г. Самара |
|
31 января 2013 г. |
Дело N А72-6511/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Семушкина В.С., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лещенко А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28.01.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.10.2012 по делу N А72-6511/2012 (судья Пиотровская Ю.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центральное кооперативное предприятие" (ИНН 7301003047, ОГРН 1057301000943), Ульяновская область, г.Барыш,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ульяновской области, Ульяновская область, г.Инза,
Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области, Ульяновская область, г.Барыш,
об обязании возвратить суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центральное кооперативное предприятие" (далее - ООО "Центральное кооперативное предприятие", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ульяновской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 3 по Ульяновской области, налоговый орган), Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области (далее - УПФ РФ (ГУ) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области, пенсионный фонд) о взыскании суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 3 806 руб. с начисленными на сумму излишне уплаченных страховых взносов процентами, судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 8 000 рублей (т.1, л.д.4-9).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.10.2012 по делу N А72-6511/2012 заявленные требования удовлетворены частично. Пенсионный фонд обязан возвратить обществу излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 3 806 руб. с начисленными на сумму излишне уплаченных страховых взносов процентами за период с 20.04.2012 по день фактического возврата страховых взносов. С пенсионного фонда в пользу общества взысканы судебные расходы в размере 8 000 руб. В остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения (т.2,л.д.94-97).
Не согласившись с принятым решением суда, пенсионный фонд обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 05.10.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (т.2,л.д.109-111).
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 05.10.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 24.01.2012 УПФ РФ (ГУ) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области выдана справка N 44 о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, согласно которой ООО "Центральное кооперативное предприятие" имеет переплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 3 806 руб.
25.01.2012 ООО "Центральное кооперативное предприятие" обратилось в Межрайонную ИФНС России N 3 по Ульяновской области с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
09.02.2012 Межрайонная ИФНС России N 3 по Ульяновской области по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления ООО "Центральное кооперативное предприятие" вынесла решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) N 492 указав, что данное заявление не согласовано с отделом Пенсионного фонда РФ.
19.03.2012 ООО "Центральное кооперативное предприятие" обратилось в УПФ РФ (ГУ) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 3 806 руб.
22.03.2012 пенсионный фонд, рассмотрев заявление общества от 19.03.2012, направило в адрес ООО "Центральное кооперативное предприятие" письмо N 193 в котором указало, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации не имеют полномочий для осуществления возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации на коды бюджетной классификации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба России.
Не согласившись с указанными ответами государственных органов, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании ответчиков возвратить суммы излишне уплаченных страховых взносов, пени с начисленными процентами.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств дела.
В подтверждение факта излишней уплаты страховых взносов в размере 3 806 руб. (накопительная часть) заявителем в материалы дела представлены протокол к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 16.02.2010 N 000830, платежные поручения на уплату взносов за спорный период.
Документально подтвержденная переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации подлежащая возврату составляет 3 806 руб. 00 коп.
Согласно пункту 3 статьи 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) к правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу названного Федерального закона, положения данного Федерального закона применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу, то есть после 01.01.2010.
В соответствии с пунктом 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6 статьи 26 указанного Закона зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
При этом в силу статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ органом контроля за уплатой страховых взносов является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Частью 15 статьи 26, частью 4 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что поручение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства (далее - орган Федерального казначейства) для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Нормой части 4 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" установлено, что главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 по 2009 гг. включительно, является Федеральная налоговая служба России.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Письмом Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58/АД-30-24/8509@ "О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование" до сведения территориальных органов Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации доведен совместно разработанный Порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 по 2009 гг. включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба (далее - Порядок).
В указанном письме отмечено, что в 2010 г. Федеральная налоговая служба России является главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды 2002 - 2009 гг. по следующим кодам бюджетной классификации: 182 1 02 02010 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии"; 182 1 02 02020 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии".
Порядком предусмотрено, что возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на коды бюджетной классификации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба России, осуществляется по решению территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Налоговый орган решения о возврате указанных взносов не принимает, а лишь оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из анализа изложенных норм следует, что полномочия по расчету суммы переплаты, подлежащей возврату, и принятию решения о возврате предоставлены органам Пенсионного фонда Российской Федерации, в то время как исполнение таких решений возложено на главного администратора доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - соответствующие налоговые органы.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени самостоятельно налоговый орган осуществлять не вправе. Налоговым органом обоснованно указано в решении от 09.02.2012 N 492 о том, что заявление подлежит согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации ввиду отсутствия у налогового органа полномочий на принятие самостоятельно решения о возврате.
Судом установлено, что общество 19.03.2012 обратилось в учреждение с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Пенсионный фонд в установленном порядке не принял соответствующего решения по заявлению плательщика страховых взносов с учетом информации, имеющейся в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и декларации по страховым взносам, неправомерно указав на отсутствие у него полномочий.
Судом выявлено, что предъявленная к возврату сумма страховых взносов является излишне уплаченной за 2009 г. и внесена обществом в доход бюджета по коду бюджетной классификации 182.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив факт наличия у общества предъявленной к возврату переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3 806 руб., правомерно, признав факт наличия у учреждения соответствующих полномочий, возложил на учреждение обязанность по возврату обществу указанной переплаты.
Согласно пунктам 11 и 17 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. В случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного частью 11 настоящей статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Суд первой инстанции правомерно счёл обоснованными и подлежащими удовлетворению требования заявителя в части выплаты органом пенсионного фонда процентов, начисленных в связи с несвоевременным возвратом обществу страховых взносов в сумме 3 806 руб., поскольку в пенсионный фонд общество обратилось 19.03.2012, следовательно, с учетом положений части 11 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме в 3 806 руб. подлежали возврату не позднее 19.04.2012.
Между тем, денежные средства в сумме 3 806 руб. не возвращены заявителю.
Поскольку факт невозврата взносов в установленный срок органом пенсионного фонда страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 3 806 руб. подтверждается материалами дела, следовательно, на сумму своевременно не возвращенных страховых взносов подлежат начислению проценты, за каждый календарный день нарушения срока возврата, то есть за период с 20.04.2012 по день фактического возврата страховых взносов.
Оснований для взыскания процентов с налогового органа суд не усматривает, с учетом установленных по делу обстоятельств в части неисполнения учреждением обязанностей по принятию решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Следовательно, требования заявителя о взыскании процентов с налогового органа обоснованно оставлено без удовлетворения.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно пункту 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Как видно из материалов дела, в подтверждение расходов на оплату услуг представителя обществом представлен договор возмездного оказания услуг от 12.07.2012 N 14, заключенный с ИП Шапировым В.А., согласно которому ИП Шапиров В.А. (Исполнитель) обязуется осуществить представительство ООО "Центральное кооперативное предприятие" в Арбитражном суде Ульяновской области по делу NА72-6511/12, составлять всю необходимую документацию по вышеуказанному поручению, в том числе заявления, ходатайства, жалобы. В подтверждение оплаты услуг представлен расходно-кассовый ордер от 20.08.2012 N 1666 на сумму 8 000 руб. (т.2,л.д.28-29).
Согласно разъяснениям, данным в Информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 и от 05.12.2007 N 121, разумность расходов по оплате услуг представителей определяется судом исходя из таких обстоятельств, как длительность судебного разбирательства, проверка законности и обоснованности судебных актов в нескольких судебных инстанциях, сложность разрешающихся в ходе рассмотрения дела правовых вопросов, сложившаяся судебная практика рассмотрения аналогичных споров, необходимость подготовки представителем в относительно сжатые сроки большого числа документов, требующих детальных исследований, размер вознаграждения представителей по аналогичным спорам.
Следуя правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2004 N 454-О, реализация права по уменьшению суммы расходов судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 Кодекса речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вынося решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать их произвольно, тем более, если другая сторона не представляет доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 20.05.2008 N 18118/07.
При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела (пункт 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Рассмотрев представленные обществом документы, оценив степень сложности дела, характер спора и объем оказанных услуг, суд первой инстанции на основании статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно пришел к выводу о том, что заявленная сумма судебных расходов в размере 8 000 руб. является разумной и обоснованной, иного ответчиками не доказано.
Поскольку обязанность по своевременному возврату излишне уплаченных страховых взносов не исполнена именно УПФ РФ (ГУ) по г. Барышу, Барышскому району Ульяновской области, что послужило основанием для обращения заявителя в суд с заявлением, взыскание судебных расходов на оплату услуг представителя в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пользу общества следует произвести именно с указанного государственного органа в полном объеме.
Требования заявителя о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя с налогового органа обоснованно оставлены без удовлетворения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя частично.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 05.10.2012 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на пенсионный фонд, но не взыскиваются, в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.10.2012 по делу N А72-6511/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6511/2012
Истец: ООО "Центральное кооперативное предприятие"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Ульяновской области, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыш и Барышском районе Ульяновской области
Третье лицо: УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области