г. Ессентуки |
|
12 мая 2010 г. |
Дело N А15-2328/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2010 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Мельников И.М.,
судей: Джамбулатов С.И., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Амироковой Я.Х.,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" филиал ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Дагэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.12.2009 по делу N А15-2328/2009 по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан от 24.07.2009 (судья Аблешова Н.Б.),
при участии в заседании:
от ОАО "МРСК Северного Кавказа": представитель по доверенности Каиров С.А.;
от УФАС России по РД: не явились, извещены;
от ОАО "Махачкалинские городские электрические сети": не явились, извещены;
от администрации г.Махачкала: не явились, извещены;
от ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания": не явились, извещены;
от Правительства Республики Дагестан: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - ОАО "МРСК Северного Кавказа", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (далее - управление) от 24.07.2009.
Определением суда, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания", ОАО "Махачкалинские городские электросети", администрация г.Махачкала и Правительство Республики Дагестан.
Решением суда первой инстанции от 29.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Взыскано с ОАО "МРСК Северного Кавказа" в доход федерального бюджета России 2 000 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "МРСК Северного Кавказа" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 29.12.2009 и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя, при введении режима ограничения передачи энергии потребителям общество действовало во исполнение условий договора технологического присоединения к его сетям электрических сетей предприятия и договора по передаче электроэнергии сбытовой компании. В соответствии с пунктом 178 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителями (покупателями) своих обязательств по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи электрической энергии) поставщик вправе применить ограничение режима потребления электроэнергии, порядок введения ограничения регламентирован пунктом 173 Правил. Кроме того, суд необоснованно взыскал с заявителя 2000 рублей пошлины.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация г.Махачкала просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Махачкалинские городские электрические сети" просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС России по РД просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы УФАС России по РД, ОАО "Махачкалинские городские электрические сети", администрация г.Махачкала, Правительство Республики Дагестан, ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия УФАС России по РД, ОАО "Махачкалинские городские электрические сети", администрации г.Махачкала, Правительства Республики Дагестан, ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания".
Правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.12.2009 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями #M12293 0 901821334 1265885411 7716944 1376109634 567009903 100790 3764586642 2285564532 2104396949 ст. ст. 268 - 271#S#M12293 1 901821334 1265885411 7716946 2728605473 567009903 100790 4294967294 3764582560 40394781 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации#S, проверив законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Судом первой инстанции установлено, что по заявлению прокуратуры Республики Дагестан от 12.05.2009 N 7/1-32-2009 антимонопольная служба 26.05.2009 возбудила в отношении общества дело о нарушении антимонопольного законодательства N 55. При рассмотрении дела установлено, что общество, с 21.05.2009 по 02.06.2009, по заявке ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" производило ограничение подачи и отключение электроэнергии в г.Махачкале, чем нарушило пункты 171, 172, 173 и 178 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N530, пункт 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, статью 38 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статью 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 7 ФЗ "О естественных монополиях", статью 10 Закона РФ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения дела антимонопольной службой 24.07.2009 принято решение, которым общество признано виновным в нарушении вышеперечисленных законов и норм и в этот же день обществу выдано предписание о прекращении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей г.Махачкалы надлежащим образом исполняющих договорные обязательства по оплате электрической энергии, предложено в срок до 31.08.2009 представить документы, подтверждающие исполнение предписания.
Из представленных в дело материалов следует, что 01.03.2008 ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Дагэнерго" (сетевая организация, исполнитель) и ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" (заказчик) заключили договор N 13/2008 ДЭ на оказание услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с которым ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Дагэнерго" обязуется оказать ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" услуги по передаче электрической энергии, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя, в порядке, установленном настоящим договором (т.2, л.д. 6-28).
Условиями договора (пункты 3.3.2, 8.6) ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Дагэнерго" обязуется на основании заявки ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" (заказчик) приостановить потребителям передачу электрической энергии путем введения полного и (или) частичного ограничения и возобновлению их электроснабжения, информировать заказчика об обстоятельствах, влекущих полное и (или) частичное ограничение режима потребления электроэнергии, в сроки и в порядке, определенные сторонами в приложении N 6 к договору. В случае неисполнения заявки заказчика по введению, ограничению потребления, исполнитель несет ответственность перед заказчиком в размере стоимости электроэнергии, отпущенной потребителю сверх объема (срока), указанного в заявке на введение ограничения режима потребления.
МУП "Махачкалинские электросети" (предприятие) присоединены к электросетям ОАО "Дагэнерго" (сетевая организация) на основании договора от 01.01.2006 N 1-Ц-ТП технологического присоединения к электрическим сетям (т.2, л.д. 2-5). Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" является правопреемником ОАО "Дагэнерго" (присоединение).
Условиями данного договора (пункт 3.5.2.) предусмотрено, что сетевая организация вправе, в соответствии с условиями договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенного между сетевой и сбытовой организациями, осуществлять прекращение (ограничение) подачи электрической энергии на основании заявки сбытовой организации в связи с нарушением потребителем обязательств по договору купли- продажи (поставки) электроэнергии. Возобновление электроснабжения, в этом случае, производится также на основании заявки сбытовой организации.
В качестве приложения N 6 к договору N 13/2008 ДЭ от 01.03.2008 стороны по договору подписали Регламент взаимодействия ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Дагэнерго" и ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" при ограничении режима потребления электроэнергии потребителями ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" и при возобновлении их электроснабжения, которым предусмотрено ограничение режима потребления электроэнергии потребителям ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" по заявке заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате. ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" несет ответственность перед потребителем, в отношении которого подана заявка, за обоснованность заявки и соблюдение порядка уведомления потребителя о введении ограничения (пункт 10 Регламента).
Во исполнение договора от 01.03.2008 N 13/2008 ДЭ, заключенного ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Дагэнерго" с ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания", общество осуществляет передачу электрической энергии потребителям г.Махачкалы, присоединенных к сетям ОАО " Махачкалинские городские электрические сети".
В соответствии с договором купли-продажи электроэнергии от 01.07.2007 N 2-ЭО ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" обязуется поставить ОАО "Махачкалинские горэлектросети" электроэнергию в точках поставки на границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Дагэнерго" (т.1 л.д.99-103).
Все потребители электрической энергии в г.Махачкале присоединены к сетям ОАО "Махачкалинские горэлектросети".
Уведомлением от 13.05.2009 N 13-858 ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" сообщила ОАО "Махачкалинские горэлектросети", что его задолженность за потребленную электроэнергии на 01.05.2009 составляет 569 млн. рублей, в связи с чем, открытому акционерному обществу "Махачкалинские горэлектросети" предлагается погасить задолженность до 21.05.2009, а в случае непогашения задолженности ограничить потребление электроэнергии на 30%. В уведомлении также указано, что в случае неисполнения указанного требования ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" будет вынуждено воспользоваться своим правом на принудительное ограничение потребления электроэнергии в отношении ОАО "Махачкалинские горэлектросети" с 11-00 часов 21.05.2009 на 30% суточного объема потребления электроэнергии до полного погашения задолженности.
На данное уведомление ОАО "Махачкалинские горэлектросети" направило письмо, согласно которому общество произвело ограничение подачи электроэнергии злостным неплательщикам 11.05.2009, 12.05.2009, 13.05.2009 по фидерам N 5 " Компас", N 613 " ЦПП", N 19 " Новая", N 13 " Компас", N 26 " ГПП", N 36 " ГПП", N 5 " Компас" и N 37 " ГПП", всего нарастающим отключено абонентов на 11500 кВт.
В связи с неисполнением обязательств по оплате электроэнергии, предусмотренных договором от 01.07.2007 N 2-ЭО, ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" заявкой от 13.05.2009 N 188 уведомило ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Дагэнерго" о необходимости введения с 11-00 часов 21.05.2009 ограничения режима потребления электроэнергии ОАО "Махачкалинские горэлектросети".
Сетевая организация ОАО " МРСК СК" в период с 21.05.2009 по 02.06.2009 произвело отключение ЛЭП 6-10кв, что привело к отключению от электроснабжения потребителей с подстанций 35-110 кВ, принадлежащих ОАО " МРСК СК" - "Дагэнерго".
Отключение в период с 21.05.2009 по 02.06.2009 подтверждается выпиской из журнала диспетчерской службы ОАО "Махачкалинские горэлектросети" и не оспаривается заявителем (ОАО " МРСК СК").
Отказывая в удовлетворении требований ОАО "МРСК СК" - "Дагэнерго" суд, свое решение мотивировал тем, что общество при ограничении подачи электроэнергии нарушило требования Федерального закона "Об электроэнергетике" и Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, поскольку не обеспечило соблюдение интересов потребителей, надлежаще исполняющих обязательства по оплате энергии.
Апелляционный суд поддерживает данный вывод суда первой инстанции и считает необходимым отметить.
Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Из содержания ч. 1, 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции следует, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу ст. 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан от 29.12.2008 N 189 (т.1л.д.137) ОАО "МРСК Северного Кавказа" в лице филиала "Дагэнерго" внесено в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 65 процентов и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии на территории Республики Дагестан.
Таким образом, общество "МРСК Северного Кавказа" в лице филиала "Дагэнерго" осуществляя деятельность по передаче электрической энергии в условиях естественной монополии, занимает доминирующее положение на указанном рынке и, соответственно, подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) предусмотрено, что субъектами розничных рынков являются, в частности, потребители электрической энергии, поставщики электрической энергии (в том числе гарантирующие поставщики), территориальные сетевые организации.
Согласно ст. 3 Закона об электроэнергетике гарантирующим поставщиком электрической энергии является коммерческая организация, обязанная в соответствии с названным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию; территориальной сетевой организацией - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
На основании п. 7 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает, в том числе, запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией определяются Правилами от 31.08.2006 N 530.
В разделе XIII данных Правил установлен порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителями своих обязательств.
В соответствии с п. 170 Правил от 31.08.2006 N 530 ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.
Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору (далее - инициаторы введения ограничения), при условии согласования в письменной форме такого ограничения режима потребления с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, и которая, в свою очередь, обязана согласовать вводимое ограничение режима потребления со смежной сетевой организацией, если это предусмотрено соглашением между ними. Фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя. Для согласования ограничения режима потребления инициатор введения ограничения не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления направляет сетевой организации или иному собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, уведомление (п. 171, 172 Правил от 31.08.2006 N 530).
Ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства запрещается (п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Из положений указанных правовых норм следует, что введение ограничения режима потребления электрической энергии возможно лишь в отношении таких субъектов рынка электроэнергетики как потребители электрической энергии.
Потребителями электрической энергии в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" признаются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Таким образом, порядок и основания ограничения подачи электрической энергии установлены законодательством Российской Федерации, не подлежат расширительному толкованию и не могут быть изменены по усмотрению сторон.
ОАО "Махачкалинские горэлектросети" являются внутригородской сетевой и энергосбытовой организацией. Введение ограничения подачи электрической энергии энергосбытовой организацией, в отношении иной энергосбытовой организации не предусмотрено действующим законодательством и противоречит принципам надежного обеспечения потребителей электрической энергией, установленным ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Апелляционный суд отмечает, что целью ограничения со стороны энергосбытовой организации были не конечные потребители, имеющие задолженности по оплате потребленной электроэнергии, а ОАО "Махачкалинские горэлектросети".
Довод заявителя жалобы о том, что в соответствии с пунктом 173 Правил ОАО "Махачкалинские горэлектросети", к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по оплате электрической энергии, обязаны были предпринять все необходимые действия для поставки электрической энергии таким потребителям, отклоняется апелляционным судом, поскольку ОАО " МРСК СК" не представило доказательств наличия у ОАО "Махачкалинские горэлектросети" технической возможности для поставки электрической энергии потребителям, не имеющим задолженности.
ОАО "Махачкалинские горэлектросети" указывают на отсутствие такой возможности. Кроме того, в пункте 3 объяснения по делу, представленного в апелляционный суд, ОАО " МРСК СК" не отрицает, что отключая фидеры ф.67,614 ПС "ЦПП", обществу было известно, что они не закольцованы и не имеют резерва для электроснабжения добросовестных потребителей.
В условиях функциональной и технологической связанности процессов выработки, передачи, сбыта и потребления электроэнергии, высокой степени монополизации рынка электроэнергии в Российской Федерации, в случае отсутствия у участников спорных отношений реальных возможностей (механизмов), обеспечивающих индивидуальное ограничение режима потребления неисправных потребителей (неплательщиков), реализация сбытовыми и сетевыми организациями предоставленного им статьей 328 Гражданского кодекса Российской Федерации права на прекращение (ограничение) подачи электроэнергии организации-неплательщику не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц и влечь социально опасные последствия. В противном случае применение указанного способа защиты имущественных интересов приведет (может привести) к причинению вреда, несоизмеримого с потерями сбытовой организации в рамках обязательственных (договорных) отношений с конкретным неплательщиком.
Таким образом, общество неправомерно осуществило ограничение подачи электроэнергии по заявке сбытовой компании, не обеспечив соблюдение Правил и статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Статья 34 Конституции Российской Федерации предусматривает, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации также запрещает использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке. Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства. Согласно статье 7 Федерального закона от "О естественных монополиях" в целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности действий общества по фактическому отключению подачи электроэнергии предприятию и соответствии решения и предписания управления закону и иным нормативным правовым актам, что в силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
При подаче заявления о признании решения и предписания незаконным заявителем платежным поручением от 09.10.2009 N 4313 уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей, суд, посчитав что общество оспаривает два ненормативного правового акта решение и предписание антимонопольного органа, взыскал с общества в доход федерального бюджета 2000 рублей.
Данный вывод суда является ошибочным.
Как разъясняется в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.1998 N 32 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства", требование о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа следует рассматривать как одно (единое) оплачиваемое государственной пошлиной требование.
Соответствующее разъяснение имеет характер официального нормативного толкования закона, не отменено, не изменено (с учетом последующего изменения законодательства), не противоречит действующему законодательству и является обязательным для нижестоящих судов.
В связи с этим в данной части решение надлежит отменить.
Поскольку по существу основного спора апелляционная жалоба не удовлетворена, то расходы по уплате государственной пошлины следует возложить на заявителя жалобы. Государственная пошлина в сумме 1000 рублей уплачена заявителем жалобы платежным поручением от 27.01.2010 N 282.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу частично удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.12.2009 по делу N А15-2328/2009 в части взыскания 2000 рублей государственной пошлины отменить, в остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня принятия через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Председательствующий |
И.М. Мельников |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2328/2009
Истец: ОАО "МРСК СК", ОАО "МРСК СК" в лице филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа"- "Дагэнерго"
Ответчик: Комиссия УФАС России по Республике Дагестан
Третье лицо: городской округ "город Махачкала", Махачкалинские городские электрические сети, ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания", Правительство РД в лице Министерства имущественных отношений РД, Правительство Республики Дагестан, Дагестанское УФАС России