 20.05.2011 на период с 20.05.2011 по 25.05.2011 (6 календарных дней), выдан единовременно фельдшером на срок более 5 дней, продлен по 30.05.2011;
- в нарушении пункта 14 Порядка N 514 листок нетрудоспособности Арбузову А.Ю. серии ВШ5076407 от 07.07.2010 (продолжение листка нетрудоспособности ВШ 5075926 от 10.03.2010), продлен на срок более 30 календарных дней без решения врачебной комиссии;
- в нарушение пункта 58 Порядка N 514 в листке нетрудоспособности Клочкова Л.А. серии ВЭ 0108627 от 05.10.2010 исправление произведено после проведения документальной выездной проверки и заверено печатью медицинской организации и подписью без указания, что исправление было заверено именно лечащим врачом.
Между тем, суд первой инстанции установил и пришел к обоснованному выводу о том, что нарушения, допущенные медицинским учреждением, носят устранимый и несущественный характер.
Так, в силу пункта 13 Порядка N 514 следует, что фельдшер или зубной врач единолично выдает листок нетрудоспособности единовременно на срок до 5 календарных дней и продлевает его на срок до 10 календарных дней, а в исключительных случаях, после консультации с врачебной комиссией медицинской организации, - до 30 календарных дней (с обязательной записью о проведенной консультации в первичной медицинской документации). Листок нетрудоспособности, выданный Идубалину Ю.А. на период с 20.05.2011 по 25.05.2011 (6 календарных дней), выдан фельдшером на срок более 5 дней, однако предельный срок (10 дней) не нарушен.
Согласно пункту 14 Порядка N 514 по решению врачебной комиссии при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть выдан в установленном порядке до дня восстановления трудоспособности, но на срок не более 10 месяцев, а в отдельных случаях (травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез) - на срок не более 12 месяцев, с периодичностью продления по решению врачебной комиссии не реже чем через 30 календарных дней.
Фондом установлено, что в нарушении данного пункта листок нетрудоспособности Арбузову А.Ю. серии ВШ5076407 от 07.07.2010 (продолжение листка нетрудоспособности ВШ 5075926 от 10.03.2010), продлен на срок более 30 календарных дней без решения врачебной комиссии. В указанный листок нетрудоспособности были внесены исправления- продление подтверждено решением врачебной комиссии.
Кроме того, доводы апелляционной жалобы Фонда в данной части фактически сводятся к тому, что листы был выдан единовременно на срок, больший, чем установлено законодательством без его продления.
Тем не менее, суд апелляционной инстанции считает необоснованным утверждение о том, что листы нетрудоспособности выданы с нарушением установленного порядка.
Как было выше сказано, в силу статьи 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности.
Каких-либо доказательств того, что отсутствовали факты утраты нетрудоспособности или трудоспособность была установлена ранее срока, указанного в листах нетрудоспособности, материалы проверки и судебного дела не содержат.
Законодательство четко устанавливает варианты предельных сроков выдачи больничных листов.
Так, по общему правилу в соответствии с частью 2 статьи 49, статьей 58 Основ законодательства Российской Федерации N 5487-1, утвержденных 22.07.1993 экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
Аналогичные требования к предельному сроку 30 дней для выдачи листов нетрудоспособности лечащим врачом и 10 дней фельдшером, зубным врачом единолично содержатся и в Порядке N 514, на который ссылается заинтересованное лицо.
Данные требования действующего законодательства нарушены не были.
Таким образом, листок нетрудоспособности может быть выдан, а пособие по нетрудоспособности выплачено на весь период болезни (травмы), но не более предельных сроков, установленных законодательством. Для лечащего врача (без участия врачебной комиссии) это 30 дней, для фельдшера - 10 дней.
Из материалов дела следует как подтверждение факта заболевания (травмы), так и выдача листков в пределах сроков, установленных законодательством.
Такое оформление само по себе не свидетельствует об отсутствии явки лица к врачу в установленный срок (обратного фондом социального страхования не доказано и не проверялось).
Нарушение пункта 58 Порядка N 514 (листок нетрудоспособности Арбузова А.Ю.), по мнению апеллянта, обусловлено тем, что исправление произведено после проведения документальной выездной проверки и заверено печатью медицинской организации без указания, что исправление было заверено лечащим врачом.
Между тем, данное нарушение также устранено.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что нарушения в оформлении листков нетрудоспособности носили устранимый и несущественный характер.
Кроме того, нарушения при оформлении листков нетрудоспособности были допущены не обществом, а соответствующим лечебным учреждением, выдавшим такие листки нетрудоспособности.
Кроме таких негативных последствий как непринятие расходов у страховщика, раздел 9 Приказа Минздравмедпрома Российской Федерации N 206, Постановление ФСС РФ N 21 от 19.10.1994 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан" предусматривает, что врачи государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения несут дисциплинарную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за ненадлежащее оформление листов нетрудоспособности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Фонда не содержит правовых оснований для непринятия расходов страхователя, в связи с чем, требование ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Фонд просит также отказать во взыскании с него в пользу общества судебных расходов в сумме 2000 руб. (расходы по уплате государственной пошлины).
На основании статьи 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (статья 110 АПК РФ).
В силу статьи 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Согласно статье 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Право на возмещение судебных расходов возникает в том случае, если сторона их фактически понесла и документально подтвердила.
Отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. После прекращения отношений заявителя с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (заявителем и заинтересованным лицом) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с заинтересованного лица уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, возлагает на заинтересованное лицо обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в рассматриваемом случае заинтересованным лицом может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, не влечет отказ заявителю в возмещении его судебных расходов.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемом решении обстоятельства Фондом социального страхования в рассматриваемой ситуации не доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, не подтверждена.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Суд апелляционный инстанции считает, что оснований, установленных статьей 270 АПК РФ для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, а равно принятия доводов апелляционной жалобы по настоящему делу не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.11.2012 по делу N А27-15335/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
В. А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15335/2012
Истец: ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 2, ГУ-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 2