г. Саратов |
|
1 февраля 2013 г. |
Дело N А57-6637/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "1" февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В. Б.,
судей, Дубровиной О.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Краевой Ю.Н.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Шилин Д.В. - по доверенности от 25.09.2012 N 05-12,
от ответчика - Поляков Д.В. - по доверенности 01.01.2013 N 46-04-4627д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СпецКомплект" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 ноября 2012 года по делу N А57-6637/2012, (судья Волкова М.А.),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "СпецКомплект", город Саратов (ИНН 6453107240, ОГРН 1096453006430)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрайгаз Саратов", город Саратов (ИНН 6450068585, ОГРН 1036405021047)
об обязании произвести перерасчет объема потребленного природного газа за период с 03.11.2011 года по 31.12.2011 года, полученного по договору поставки газа N 46-5-101325/11 от 01.11.2011 года с 193 800 куб.м на 121 529,44 куб.м.,
о взыскании суммы судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей,
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью ПКФ "Рисар-95", город Саратов (ИНН 6453039695, ОГРН 1026403052961)
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "СпецКомплект" с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрайгаз Саратов" об обязании произвести перерасчет объема потребленного природного газа за период с 03.11.2011 года по 31.12.2011 года, полученного по договору поставки газа N 46-5-101325/11 от 01.11.2011 года с 193800 куб. м на 121529,44 куб. м, о взыскании суммы судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 15 мая 2012 года производство по делу N А57-6637/2012 было прекращено.
Постановлением от 06.07.2012 года по делу N А57-6637/2012 года Двенадцатый арбитражный апелляционный суд определение Арбитражного суда Саратовской области от 15 мая 2012 года по делу N А57-6637/2012 отменил. Направил вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09 ноября 2012 в удовлетворении исковых требований Обществу с ограниченной ответственностью "СпецКомплект" к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Саратов" об обязании произвести перерасчет объема потребленного природного газа, полученного по договору поставки газа N 46-5-101325/11 от 01.11.2011 г. с 193800 куб. м на 121529,44 куб. м, а также о взыскании госпошлины в сумме 4000 рублей отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СпецКомплект" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что при наличии исправного механического счетчика СГ 16-М-800 и неисправного электронного корректора объем потребленного газа можно установить с использованием согласованных условно-постоянных параметров, введенных в вычислитель и Методики выполнения измерений при помощи турбинных, ротационных и вихревых счетчиков ПР 50.2.019-2006.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между Обществом с ограниченной ответственностью "Спецкомплект" обратилось и обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" заключен договор поставки газа N 46-5-101325/11 от 01.11.2011 г.
Актом обследования от 03.11.2011 представителем общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" принят в эксплуатацию узел учета газа ООО "Спецкомплект".
Актом обследования от 12.01.2012 представителем общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" установлено, что "при проверке УУГ у потребителя выявлено: неисправность корректора ЕК 260 з/н 3030008141, а именно, стандартный накопительный объем формируется неверно. Согласно показаний механического счетчика СГ 16-М-800 и показаний рабочего расхода образуется разница, чего быть не должно. Разница составляет 78730 м.3. Расчет за потребленный газ принять по договору на поставку газа."
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Спецкомплект" в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" об обязании ответчика произвести перерасчет объема потребленного природного газа за период с 03.11.2011 г. по 31.12.2011 г., полученного по договору поставки газа N 46-5-101325/11 от 01.11.2011 г., со 193 800 м3 на 121 529,44 м3.
Согласно позиции истца при наличии исправного механического счетчика СГ 16-М-800 и неисправного электронного корректора объем потребленного газа можно установить с использованием согласованных условно-постоянных параметров, введенных в вычислитель и Методики выполнения измерений при помощи турбинных, ротационных и вихревых счетчиков ПР 50.2.019-2006.
Отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (статья 539 ГК РФ).
Отношения в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении).
В соответствии со статьей 3 Закона о газоснабжении законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О недрах", Федеральном законе "О естественных монополиях", Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
В целях обеспечения единого подхода к формированию организационных и технических требований к учету газа во всех сферах экономики Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.1995 N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению" специалистами государственной газовой инспекции Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и ее территориальных органов разработаны Правила учета газа, утвержденные Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 14.10.1996 (далее - Правила учета газа).
В соответствии с пунктом 1.3 Правил учета газа, Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны для исполнения юридическими лицами независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм. Требования Правил распространяются на поставщиков, газораспределительные организации и потребителей газа при взаимных расчетах за поставку и потребление газа, независимо от объемов его поставки и потребления (пункт 1.4 Правил учета газа).
Таким образом, Правила учета газа являются нормативно-правовым актом, обязательным для применения участниками правоотношений в сфере газоснабжения.
Юридические лица, являющиеся поставщиками и покупателями газа, свободны в выборе построения своих договорных отношений.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 21 Правил поставки газа поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
Пунктами 22, 23 Правил поставки газа предусмотрено, что учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны передающей газ, а при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по приборам учета принимающей стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом пересмотренным договором.
Согласно пункту 2.2 Правил учета газа учет количества газа, отпускаемого поставщиком газораспределительной организации или потребителю газа (при прямых поставках) должен осуществляться по узлам учета поставщика или потребителя газа, установленным в соответствии с требованиями действующих норм и настоящих Правил. Средства измерений, входящие в комплект узлов учета газа, должны иметь сертификат Госстандарта России об утверждении типа и поверены в органах Государственной метрологической службы.
При отсутствии узлов учета у поставщика, их неисправности или отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по данным газораспределительной организации или потребителя газа (по соглашению сторон).
Учет количества газа, подаваемого газораспределительной организацией потребителю газа, должен осуществляться по узлам учета потребителя газа.
При отсутствии узлов учета газа у потребителя газа, их неисправности, отсутствия действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа.
Пунктом 42 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317) предусмотрено, что для осуществления финансовых расчетов при газоснабжении, контроля за режимами поставки газа и контроля за потреблением газа организацией в целом, отдельным газоиспользующим оборудованием или в технологическом процессе, а также контроля за эффективным использованием газа производится учет газа. Эксплуатация газоиспользующего оборудования без приборов учета расхода газа не допускается.
Понятие "узел учета" содержится в разделе "термины и определения" Правил учета газа: это комплект средств измерений и устройств, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров.
Согласно пункту 1.5 Правил учета газа учет газа организуется с целью: осуществления взаимных финансовых расчетов между поставщиком, ГРО и потребителем газа; контроля за расходными и гидравлическими режимами систем газоснабжения; составления баланса приема и отпуска газа; контроля за рациональным и эффективным использованием газа.
Пунктом 1.6 Правил учета газа предусмотрено, что испытания в целях утверждения типа, а также поверка узлов учета и средств измерений, входящих в их состав, должны проводиться в соответствии с требованиями Госстандарта России. Монтаж и эксплуатация оборудования, входящего в состав узлов учета, проводятся в соответствии с требованиями Госстандарта России и инструкциями изготовителей оборудования.
Пунктом 2.4. Правил учета газа предусмотрено, что на каждом узле учета с помощью средств измерений должны определяться: время работы узла учета; расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях; среднечасовая и среднесуточная температура газа; среднечасовое и среднесуточное давление газа.
Ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета.
Истец подтверждает факт неисправности узла учета газа. Указанное обстоятельство подтверждается также актом обследования узла учета газа от 12.01.2012, подписанным уполномоченными представителями поставщика и покупателя газа.
Как правильно указал суд первой инстанции Правила учета газа, и Правила поставки газа предусматривают, что при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.
При этом, исходя из буквального толкования Правил учета газа и Правил поставки газа, контрольно-измерительные приборы являются неотъемлемой частью узла учета газа.
Как следует из Акта обследования от 03.11.2011 узел учета газа, установленный у истца, состоит из счетчика газа и электронного корректора.
Пунктом 1 статьи 543 ГК РФ обязанность обеспечения надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдения установленного режима потребления энергии возложена на абонента.
В соответствии с пунктом 24 Правил поставки газа монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Законом "Об обеспечении единства измерений" и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно- измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат (пункт 25 Правил поставки газа).
Таким образом, в силу прямого указания пункта 25 Правил поставки газа истец несет ответственность за техническое состояние и поверку своих контрольно-измерительных приборов, которые должны входить в измерительный комплекс узла учета газа.
В случае неисправности узла учета газа, что имеет место быть в настоящей ситуации, поставщик правомерно применяет меры в соответствие с действующим гражданским законодательством, в данном случае - расчет газа по мощности газопотребляющего оборудования.
Кроме того, никаких обоснований правомерности применения коэффициента "1,44" истец не приводит.
При заключении и исполнении договора поставки газа стороны руководствуются действующим законодательством, а также условиями договора, в соответствии с которыми при отсутствии узлов учета газа у потребителя газа, их неисправности, отсутствия действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа (п. 4.3 договора поставки газа N 46-5-101325/11 от 01.11.2011 г.; п. 22, п. 23 Правил поставки газа в РФ; п. 2.2 Правил учета газа).
В соответствии с п. 4.9 договора N 46-5-101325/11 при отсутствии или неисправности у Покупателя, имеющего автоматизированные узлы учета газа, приборов для регистрации отдельных параметров потока газа эти параметры принимаются по согласованным условно-постоянным параметрам, введенным в вычислитель (корректор)".
Как правильно указал суд первой инстанции в рассматриваемой ситуации пункт 4.9 договора не применим, т. к. данный пункт предписывается использовать в случае, когда какие-либо из параметров потока газа (либо приборы, т.е. средства измерений, позволяющие получить указанные параметры) отсутствуют либо неисправны. К таким параметрам можно отнести: расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях; среднечасовая и среднесуточная температура газа; среднечасовое и среднесуточное давление газа.
Стороны договорились, что исправный корректор в этом случае автоматически использует условно-постоянные параметры, введенные в него заранее.
В случае неисправности корректора объем газа не приводится автоматически к стандартным условиям и, соответственно, вести учет объема газа, необходимо при соблюдении требований действующего законодательства - то есть по проектной мощности газопотребляющего оборудования.
Понятие "узел учета" содержится в разделе "термины и определения" Правил учета газа: это комплект средств измерений и устройств, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров.
В силу прямого указания пункта 1.7 Правил учета газа "Ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета "
А в случае неисправности узла учета газа, что имеет место быть в настоящей ситуации, поставщик правомерно применяет меры в соответствие с действующим гражданским законодательством, в данном случае - расчет газа по мощности газопотребляющего оборудования.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены основания отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, которых судебная коллегия не усматривает.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, ответчиком, в нарушение положений статей 65, 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку оно является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 ноября 2012 года по делу N А57-6637/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6637/2012
Истец: ООО "СпецКомплект"
Ответчик: ООО "Газпром межрегионгаз Саратов"
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3849/13
01.02.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11738/12
09.11.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-6637/12
06.07.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5594/12
14.05.2012 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-6637/12