г. Москва |
|
04 февраля 2013 г. |
Дело N А41-28926/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Александрова Д.Д., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Нетребской А.С.,
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Березка": Гудинова И.В., по доверенности от 07.08.2012;
от Администрации Чеховского муниципального района: Рощупкина Т.Я., по доверенности от 19.12.2012 N 43/18-4,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Администрации Чеховского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2012 года по делу N А41-28926/12, принятое судьей Гриневой А.В. по заявлению (иску) Общества с ограниченной ответственностью "Березка" (ОГРН 1035009952548; ИНН 5048002654) к Администрации Чеховского муниципального района (ОГРН 1025006396040; ИНН 5048051080) о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Березка" (далее - заявитель, ООО "Березка"), обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Чеховского муниципального района Московской области (далее - также заинтересованное лицо, администрация, администрация Чеховского района), с требованиями:
- о признании незаконным бездействия Администрации Чеховского муниципального района, выразившегося в не предоставлении ответа на заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 1830 +- 15 кв.метров, с кадастровым номером 50:31:0040507:32, расположенного по адресу: Московская область, г.Чехов, ул.Полиграфистов;
- об обязании Администрации Чеховского муниципального района заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 1830 +- 15 кв.метров, с кадастровым номером 50:31:0040507:32, расположенного по адресу: Московская область, г.Чехов, ул.Полиграфистов, по цене, равной двум с половиной процентам от кадастровой стоимости данного земельного участка в недельный срок с даты вынесения судебного акта.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2012 года требования ООО "Березка" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация Чеховского муниципального района Московской области обжаловала его в апелляционном порядке.
Истец представил в материалы дела отзыв, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и Администрации, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Березка" является собственником здания "Магазин", общей площадью 28,9 кв.метров, по адресу: Московская область, г.Чехов, ул.Полиграфистов, д.15-1, и здания "Кафе", общей площадью 1533,8 кв.метров, по адресу: Московская область, г.Чехов, ул.Полиграфистов, д.14а (л.д.26-27 - свидетельства о регистрации права собственности от 15.01.2004 и от 04.05.2010).
07.12.2009 в ответ на обращение ООО "Березка" об утверждении проекта границ отвода земельных участков из земель поселений и предоставлении в аренду под размещение магазина и кафе Главой Чеховского района вынесено постановление N 834/14-4, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, и передаче его в собственность ООО "Березка" для размещения кафе и магазина (л.д.28).
Указанный участок был сформирован площадью 1820 кв.метров, и поставлен на кадастровый учет. 12 января 2012 года ему был присвоен кадастровый номер 50:31:0040507:32 (л.д.30- кадастровый паспорт).
06 февраля 2012 года ООО "Березка" обратилось с заявлением к Главе Чеховского района о заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 1820 кв.метров с кадастровым номером 50:31:0040507:32 по адресу: Московская область, г.Чехов, ул.Полиграфистов, вид использования "под размещение магазина и кафе" (л.д.36).
Указанное заявление было оставлено без ответа.
Считая, что бездействие Администрации Чеховского района по рассмотрению заявления ООО "Березка" о заключении договора купли-продажи земельного участка является незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) органа местного самоуправления является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованиям.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель обжалует бездействие администрации, связанное с не заключением договора купли-продажи земельного участка, сформированного и поставленного на кадастровый учет под размещение принадлежащих заявителю на праве собственности зданий.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, иными федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлено, что земельное законодательство основывается на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, иными федеральными законами.
Статьей 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные в статье 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастрового плана.
В части 2 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Данный перечень был утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
В соответствии с указанным перечнем, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы:
- копия документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица;
- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- копия документа, удостоверяющего права представителя юридического лица, если с заявлением обращается представитель;
- выданная не позднее чем за 1 месяц до дня подачи заявления выписка из ЕГРП на здание, строение, сооружение, находящихся на приобретаемом земельном участке или копии документов, удостоверяющих права на такое здание, строение, сооружение, если такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в ЕГРП;
- выданная не позднее чем за 1 месяц до дня подачи заявления выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или копи документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, если право на приобретаемый земельный участок не зарегистрировано;
- выданный не позднее чем за 3 месяца до дня подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.
Согласно статьям 28, 29 ЗК РФ, решение о предоставлении земельного участка принимается на основании заявления, поданного в письменном виде в орган местного самоуправления.
В силу статьи 29 ЗК РФ в совокупности с положениями статьи 11 этого же Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления земельных участков собственникам объектов недвижимости предусмотрен статьей 36 ЗК РФ.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Под бездействием, обжалуемым в порядке статьи 198 АПК РФ следует понимать неисполнение органом власти, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В данном случае, подача заявления о заключении договора купли-продажи порождает обязанность органа местного самоуправления рассмотреть вопрос о принятии решения о предоставлении участка в собственность заявителю и о составлении проекта договора и направлении его заявителю.
Исходя из положений действующего законодательства, администрация Чеховского района, которой подана заявка, обязана была рассмотреть заявление ООО "Березка" и дать по нему мотивированный ответ (статья 36 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (подпункт 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Согласно статье 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Довод апелляционной жалобы о том, что на заявление ООО "Березка" Администрация ответила отказом, в связи с тем, что ООО "Березка" должна заключить дополнительное соглашение и провести регистрацию в установленном порядке (л.д. 44), отклоняется апелляционным судом, так как в материалы дела не представлено доказательств направления или вручения заявителя вышеуказанного ответа.
Суд первой инстанции правомерно указал, что формальные требования закона о рассмотрении заявки и даче письменного ответа администрацией не были соблюдены, в силу чего усматривается нарушение прав заявителя, выразившееся в не рассмотрении заявки заявителя, соответственно, не принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность либо об отказе в предоставлении земельного участка.
В данном случае запрос администрации о предоставлении обществом кадастрового паспорта участка не является действием администрации, связанным с отказом или согласием на заключение договора купли-продажи земельного участка. Кадастровый паспорт был предоставлен обществом 28.03.2012 года (л.д.35). Ответа администрации, содержащего мотивированный отказ, либо запрос дополнительных документов, либо согласие на предоставление земельного участка, по истечении установленного срока обществу не направлено. Доказательств наличия такого ответа администрация не представила.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "Березка" является собственником недвижимого имущества - двух нежилых зданий "Кафе" и "Магазин", по адресу: Московская область, г.Чехов, ул.Полиграфистов.
В целях размещения указанных зданий и пользования ими обществом под зданиями был сформирован земельный участок общей площадью 1820 кв.метров, и поставлен на кадастровый учет, с установлением вида разрешенного использования "под размещение магазина и кафе".
Формирование участка для указанных целей производилось на основании постановления Главы администрации Чеховского района.
С заявлением о предоставлении сформированного и постановленного на кадастровый учет земельного участка в собственность общество обратилось в феврале 2012 года, администрация запросила кадастровый паспорт, который был представлен 28 марта 2012 года.
Доказательств отсутствия необходимых для выкупа участка в собственность документов заинтересованным лицом не представлено.
Согласно части 4 статьи 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Документов, свидетельствующих о наличии предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа в предоставлении участка в собственность, в материалах дела не имеется.
Статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ устанавливают, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения действия (бездействия) возлагается на орган или лицо, которое приняли акт, решение, совершили действия (бездействие).
Администрацией не представлены суду надлежащие (достаточные, относимые и допустимые) доказательства, подтверждающие законность бездействия по не предоставлению в собственность заявителя спорного земельного участка.
Документы, свидетельствующие о правомерности формирования спорного земельного участка под эксплуатацию находящихся на нем объектов недвижимости, в материалах дела имеются.
Кадастровый учет земельного участка проведен в соответствии с земельным законодательством, нарушений в его осуществлении не установлено.
С учетом изложенного, бездействие администрации является незаконным.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Бездействие администрации противоречит нормам законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя.
В целях устранения допущенных заинтересованным лицом нарушений, последнее обязано в соответствии с частью 6 статьи 36 ЗК РФ подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю.
Довод апелляционной жалобы о том, что между ООО "Березка" и Администрацией не был заключен договор аренды на земельный участок так же отклоняется апелляционным судом, в связи с тем, что наличие договора аренды не является обязательным условием для о приобретении прав на земельный участок в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2012 года по делу N А41-28926/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Чеховского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-28926/2012
Истец: ООО "Березка"
Ответчик: Администрация Чеховского муниципального района
Третье лицо: Администрация Чеховского муниципального района Московской области