город Ростов-на-Дону |
|
01 февраля 2013 г. |
дело N А53-29232/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сулименко О.А., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ачарян К.А.,
при участии:
от закрытого акционерного общества Агрофирма "Новый путь": представитель по доверенности от 21.09.2012 г. Паронян Карэн Мартинович;
от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департаменту Росприроднадзора по Южному федеральному округу: представитель по доверенности от 10.12.2012 г. N 07/6317, удостоверение N 6465 от 02.03.2011 г. Магомедов Магомед Исрапилович.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Агрофирма "Новый путь" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.12.2012 по делу N А53-29232/2012, принятое судьей Паутовой Л.Н., по заявлению закрытого акционерного общества Агрофирма "Новый путь" к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования Департаменту Росприроднадзора по Южному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления N 0087/11/1760/2012 от 08.08.2012 о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Агрофирма "Новый путь" (далее - ЗАО "Агрофирма "Новый путь", общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу N 0087/11/1760/2012 от 08.08.2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений а также оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что деятельность по водоснабжению населения водой из недр никогда не приносила и не приносит предприятию прибыли, расходы на поддержание инфраструктуры превышают платежи взимаемые с населения более чем на 400 000 рублей в год. Также суд неверно квалифицировал деяние совершенное обществом по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в то время как ЗАО "Агрофирма "Новый путь" настаивало на квалификации деяния по 19.20 КоАП РФ - "Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (Лицензии)". Суд не указал все обстоятельства малозначительности правонарушения, на которые ссылалось общество, когда просило суд применить ст. 2.9 КоАП РФ, и не учел их при принятии решения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела 27.07.2012 в 15.00 часов, в соответствии с приказом Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 05.07.2012 N 1760, работниками Департамента Росприроднадзора по ЮФО проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного и природоресурсного законодательства РФ ЗАО "Агрофирма "Новый путь" по адресу: Ростовская область, Неклиновский район, с. Васильево-Ханжоновка, ул.Мира. д. 12.
В ходе проведенной проверки Департаментом Росприроднадзора по ЮФО было установлено, что с 28.02.2012 по 27.07.2012 ЗАО "Агрофирма "Новый путь" осуществляло добычу подземных вод для снабжения населения и сельскохозяйственного производства без предусмотренной действующим законодательством лицензии на осуществление данного вида деятельности, то есть специального государственного разрешения (лицензии) на право пользования недрами. О нарушении требований законодательства о недрах (безлицензионное пользование недрами) ЗАО "Агрофирма "Новый путь" свидетельствуют результаты натурного обследования скважин N N 879, 1182н, 5902, 1435, 8947, согласно которым скважины оснащены погружными насосами, на момент обследования производился подъем и подача воды в водонапорные башни, откуда по разводящим сетям вода поставляется потребителю; а также представленные предприятием данные учета забора воды косвенным методом и сведения по первичному учету водоотбора.
Согласно формы 3.1 "Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов", уст. Приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" забор воды в 1 квартале 2012 года составил 12,5 тыс. м3 (в том числе январь - 4, февраль - 4, март - 4,5 тыс. м3), во 2 квартале 2012 года 17,2 тыс. м3 (в том числе апрель - 5,1, май - 5,7, июнь - 6,4 тыс. м3).
Согласно справке, предоставленной обществом 23.07.2012 N 94, на момент проверки заключены договоры с населением и индивидуальными предпринимателями на поставку воды с годовым объемом 53,8 тыс. м3 в год.
Административным органом было установлено пользование недрами на объектах: х. Николаево-Иловайский, х. Петропавловский, х. Пудовой, х.Ломакин без лицензии на пользование недрами.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки N 32/11/0079/09/1760/2012 от 27.07.2012.
06.08.2012 государственным инспектором Департамента Росприроднадзора в присутствии законного представителя ЗАО "Агрофирма "Новый путь" (арбитражный управляющий Лопаткин В.В.) составлен протокол об административном правонарушении N 0087/11/1760/2012 по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
08.08.2012 государственным инспектором по ЮФО, главным специалистом-экспертом отдела геологического надзора и охраны недр Департамента Росприроднадзора по ЮФО был рассмотрен административный материал в отношении ЗАО "Агрофирма "Новый путь". Постановлением N 0087/11/1760/2012 ЗАО "Агрофирма "Новый путь" признано виновным в совершении указанного административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
08.08.2012 Департаментом Росприроднадзора по ЮФО вынесено представление N 0025/11/2012 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Положением о Департаменте Росприроднадзора по ЮФО, утв. Приказом Росприроднадзора от 29.06.2011 N 502, Департамент Росприроднадзора по ЮФО является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Южного федерального округа, в том числе на территории Ростовской области.
На основании п. 4.1.3 Положения N 400, Департамент Росприроднадзора по ЮФО осуществляет контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охранной недр.
Пункт 4 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12.05.05 N 293, устанавливает, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический контроль по вопросам соблюдения недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; выполнения условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр.
В силу ч. 1 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 Кодекса в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно ст. 23.22 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный геологический контроль, рассматривают дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Департамент Росприроднадзора по Ростовской области наделено полномочиями на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.3 КоАП РФ, как орган, осуществляющий государственный геологический контроль и уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех 5 тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Отношения, возникающие, в том числе, в связи с использованием недр Российской Федерации, регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон).
В силу статьи 1.2 Закона участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Согласно статье 9 Закона пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
В статье 11 Закона установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно статье 12 Закона лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные.
В соответствии со статьей 22 Закона пользователь недр обязан обеспечить:
1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;
2) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами;
4) представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации;
5) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;
6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных 6 объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
10) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;
11) сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне.
В силу статьи 23 Закона основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Пользование недрами без лицензии на пользование недрами, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что в области недропользования деятельность предприятия в период с 03.05.2007 по 28.02.2012 осуществлялось на основании Лицензии на право пользования недрами РСТ 01686ВЭ с целевым назначением и видами работ: добыча технических подземных вод для коммунально-бытовых нужд населения и технического обеспечения сельскохозяйственного объекта скважин.
Участок недр расположен в Неклиновском районе Ростовской области.
Водовмещающие породы - известняки серые, пески мелкозернистые. Глубина залегания подземных вод 19-42 м. Водонасосный горизонт безнапорный. Статистические уровни подземных вод согласно Лицензии на глубинах 19-44 м. Дебит скважин - 6-16 м. куб./час при понижениях уровней подземных вод на глубины соответственно на 0,5-14-м. По степени защищенности подземных вод от поверхностного загрязнения водонасосный горизонт относится к категории условно защищенных. Качество подземных вод не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-012 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" по величине общей жесткости, минерализации, хлоридам, сульфатам, нитратам.
В пределах участков недр эксплуатационные запасы подземных вод, прошедшие государственную экспертизу, отсутствуют.
Подземные воды вскрыты пятью скважинами: N N 1182н, 879, 5902, 1435, 8947.
В ходе проверки 16.07.2012 Департаментом Росприроднадзора по ЮФО произведено натурное обследование водозаборных скважин общества. Произведена фото- и GPS съемка при натуральном освещении. По результатам натурного обследования установлено следующее.
Скважина N 879: участок недр имеет статус горного отвода, площадь 0,0036 кв.км, расположен х. Петропавловский Неклиновского района, Ростовской области. По глубине горный отвод ограничен 42 м; срок действия горноотводного акта до 28.02.2012. На скважину представлен Паспорт, согласно которого глубина скважины 100-м., конструкция скважины включает фильтровую колону Д-200 мм (впотай) 0-100-м, фильтр в интервалах:42-47-м, 60-65-м, 70-75-м. Скважина оборудована насосом ЭЦВ 6-10х140. Дебит скважины - 8,0 м. куб/час, водоотбор 50 м. куб/сутки. Приустьевая зона не спланирована, поросла травой; запорная арматура отсутствует; нет крана для отбора проб на химический анализ, не оборудовано место для замера уровней; зона санитарной охраны не огорожена. Скважина действующая, на момент обследования находится в работе.
Скважина N 1182н: участок недр имеет статус горного отвода, площадь 0,0036 кв.км, расположен с. Васильево-Ханжовка Неклиновского района, Ростовской области. По глубине горный отвод ограничен 40 м; срок действия горноотводного акта до 28.02.2012. На скважину представлен Паспорт, согласно которого глубина скважины 40-м., конструкция скважины включает фильтровую колону Д-168 мм (впотай) 0-40-м, фильтр проволочный в интервале 24-39-м. Скважина оборудована насосом ЭЦВ 6-10х140. Дебит скважины - 6,0 м. куб/час, водоотбор 50 м. куб/сутки. Техническое состояние скважины удовлетворительное; оголовок скважины заглублен, расположен в закрытом бетонном колодце; зона санитарной охраны не огорожена; водоизмерительный прибор и краник для отбора проб на химический анализ отсутствуют. Скважина действующая, на момент обследования находится в работе.
Скважина N 5902: участок недр имеет статус горного отвода, площадь 0,0036 кв.км, расположен х. Петропавловский Неклиновского района, Ростовской области. По глубине горный отвод ограничен 42 м; срок действия горноотводного акта до 28.02.2012. На скважину представлен Паспорт, согласно которого глубина скважины 42-м., конструкция скважины включает обсадную трубу Д-273 мм, фильтровую колону Д-168 мм (впотай) 22-42-м, фильтр сетчатый в интервале 32-42-м. Скважина оборудована насосом ЭЦВ 6-10х110. Дебит скважины - 16,0 м. куб/час, водоотбор 36,2 м. куб/сутки. Техническое состояние скважины удовлетворительное; оголовок скважины заглублен, расположен в открытом бетонном колодце; доступ к скважине не ограничен, зона санитарной охраны не огорожена; водоизмерительный прибор и краник для отбора проб на химический анализ отсутствуют. Скважина действующая, на момент обследования находится в работе.
Скважина N 1435: участок недр имеет статус горного отвода, площадь 0,0036 кв.км, расположен х. Пудовой Неклиновского района, Ростовской области. По глубине горный отвод ограничен 52 м; срок действия горноотводного акта до 28.02.2012. Техническое состояние скважины удовлетворительное; скважина расположена в закрытом павильоне, отсутствует водоизмерительный прибор. Скважина действующая, на момент обследования находится в работе.
Скважина N 8947: участок недр имеет статус горного отвода, площадь 0,0036 кв.км, расположен х. Ломакин Неклиновского района, Ростовской области. По глубине горный отвод ограничен 33 м; срок действия горноотводного акта до 28.02.2012. Техническое состояние скважины удовлетворительное; оголовок скважины заглублен, расположен в закрытом бетонном колодце; санитарно-защитная зона огорожена, поросла травой; доступ к скважине ограничен; водоизмерительный прибор и краник для отбора проб на химический анализ отсутствуют. Скважина действующая, на момент обследования находится в работе.
Документы, подтверждающие право пользования ЗАО "Агрофирма "Новый путь" земельными участками под размещение водозаборных скважин обществом не представлены. Предприятие обращалось с заявлениями (исх. N 55 от 26.04.2012, N 38 от 19.03.2012) о предоставлении земель в аренду. Администрацией Неклиноского района обществу отказано.
Согласно справке, предоставленной обществом, на 2012 год заключены 288 договоров с населением, из них 2 с индивидуальными предпринимателями с общим годовым объемом реализации воды 53,8 тыс. куб. м/год.
Предприятием также были представлены документы, подтверждающие внесение платежей за пользование водными объектами в 1 и 2 кварталах 2012 года. Пользование недрами на объектах: х. Николаево-Иловайский, х. Петропавловский, х. Пудовой, х.Ломакин осуществлялось ЗАО "Агрофирма "Новый путь" без лицензии на пользование недрами, что свидетельствует о нарушении обществом ст. 11, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что административным органом неправильно квалифицировано административное правонарушение, что следовало квалифицировать по ст. 19.20 КоАП РФ.
Административная ответственность в области лицензирования предусмотрена в действующем КоАП РФ. Выделяются нормы общего характера, к которым относится ст. 19.20 КоАП РФ и специального. Специальные нормы устанавливают нарушения и ответственность в конкретных видах лицензируемой деятельности, к таким нормам относится статья 7.3 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.20 КоАП РФ, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля (надзора) за лицензируемым видом деятельности. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ состоит в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно. Деятельность, не связанная с получением прибыли определяется в зависимости от правового статуса юридического лица, ее осуществляющего.
Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 50 устанавливает два вида юридических лиц, в зависимости от установления в качестве цели деятельности получение прибыли. Юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются коммерческими организациями. Юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели, являются некоммерческими организациями (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, благотворительные и иные фонды и т.д.).
Согласно п. 3.1 Устава ЗАО "Агрофирма "Новый путь", общество является коммерческой организацией; основной целью общества является извлечение прибыли.
В соответствии с формой государственного статистического наблюдения 2-ТП (водхоз) за 2011 год добыча воды обществом составила 79,35 тыс. куб. м. Добытая вода, в соответствии с пояснительной запиской к форме 2-ТП (водхоз) за 2011 год, использована для обеспечения коммунально-бытовых нужд населения и технологического обеспечения сельскохозяйственных объектов.
Согласно сведений первичного учета забора воды по форме 3.1, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества", забор воды обществом: в первом квартале 2012 года составил 79,4 тыс. куб. м, во втором квартале 2012 года - 17,2 тыс. куб. м.
Кроме того, на момент проверки обществом заключены 288 договоров о поставке на платных условиях воды, из них 2-а договора с индивидуальными предпринимателями с общим годовым объемом реализации воды 53,8 тыс. куб.м. (справка от 23.07.2012 N 94).
Таким образом, факт осуществления деятельности, связанной с извлечением прибыли подтвержден материалами дела, иного обществом не представлено. Отсутствие фактической прибыли от данного вида деятельности не свидетельствует о том, что этот вид деятельности не направлен на получение прибыли.
Из материалов дела следует, что общество имело возможность для недопущения указанных нарушений.
Таким образом, действием (бездействием) общества допущено пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что в деяниях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения общества к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Нарушений установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процедуры привлечения администрации к административной ответственности не допущено.
Суд при рассмотрении дела не усмотрел оснований для квалификации совершенного правонарушения как малозначительного.
Судом не могут быть приняты доводы о малозначительности совершенного правонарушения, поскольку обществом спорные скважины эксплуатировались с 03.05.2007 по 28.02.2012 года на основании лицензии на право пользования недрами РСТ 01686ВЭ, с 28.02.2012 (срок окончания действия лицензии) обществом не были приняты надлежащие меры по получению на них лицензии, однако, эксплуатация производилась (заключались договора, оплачивалась платежи за пользование водными объектами за 1 и 2 квартал 2012 года).
Тот факт, что общество находится в процедуре банкротства (внешнее управление) не может свидетельствовать о малозначительности совершенного правонарушения. Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что неурожай 2012 года привел к невозможности восстановления платежеспособности ЗАО "Агрофирма "Новый путь".
Ссылка общества на то, что указанная деятельность общества приносит убытки, однако, согласно предписанию УФАС России по РО это вынужденная мера, судом не может расцениваться как доказательства малозначительности совершенного правонарушения, указанный довод, расценивается судом как смягчающее вину обстоятельство.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
По смыслу с. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В данном случае нарушение требований содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии создает угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения и создает предпосылки к возникновению дорожно-транспортных происшествий.
Пунктом 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Доказательств исключительности случая, вмененного обществу административного правонарушения, обществом не представлено.
Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае
правонарушение посягает на установленный государственный порядок правоотношений, складывающийся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании, направленный на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения и территорий и не может быть признано малозначительным.
Отсутствие вредных последствий совершенного заявителем правонарушения не имеет значения для наступления ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.3 КоАП, поскольку по своему правовому характеру состав правонарушения является формальным. Угроза охраняемым общественным отношениям связана с пренебрежительным отношением общества в течение длительного периода времени к требованиям публичного права.
При таких обстоятельствах оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии малозначительности правонарушения у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.12.2012 по делу N А53-29232/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29232/2012
Истец: ЗАО Агрофирма "Новый путь"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по Южному федеральному округу, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу