город Омск |
|
01 февраля 2013 г. |
Дело N А70-9338/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Глухих А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кундос Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11589/2012) Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 04 декабря 2012 года по делу N А70-9338/2012 (судья М. В. Голощапов), рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к обществу с ограниченной ответственностью "Возрождение" (ОГРН 1057200445752, ИНН 7215000476) о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области - представитель Боровинская А.Ю. (паспорт, доверенность N 14/724-12 от 05.03.2012 сроком действия один год);
от общества с ограниченной ответственностью "Возрождение" - представитель не явился, извещено;
установил:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Возрождение" (далее - ООО "Возрождение", ответчик) о взыскании субсидии в размере 125 595 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.12.2012 по делу N А70-9338/2012, принятым в порядке упрощённого производства, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решением суда, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что основанием для возврата субсидии является нарушение условий её предоставления, установленных в пункте 4.15.2 Положения о порядке предоставлении средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утверждённого постановлением Правительства Тюменской области орт 04.03.2011 N 72-п, и подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174, согласно которым получателями субсидий на поддержку элитного семеноводства являются сельскохозяйственные товаропроизводители, которые приобрели элитные семена сельскохозяйственных культур у российских производителей элитных семян и заводов по подготовке семян.
Утверждает, что судом первой инстанции нарушены номы процессуального права, выразившееся в неизвещении территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области о времени и месте судебного заседания.
От "Возрождение" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, надлежащим образом извещённый в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области произведена выплата субсидии ответчику
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в 2011 году Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области в соответствии с Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174, была предоставлена ООО "Возрождение" субсидия на поддержку сельскохозяйственного производства в размере 349 607 руб.
Денежные средства были перечислены на счёт ответчика по платежным поручениям N 104204 от 21.06.2011, N 376134 от 15.11.2011, N 481359 от 26.12.2011 (л.д. 17, 18, 19).
30.07.2012 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области в Департаменте агропромышленного комплекса Тюменской области проведена проверка использования бюджетных средств за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, направленных на реализацию государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы по подпрограмме "Развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства".
30.07.2012 по результатам указанной проверкой составлен акт проверки использования бюджетных средств, которым было установлено, что Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области не правомерно была выдана субсидия ООО "Возрождение", так как приобретение элитных семян кукурузы произведено у организации, не являющейся производителем элитных семян.
03.08.2012 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области в адрес Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области направлено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором потребовало принять меры по недопущению в дальнейшем незаконного использования средств федерального бюджета или государственных внебюджетных фондов, не являющихся нецелевым использованием (л.д.50-52).
04.09.2012 истцом в адрес ответчика направлено уведомление исх. N 13/3199-12 с требованием возвратить субсидию в размере 125 595 руб. (л.д. 20-21).
Отсутствие действий со стороны ответчика по удовлетворения данного требования явилось основанием для обращения Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области в суд с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении заявленных требований послужил поводом для подачи истцом апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учёл следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона N 264-ФЗ).
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Поскольку Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" предполагает расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон, должны регулироваться нормами бюджетного законодательства.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу статьи 3 Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 305 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области" условия и порядок государственной поддержки сельскохозяйственного производства в формах, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством законами Тюменской области и (или) нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области.
Условия, порядок предоставления субсидий на возделывание зерна определены в действовавшем на дату заключения договора Положении о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденном Постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства" (далее - Положение).
В силу пункта 5.1 Положения, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме (пункт 5.1 Положения).
Из содержания приведенных пунктов следует, что основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области указывает, что основанием для возврата субсидии является нарушение условий её предоставления, установленных в пункте 4.15.2 Положения о порядке предоставлении средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утверждённого постановлением Правительства Тюменской области орт 04.03.2011 N 72-п, и подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174, согласно которым получателями субсидий на поддержку элитного семеноводства являются сельскохозяйственные товаропроизводители, которые приобрели элитные семена сельскохозяйственных культур у российских производителей элитных семян и заводов по подготовке семян.
Неисполнение выразилось в приобретении ООО СП "Голышмановское" элитных семян кукурузы у организации (ГПОО "Семстанция Исилькульская"), не являющейся производителем элитных семян кукурузы.
По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Согласно статье 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Оценив представленные сторонами в дело доказательства суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки изложенных в обжалуемом решении выводов, так как материалами дела не подтверждается нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении.
Так, в соответствии с пунктом 3.2 Положения, для участия в отборе получения субсидии получатели представляют в Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области заявку с приложением документов, указанных в пунктах 2.4.2 - 2.4.6, и документов, определенных условиями предоставления субсидий по каждому мероприятию и направлению государственной поддержки.
Согласно пунктам 2.4.2 - 2.4.6 к заявке на получение субсидии должны быть приложены следующие документы:
- справка-расчет по форме, установленной настоящим Положением;
- справка о ненахождении в стадии ликвидации или банкротства, подписанная руководителем предприятия;
- справка об отсутствии просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе, подписанная руководителем предприятия;
- справка о состоянии ссудной задолженности по кредитам, привлеченным на срок более года, с указанием кредитной организации, срока выдачи и суммы кредита, ссудной задолженности на 01.01.2011 и на дату составления настоящей справки, подписанная руководителем предприятия;
- справка о представлении отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса в соответствии с формами, утвержденными приказами Министерства сельского хозяйства РФ, с указанием даты представления отчета, подписанная органом местного самоуправления. Данную справку не представляют получатели бюджетных средств, зарегистрированные в г. Тюмени, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
Кроме того, в силу пункта 4.15.2 Положения, основанием для выплаты субсидий является предоставление получателями субсидий следующих документов:
а) справка-расчет на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур по форме в соответствии с приложением N 32 к настоящему Положению;
б) копии счетов-фактур, накладных, платежных документов, заверенные получателями субсидий;
в) копии сертификатов на семена, выданные органами по сертификации семян сельскохозяйственных культур, заверенные получателями субсидий.
На основании указанных документов устанавливается соответствие претендента условиям предоставления субсидии.
Отсутствие какого-либо из вышеуказанных документов является основанием для отказа в предоставлении государственной поддержки (пункт 3.16 Положения).
В свою очередь, исполнение вышеуказанных пунктов Положения свидетельствует о соблюдении заявителем условий для предоставления субсидии. Требований к предоставлению иных документов, подтверждающих соблюдение условий предоставления субсидий, действующим законодательством не установлено.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Возрождение" к заявке на получение субсидии приложены документы, установленные нормативно-правовым актом, а также дополнительные документы, свидетельствующие о приобретении продукции.
Данные обстоятельства истцом не оспариваются.
Предоставление совместно с заявкой вышеуказанного пакета документов свидетельствует о соблюдении ответчиком условия для предоставления субсидии.
Указанные документы были проверены Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области и признаны верными и достаточными для получения субсидии.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что ответчиком соблюдены условия для подачи заявки на получение субсидии.
Довод апелляционной жалобы о приобретении ООО "Возрождение" элитных семян кукурузы у организации (ООО "Велес-ВК"), не являющейся производителем элитных семян кукурузы, не принимается судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 12.01.2011 между ООО "Велес-ВК" (продавец) и ООО "Возрождение" заключило договор поставки N 1/2011, в соответствии с которым ответчик приобрел у продавца семена кукурузы РОСС 199 МВ, РСт, F1, в количестве 13 тонн на сумму 494 000 руб. (л.д. 10-11).
При отгрузке семян элитной кукурузы, ООО "Велес-ВК" предоставило ООО "Возрождение" копию Сертификата N Росс RUS ПС 0480.1.3.0078 на семена кукурузы ООО "Кубанские гибриды кукурузы" (л.д. 16).
Сертификаты удостоверяют, что идентифицированные в установленном порядке семена кукурузы РОСС 199 МВ, партия N 2 размером 46,475 тонн, 1859 мест, соответствуют ГОСТ Р 52325-2005 для репродукционных семян на товарные цели. Производителем (продавцом) этих семян является ООО "Кубанские гибриды кукурузы", ст. Ладожская, ул. Коншиных, 1г.
Таким образом, использованная ответчиком субсидия на приобретении элитных семян по вышеназванному договору направлена на цели, предусмотренные постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п, а именно на приобретение элитных семян кукурузы.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что к заявке на получение субсидии, ответчиком прилагались указанные выше договор N 1/2011 от 12.01.2011 и сертификаты, при проверке которых истцом было установлено соответствие действительности содержащейся в них информации и сделан вывод о возможности предоставлении государственной поддержки.
Изучив в совокупности представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком условий получения субсидии, в связи с чем суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, отказав в удовлетворении исковых требований Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области о взыскании с ООО "Возрождение" полученной субсидии в размере 125 595 руб.
Ссылка на нарушение подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174, не состоятельна, поскольку субсидии выданы в соответствии с тарифом, установленным данным подпунктом.
Доводы Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившееся в неизвещении управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно статье 40 АПК РФ, лицами, участвующими в деле, являются:
- стороны;
- третьи лица (заявляющие и не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора).
В соответствии со статьёй 51 АПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Таким образом, субъект может быть привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по ходатайству стороны или по инициативе суда лишь в случае, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Как следует материалов дела, Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области в исковом заявлении указал в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области.
Как следует материалов дела, Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области в исковом заявлении указал в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области.
Однако указание в исковом заявлении третьих лиц не является автоматическим привлечением их к участию в деле. Для того, чтобы третье лицо являлось участником процесса, сторона по делу (в данном случае истец), как минимум, должна обосновать, каким образом будут нарушены его права и интересы. Исковое заявление таких доводов не содержит, в связи с чем суд первой инстанции не усмотрел процессуальной необходимости в привлечении Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области в качестве третьего лица.
В определении от 08.10.2012 о принятии искового заявления к производству по делу N А71-9338/2012 данное лицо не указано, также как и в обжалуемом судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части отклоняются по вышеизложенным мотивам как необоснованные.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает. Решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене не подлежит. Апелляционная жалоба Департамента оставлена без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статями статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04 декабря 2012 года по делу N А70-9338/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Глухих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9338/2012
Истец: Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области
Ответчик: ООО "Возрождение"
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области