город Омск |
|
04 февраля 2013 г. |
Дело N А70-9198/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веревкина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бирюля К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11491/2012) Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.11.2012 по делу N А70-9198/2012 (судья Голощапов М.В.), принятое в порядке упрощенного производства по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200712359; ИНН 7202137184; место нахождения: г. Тюмень, ул. Хохрякова, 47) к обществу с ограниченной ответственностью "Кировский" (ОГРН 1077207001519; ИНН 7216005685; место нахождения: Тюменская область, Исетский р-н, п. Кировский, ул. Центральная, 26), о взыскании 53 136 руб.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кировский" (далее - ООО "Кировский", ответчик), о взыскании 53 136 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.11.2012 по делу N А70-9198/2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает, что истец не заявлял довод относительно использования субсидии не по назначению, в исковом заявлении содержался довод относительно того, что основанием для возврата субсидии является нарушение условий её предоставления. Ссылается на то, что ответчик не доказал факт приобретения элитных семян кукурузы у производителя элитных семян. Кроме того, истец указывает на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, а именно: суд не известил о рассмотрении дела Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области, в связи с чем третье лицо не могло представить отзыв на исковое заявление.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства" N 1174 от 29.12.2010 (далее - Правила N 1174), пунктом 4.15.2 Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области N 72-п от 04.03.2011 (далее - Положение N 72-П), на основании заявки ответчика от 09.06.2011 с приложением документов (л.д. 68-71) ООО "Кировский" предоставлена субсидия на поддержку элитного семеноводства в размере 103 456 руб.
Департамент выплатил ООО "Кировский" субсидию в размере 103 456 руб., что подтверждается платежными поручениями N 104364 от 21.06.2011, N 376791 от 15.11.2011 и N 481724 от 26.12.2011 (л.д. 20, 21, 22).
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области 30.07.2012 за период с 01.01.2011 года по 31.12.2011 в Департаменте проведена проверка использования бюджетных средств, направленных в 2011 году на реализацию государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы по подпрограмме "Развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства".
По результатам обозначенной проверки составлен акт проверки использования бюджетных средств (л.д. 28-49), согласно которому ООО "Кировский" получило субсидии с нарушением установленного порядка, поскольку приобрело элитные семена кукурузы у организаций, не являющихся производителями реализуемых элитных семян.
03.08.2012 Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора направило Департаменту представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором потребовало принять меры по недопущению в дальнейшем незаконного использования средств федерального бюджета или государственных внебюджетных фондов, не являющихся нецелевым использованием (л.д. 51-53).
Департамент 04.09.2012 направил в адрес ООО "Кировский" уведомление N 13/3199-12 с требованием возвратить субсидию в размере 53 136 руб. (л.д. 26-27).
Поскольку претензия истца оставлена ответчиком без исполнения, субсидия не возвращена, Департамент обратился в суд с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении исковых требований явился причиной подачи истцом апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Согласно части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйств" (далее - Закон N 264-ФЗ), в рамках реализации государственной аграрной политики предусмотрено предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона N 264-ФЗ).
На основании пунктов 1, 2 Правил N 1174 настоящие Правила устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства (далее - субсидии). Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по реализации региональных и (или) муниципальных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих поддержку отдельных подотраслей растениеводства, осуществляемую в форме предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, по следующим направлениям: поддержка элитного семеноводства; поддержка производства льна и конопли; завоз семян для выращивания кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включая производство продукции растениеводства на низкопродуктивных пашнях; закладка и уход за многолетними насаждениями; компенсация части затрат на приобретение средств химической защиты растений.
Частью 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
По правилам пункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Согласно абзацу 3 части 2 статьи 78 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Тюменской области N 305 от 28.12.2004 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области" предусмотрено, что условия и порядок государственной поддержки сельскохозяйственного производства в формах, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством законами Тюменской области и (или) нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области.
Таким нормативным правовым актом в сфере предоставления субсидий на поддержку элитного семеноводства в Тюменской области является Положение N 72-П.
В соответствии с подпунктом 4.15.2 Положения N 72-П субсидии на поддержку отдельных подотраслей растениеводства выплачиваются в соответствии с Правилами N 1174 за 1 тонну или 1 посевную единицу семян (норма высева семян - штук на гектар) по ставке, утвержденной Министерством сельского хозяйства.
Получателями субсидий на поддержку элитного семеноводства являются сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), которые приобрели элитные семена сельскохозяйственных культур у российских производителей элитных семян и заводов по подготовке семян, при наличии на территории области посевных площадей под сельскохозяйственными культурами, перечень которых определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Основанием для выплаты субсидий является предоставление получателями субсидий следующих документов: справка-расчет на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур по форме в соответствии с приложением N 32 к настоящему Положению; копии счетов-фактур, накладных, платежных документов, заверенные получателями субсидий; копии сертификатов на семена, выданные органами по сертификации семян сельскохозяйственных культур, заверенные получателями субсидий.
Пунктом 5.1 Положения N 72-П предусмотрено, что в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что основанием для возврата субсидии является нарушение условий её предоставления, не принимаются судом апелляционной инстанции.
Между обществом с ограниченной ответственностью "Агротех" (поставщик) и ООО "Кировский" (покупатель) 19.04.2011 заключен договор поставки N 45-П/11, по условиям которого поставщик обязался поставить покупателю семена кукурузы "Катерина" гибрид 1 поколения, в количестве 5,5 тонн, на общую сумму 203 500 руб. (л.д. 18-19).
Согласно товарной накладной N 187 от 28.04.2011 (л.д. 61) ООО "Кировский" приняло от поставщика по договору N 45-П/11 от 19.04.2011 товар: семена кукурузы "Катерина" гибрид 1 поколения, в количестве 5,5 тонн, на общую сумму 203 500 руб.
Поставщик при отгрузке семян элитной кукурузы предоставил копию Сертификата N Росс RUS ПС 01.5.1.0004.1.3.5174 на семена кукурузы СПК колхоз-племзавод "Казьминский", который удостоверяет, что идентифицированные в установленном порядке семена кукурузы КАТЕРИНА СВ, репродукционные на товарные цели, (РСт; F1), фракция 1, партия N 8, размером двести восемьдесят тонн (10370 мешков) соответствуют категории репродукционные на товарные цели согласно ГОСТ Р 52325-2005. Производителем (продавцом) этих семян является СПК колхоз-племзавод "Казьминский", Ставропольский край, Кочебеевский район, с. Казьминское, ул. Советская, 48 (л.д. 60).
Из материалов дела следует, что к заявке ответчика от 09.06.2011 на получение субсидии (л.д. 70) все документы, предоставление которых в силу пункта 4.15.2 Положения N 72-П является основанием для выплаты субсидий, в том числе договор поставки N 45-П/11 от 19.04.2011, товарная накладная N 187 от 28.04.2011, сертификат N Росс RUS ПС 01.5.1.0004.1.3.5174, были приложены.
Согласно справке-расчету от 10.06.2011 по ООО "Кировский" (л.д. 71), подписанной уполномоченными лицами Департамента, проверка достоверности документов представленных ООО "Кировский" для получения государственной поддержки проведена. Сведения, содержащиеся в документах, соответствуют действительности. Расчеты, указанные в справке-расчете, произведены верно. Государственная поддержка может быть предоставлена.
По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Оценив представленные сторонами в дело доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что истцом не доказано нарушение ответчиком условий предоставления субсидии. Доказательства того, что полученная ООО "Кировский" субсидия использована не по назначению, соответствующему приложенным к заявке на получение субсидии документам, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, отказав в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Доводы истца о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права отклоняются судом апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что указание истцом в процессуальных документах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области не свидетельствует о том, что данное лицо являлось лицом, участвующим в деле.
Состав лиц, участвующих в деле (за исключением сторон), с учетом предмета и оснований исковых требований, юридически значимых для дела обстоятельств, определяет суд.
Согласно статье 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Определение в порядке статьи 51 АПК РФ о привлечении Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области к участию в деле в качестве третьего лица, суд первой инстанции не выносил.
Соответствующего заявления о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области ни им самим, ни лицами, участвующими в деле не заявлено.
Истцом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы Департамента, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 28 ноября 2012 года по делу N А70-9198/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9198/2012
Истец: Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области
Ответчик: ООО "Кировский"
Третье лицо: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области