Заключение Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы Федерального Собрания РФ Пятого созыва от 2 сентября 2008 г. N 3.6-12/18
по проекту федерального закона N 23774-5 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (об исключении органов опеки и попечительства из числа лиц, занимающихся устройством детей, сведения о которых занесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей), внесенному Законодательным Собранием Вологодской области
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 03.04.2008 г. (выписка из протокола заседания Совета Государственной Думы N 19) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 23774-5 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (об исключении органов опеки и попечительства из числа лиц, занимающихся устройством детей, сведения о которых занесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области.
1. Изменения, предусмотренные законопроектом, обусловлены тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" были внесены изменения в пункт первый статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и с 1 января 2008 года органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменение в абзац второй пункта третьего статьи 5 Федерального закона от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", исключив из текста данной нормы слова "органы опеки и попечительства".
2. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает указанный проект федерального закона, полагая, что он основан на формальном подходе приведения в соответствие одного закона (Федерального закона от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей") с другим (Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий") и считает необходимым обратить внимание на следующее.
Абзац второй пункта третьего статьи 5 Федерального закона от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" устанавливает обязанность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по устройству или организации устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и после того, как сведения о таких детях преданы региональному оператору государственного банка данных о детях или федеральному оператору государственного банка данных о детях.
Рассматриваемый законопроект предлагает эту обязанность сохранить только за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Между тем, по информации полученной из Министерства образования и науки Российской Федерации, в большинстве субъектов (более 70) приняты законы, согласно которым на региональном уровне сохранены лишь координирующие и контрольные функции в сфере опеки и попечительства. Остальные полномочия по опеке и попечительству, в том числе и по устройству или организации устройства детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Таким образом, в случае принятия предлагаемого законопроекта в предложенной редакции может сложиться ситуация, когда в большинстве субъектов Российской Федерации после передачи сведений о детях региональному оператору государственного банка данных о детях или федеральному оператору государственного банка данных о детях никто не будет заниматься детьми, оставшимися без попечения родителей. Органы местного самоуправления не смогут осуществлять деятельность по устройству или организации устройства детей, оставшихся без попечения родителей, потому, что они будут лишены таких полномочий, а органы исполнительной власти не смогут осуществлять такую деятельность, потому, что по закону субъекта Российской Федерации они такими полномочиями не наделены.
Хотя на законопроект поступило 86 отзывов от субъектов Российской Федерации и 78 поддержали законопроект, и только 8 против, Комитет не считает возможным его поддержать, так как его принятие может причинить вред интересам детей, оставшимся без попечения родителей.
Правительство Российской Федерации данный законопроект не поддерживает.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению законопроект не поддерживает.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи женщин и детей рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект.
Председатель |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.