В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести в Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) изменения, предусматривающие исключения из установленного Кодексом общего правила предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). В частности, предлагается предоставить заказчикам право приобретать права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для строительства жилья, предоставляемого по договорам социального найма, финансируемого за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, по предварительному согласованию мест размещения объектов и без проведения торгов. Кроме того, законопроектом предлагается дополнить пункт 2.1 статьи 30 Кодекса положением, согласно которому предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ' гражданам, проживающим в сельской местности, в собственность или аренду для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства осуществляется без проведения торгов.
Необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации уже предусмотрена возможность предоставления земельных участков для указанных целей без проведения торгов.
Так, согласно пункту 3 статьи 81 Кодекса гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с Кодексом и Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве".
Согласно статье 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок предназначен, в частности, для возведения жилого дома.
В законопроекте также не принято во внимание то обстоятельство, что предоставление гражданам, проживающим в сельской местности, земельных участков, в том числе с правом возведения на них жилых домов, регулируется федеральными законами "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (пункты 1 и 2 статьи 81 Кодекса).
В названных федеральных законах определяются особенности предоставления земельных участков гражданам, постоянно или временно проживающим в сельской местности.
Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (статья 12) устанавливает порядок предоставления соответствующих земельных участков, в том числе для строительства жилого дома, без проведения торгов. Аналогичного характера нормы содержатся в Федеральном законе "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (статья 28).
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 30.1 Кодекса продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных Кодексом.
Так, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 24 Кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в безвозмездное срочное пользование лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости.
Статьей 30.1 Кодекса предусматривается также предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.
Кроме того, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает предоставление земельного участка застройщику, а не заказчику, как это предусмотрено проектом.
В свою очередь, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации по договору социального найма предоставляется не жилье, а жилое помещение.
Таким образом, в законопроекте не учитывается разница между земельными отношениями и отношениями, составляющими предмет регулирования градостроительного, жилищного и некоторых других отраслей законодательства.
Следует также отметить, что Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона N 432575-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации", которым предлагаются концептуальные изменения действующего порядка предоставления земельных участков для строительства. Законопроектом, в частности, уточняются случаи предоставления земельных участков в собственность и в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта, без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов. На указанный законопроект Правительством Российской Федерации направлен положительный официальный отзыв.
С учетом изложенного представленный законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 3257п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 18453-5 "О внесении изменений в статьи 30, 30.1, 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации", внесенный Собранием депутатов Ненецкого автономного округа"
Текст письма официально опубликован не был