г. Вологда |
|
29 января 2013 г. |
Дело N А05-8062/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
при участии от закрытого акционерного общества "Лесозавод 25" Сечко А.Ф. по доверенности от 12.12.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 ноября 2012 года по делу N А05-8062/2012 (судья Максимова С.А.),
установил:
закрытое акционерное общество "Лесозавод 25" (далее - общество; ОГРН 1022900521071, Архангельская область, город Архангельск, улица Постышева, дом 26) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее - управление; ОГРН 1042900042822, город Архангельск, улица Свободы, дом 27) о признании недействительными предписаний от 12.03.2012 N 4/4/1-16 в части требований пунктов 1-7, 10, 12-16 и N 5/3/1-22 в части требований пунктов 1, 2, 4-6, 10, 12-19, 22 (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 ноября 2012 года заявленные обществом требования удовлетворены.
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что у общества имеется обязанность по соблюдению требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также по осуществлению мероприятий гражданской обороны.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании плана проведения плановых проверок Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области на 2012 год, распоряжений от 24.01.2012 N 4 и от 24.01.2012 N 5 управлением проведены проверки выполнения обществом установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также установленных требований в области гражданской обороны.
По результатам проверок составлены акты от 12.03.2012 N 4/4/1-16 и N 5/3/1-22 и вынесены предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16 по устранению нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, N 5/3/1-22 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
Не согласившись с указанными предписаниями в части, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Пунктами 1-5 предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16 обществу вменено в обязанность на основании абзацев четвертого, шестого пункта 10, пунктов 2, 3, 6, абзаца четвертого пункта 7, абзаца второго пункта 8, пункта 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), абзаца первого статьи 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) в срок до 01.04.2013:
- создать постоянно действующий орган управления - структурное подразделение (работник) специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в структурном подразделении общества (Цигломенский участок);
- разработать положение "Об уполномоченном на решение задач в области ГОЧС";
- создать объектовое звено единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создать комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Абзацем первым статьи 4 Закона N 68-ФЗ установлено, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства в том числе, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Указанной статьей также определено, что принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения N 794 определено, что единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Законом о защите населения.
Пунктами 3, 5, 6 указанного Положения предусмотрено, что единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Абзацами четвертым и пятым пункта 10, пунктами 2, 3, 6, абзацем четвертым пункта 7, абзацем вторым пункта 8, пунктом 11 приведенного выше Положения (выполнение которых вменено в обязанность обществу в оспариваемом предписании) регламентируется деятельность единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе ее объектового уровня.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем, управление не представлено соответствующих доказательств, подтверждающих, что в полномочия общества входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также доказательств того, что заявитель входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Как правильно указал суд первой инстанции, учитывая статус заявителя, который является коммерческой организацией, а также отсутствие доказательств того, что оно входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, из вышеприведенных нормативных правовых актов не следует, что общество является обязанным исполнять требования, содержащиеся в пунктах 1-5 предписания N 4/4/1-16.
Кроме того, апелляционная инстанция отмечает, что несмотря на то, что решение суда оспаривается управлением в полном объеме, доводов о несогласии с решением суда в части пунктов 1-5 предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16 в апелляционной жалобе не приведено.
Пунктом 6 предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16 на общество возложена обязанность на основании пункта "з" статьи 14 Закона N 68, пунктов 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Постановление N 334, Порядок N 334), приложения N 2 к Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 07.07.1997 N 382 (далее - Инструкция N 382) в срок до 01.04.2013 разработать порядок сбора и обмена информацией в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Пунктом "з" статьи 14 Закона N 68 на организации возложена обязанность предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержден Постановлением N 334, а сроки и формы ее предоставления предусмотрены Инструкцией N 382.
Однако вышеприведенными нормами не предусмотрено обязанности организаций разрабатывать порядок сбора и обмена информацией в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в связи с чем возложение на общество такой обязанности является незаконным и необоснованным.
При этом доводов о несогласии с решением суда в части выводов по пункту 6 предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16 управлением в апелляционной жалобе не приведено.
Пунктом 7 предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16 обществу вменено в обязанность на основании пункта "в" статьи 14 Закона N 68-ФЗ, пунктов 13, 14 Положения N 794, пункта 4 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (далее - Порядок N 999) в срок до 01.04.2013 создать необходимые силы и средства (служба, нештатное аварийно-спасательное формирование (НАСФ) выделяемое (привлекаемое) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) организации. Обучить и оснастить личный состав формирования согласно примерных норм оснащения.
В соответствии с положениями пункта "в" статьи 14 Закона N 68 организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" нештатные аварийно-спасательные формирования (далее - НАСФ) создают организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Аналогичные требования установлены пунктом 4 Порядка N 999.
Понятие потенциально опасных производственных объектов содержится в пункте 1 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 N 105, согласно которому потенциально опасные объекты - это объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества.
Оснащение НАСФ осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение N 2 к Порядку N 999).
Судом первой инстанции установлено и управлением соответствующими доказательствами не опровергнуто то, что общество не имеет потенциально опасных производственных объектов и не эксплуатирует такие объекты. Доказательств того, что общество имеет важное оборонное и экономическое значение или представляет высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время управлением также не представлено.
Ссылки подателя жалобы на то, что обществом эксплуатируется опасный объект, на который разработан соответствующий паспорт безопасности, а также на реестр потенциально опасных объектов, утвержденный решением комиссии Архангельской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 27.01.2012, не подтверждает позицию управления о том, что общество имеет именно потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирует такие объекты.
При этом в данном случае управление в жалобе указало, что соответствующая выписка из указанного реестра потенциально опасных объектов может быть предоставлена по запросу суда.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем представитель управления в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, соответствующих доказательств не представил, ходатайств об истребовании каких-либо доказательств заявлено не было.
С учетом изложенного также следует вывод, что управление при вынесении оспариваемого предписания не располагало соответствующими доказательствами того, что общество имеет потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирует их.
Таким образом, управлением не доказана обязанность общества создать службу, НАСФ, обучить и оснастить личный состав формирования согласно примерных норм оснащения.
В соответствии с пунктом 10 предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16 обществу необходимо на основании пунктов "а", "б", "в", "е" статьи 14 Закона N 68-ФЗ, пункта 3, абзаца второго пункта 4 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (далее - Положение N 687) в срок до 01.04.2013 разработать и согласовать с органом управления ГОЧС муниципального образования план основных мероприятий организации на текущий год.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что управлением в отношении заявителя одновременно проведены две проверки - выполнения обществом установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и выполнения установленных требований в области гражданской обороны. По результатам проверок составлено два акта и вынесено два предписания.
Как правильно указал суд первой инстанции, статья 14 Закона N 68-ФЗ и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не предусматривают обязанности организаций ежегодно разрабатывать и согласовывать с органами муниципального образования планов основных мероприятий по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности на текущий год.
Пунктом 4 Положения N 687 определено, что план основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления.
Вместе с тем, как следует из пункта 1 данного Положения, оно разработано в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) и соответствующими подзаконными актами и определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальных образованиях и организациях.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что соблюдение организациями требований данного положения относится к вопросам соблюдения законодательства в сфере гражданской обороны.
В пункте 11 предписания N 5/3/1-22 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны установлена обязанность общества в срок до 01.04.2013 разработать и согласовать с органом управления ГОЧС муниципального образования план основных мероприятий организации на текущий год. Обществом указанный пункт предписания не оспаривается.
Таким образом, нарушение требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выразившееся в не разработке и не согласовании с органом управления ГОЧС муниципального образования плана основных мероприятий организации на текущий год, вменено обществу необоснованно. Кроме того, заявитель, в случае неисполнения требований двух предписаний, может понести ответственность дважды за одно и то же нарушение.
Доводов о несогласии с решением суда в части выводов по пункту 10 предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16 управлением в апелляционной жалобе не приведено.
Согласно пунктам 12, 13 предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16 обществу необходимо в срок до 01.04.2013 организовать обучение работников в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, создать необходимую учебно-материальную базу, включить в план основных мероприятий на текущий год и провести командно-штабные учения (тренировки), тактико-специальные учения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Данные требования основаны на статье 20 Закона N 68-ФЗ, подпункте "а" пункта 4, пунктах 7-11 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 (далее - Положение N 547).
Согласно статье 20 Закона N 68-ФЗ подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Как определено подпунктом "а" пункта 4 Положения N 547, для работающего населения подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.
В соответствии с пунктом 7 указанного Положения совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок.
Пунктом 8 Положения N 547 установлено, что командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года. Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.
К проведению командно-штабных учений в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут в установленном порядке привлекаться оперативные группы военных округов, гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации, а также по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пункт 9 вышеприведенного Положения устанавливает, что тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее именуются - формирования) организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год.
Комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов (пункт 10 положения N 547).
В соответствии с пунктом 11 Положения N 547 тренировки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и подателем жалобы не оспаривается, что работники заявителя ежегодно проходят обучение основным требованиям охраны труда, промышленной, пожарной и электробезопасности.
Кроме того суд первой инстанции правильно отметил, что создание именно обществом необходимой учебно-материальной базы, командных и (или) оперативных штабов по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайный ситуаций не предусмотрено указанными в оспариваемых пунктах предписания нормами.
В силу пункта 3 Положения N 547, методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Так как общество не имеет аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, следовательно, оно не имеет возможности проводить тактико-специальные учения в соответствии с пунктом 9 Положения N 547.
Управлением доводов о несогласии с решением суда в указанной части не приведено.
Пунктами 14, 15, 16 предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16 на общество возложена обязанность на основании Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.05.2003 N 285 (далее - Правила N 285), раздела 8 пункта 34, пункта 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение N 993) в срок до 01.04.2013 провести инвентаризацию средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) приборов радиационной, химической разведки и контроля, обеспечить содержание использование в соответствии с требованиями, организовать освежение СИЗ, обеспечить работников организации медицинскими средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями.
Требования к складским помещениям, а также порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля установлены Правилами N 285.
Пунктами 6, 7 Положения N 993 установлено, что обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне (далее - ГО), в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО, на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения). Обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия, на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО), на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах, на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
Пунктом 8 Положения N 993 также установлено, что накопление СИЗ в запасах (резервах) в установленных нормах осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 данного Положения.
В апелляционной жалобе управление указывает, что имущественный комплекс общества подпадает в зону химического заражения от открытого акционерного общества "Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - ОАО "СЦБК"), ссылаясь при этом на паспорт безопасности опасного производственного объекта ОАО "СЦБК".
Однако сам по себе паспорт, на который ссылается управление, таким доказательством не является.
Кроме того, в материалах дела имеется копия письма начальника управления военно-мобилизационной работы и гражданской обороны мэрии города Архангельска от 07.11.2012 N 558/185-01, в соответствии с которым территория общества находится вне зон возможного химического заражения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в нарушение положений части 5 статьи 200 АПК РФ управлением не доказано отнесение территории, на которой расположено общество к территориям, попадающим в зону возможного опасного химического заражения, следовательно, не доказана и обязанность заявителя обеспечивать своих работников СИЗ.
Доводы управления о том, что территория общества находится на территории категорированного города, соответствующими доказательствами не подтвержден.
Кроме того, в пункте 14 оспариваемого предписания управление не указало, какие именно правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля нарушены заявителем и, следовательно, какие обязанности обществу следует исполнить. В акте проверки от 12.03.2012 N 4/4/1-16 также нет указаний на соответствующие правила.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества, признав недействительными оспариваемые пункты предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16.
Пунктом 1 предписания от 12.03.2012 N 5/3/1-22 обществу вменено в обязанность на основании пункта 4 статьи 12 Закона N 28-ФЗ, пунктов 2, 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 N 782 (далее - Положение N 782) в срок до 01.04.2013 создать орган управления ГО, в том числе: назначить работника, уполномоченного на решение задач в области ГО в структурном подразделении общества (Цигломенский участок); разработать положение, определяющее основные задачи и функции органа управления ГО.
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона N 28-ФЗ органами, осуществляющими управление гражданской обороной, в том числе, являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пунктах 2, 4 Положения N 782 определено, что структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.
Пункт 4 указанного Положения устанавливает примерные нормы определения количества работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и подателем жалобы не оспорено, что в обществе имеется работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны (должностная инструкция начальника пожарной охраны ГО и ЧС общества от 20.02.2012).
Доводов о несогласии с решением суда в указанной части апелляционная жалоба управления не содержит.
Пунктом 2 предписания от 12.03.2012 N 5/3/1-22 на общество возложена обязанность на основании абзаца четвертого пункта 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804) в срок до 01.04.2013 откорректировать положение о порядке подготовки к ведению и ведения гражданской обороны с учетом предназначения организации на военное время.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 4 Положения N 804 порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.
В данном случае из материалов дела видно, что положение об организации и ведении гражданской обороны в обществе (т. 1, л. 117-120) утверждено его генеральным директором 21.10.2009 и согласовано с начальником управления военно-мобилизационной работы и административных органов мэрии города Архангельска 21.10.2009.
Как правильно указал суд первой инстанции, обязанность организации откорректировать положение о порядке подготовки к ведению и ведения гражданской обороны с учетом предназначения организации на военное время абзацем четвертым пункта 4 Положения N 804, на который ссылается управление в оспариваемом пункте предписания, не установлено.
Каких-либо возражений относительно выводов суда в указанной части апелляционная жалоба управления не содержит.
Пунктами 4, 5, 6 предписания от 12.03.2012 N 5/3/1-22 заявителю вменено в обязанность на основании пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пунктов 16.3, 9 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение N 687), пункта 9 Положения N 804 в срок до 01.04.2013 разработать мероприятия по эвакуации на военное время, создать эвакуационную комиссию организации, разработать и утвердить в установленном порядке положение "Об эвакокомиссии" организации.
Главой III Закона N 28-ФЗ закреплены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан в области гражданской обороны.
Пунктом 1 статьи 9 указанного Закона установлено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 28-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения.
Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в том числе, проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы (пункт 2 статьи 8 Закона N 28-ФЗ).
С учетом вышеприведенных норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы и проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Положением об организации и ведении гражданской обороны в Архангельской области, утвержденным постановлением главы администрации Архангельской области от 02.10.2008 N 61, установлено, что требования этого Положения в пределах устанавливаемых полномочий распространяются на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие деятельность на территории Архангельской области; на вспомогательные органы по проведению мероприятий гражданской обороны, создаваемые решением губернатора Архангельской области, в том числе на эвакуационную комиссию Архангельской области и комиссию по поддержанию устойчивости функционирования объектов жизнеобеспечения Архангельской области; на исполнительные органы государственной власти Архангельской области, уполномоченные решением губернатора Архангельской области на выполнение задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности на территории Архангельской области (исполнительные органы государственной власти Архангельской области); на организации различных форм собственности, уполномоченные решением правительства Архангельской области на выполнение задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности на территории Архангельской области (по согласованию); на организации различных форм собственности, привлекаемые на договорной основе правительством Архангельской области для выполнения работ (поставок товаров и (или) предоставления услуг), в целях обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны на территории Архангельской области.
Исполнительные органы государственной власти Архангельской области, органы местного самоуправления в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями, а также организации в целях решения задач по гражданской обороне в числе прочих мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляют организацию планирования, подготовки и проведения эвакуации; подготовку районов размещения эвакуируемого населения, мест хранения материальных и культурных ценностей (пункт 31 вышеназванного Положения).
В данном случае управление не представило соответствующих доказательств того, что общество относится к организациям, уполномоченным решением правительства Архангельской области на выполнение задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности на территории Архангельской области (по согласованию), либо к организациям, привлекаемым на договорной основе правительством Архангельской области для выполнения работ (поставок товаров и (или) предоставления услуг), в целях обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны на территории Архангельской области.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу подтвердил, что не имеет заключенных договоров в целях поставки продукции для государственных нужд.
Таким образом, возложение на общество обязанности по планированию мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы и проведению таких мероприятий противоречит вышеприведенным нормам.
В соответствии с пунктом 10 предписания от 12.03.2012 N 5/3/1-22 обществу предложено на основании пункта 2 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пункта 12 Положения N 804, пункта 16.6 Положения N 687, пункта 4 Порядка N 999 в срок до 01.04.2013 создать НАСФ организации, обучить и оснастить личный состав формирования согласно примерных норм оснащения.
Поскольку признан недействительным пункт 7 предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16, содержащий аналогичные требования, суд первой инстанции правомерно признал недействительным пункт 10 рассматриваемого предписания по тем же основаниям.
Доводов о несогласии с решением суда в части выводов по пункту 10 предписания от 12.03.2012 N 5/3/1-22 управлением в апелляционной жалобе не приведено.
Пунктами 12, 13, 14 предписания от 12.03.2012 N 5/3/1-22 обществу вменено в обязанность на основании пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пункта 10 Положения N 804, Правил эксплуатации защитных сооружении гражданской обороны, утвержденных, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583), приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 N 575, пункта 1.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 в срок до 01.04.2013 выполнить мероприятия по предоставлению работникам организации убежища от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имеющиеся на территории общества защитные сооружения гражданской обороны привести в состояние готовности к предназначению в соответствии с требованиями; оформить паспорта на защитные сооружения гражданской обороны.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что указанные в предписании убежища N 126-30, 127-30, 102-30, 103-30, 104-30 являются объектами федеральной собственности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Закона N 28-ФЗ на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложены обязанности по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
При этом, как правильно отмечено судом первой инстанции, в полномочия организаций, установленных статей 9 Закона N 28-ФЗ, не входит обязанности по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны, находящихся в федеральной собственности.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309.
Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Из пункта 2.1 Правил N 583, следует, что учет защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗСГО) ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗСГО, в журнале учета ЗСГО.
Статус ЗСГО в соответствии с пунктом 1.2 Правил N 583, определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
Управлением в ходе проведения проверки установлено и в акте от 12.03.2012 N 5/3/1-22 отражено, что обществом в отношении ЗГСО N 126-30, 127-30 Маймаксанского участка, N 102-30, 103-30, 104-30 Цигломенского участка не выполнены требования правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и не проводится техническое обслуживание ЗСГО, паспорта ЗГСО отсутствуют либо требуют переоформления.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено и подателем жалобы не опровергнуто, что паспорта убежищ N 126-30, 127-30 не соответствуют требованиям, установленным Правилами N 583, поэтажные планы и экспликации объектов ГО отсутствуют. В отношении убежищ N 102-30, 103-30, 104-30 документы не представлены и не исследовались в ходе проверки.
Кроме того в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что на территории города Архангельска имеются ЗСГО созданные в порядке, установленном Правилами 583.
С учетом изложенного, подлежит отклонению довод подателя жалобы о том, что на территории общества расположено 5 защитных сооружений гражданской обороны.
Также суд первой инстанции правильно отметил, что управлением не установлено, в отношении каких конкретно ЗСГО и какие меры по обеспечению поддержания ЗСГО в состоянии постоянной готовности не приняты заявителем, какие требования правил нарушены, что делает невозможным надлежащее исполнение предписания.
Не доказано управлением и то, что общество обязано выполнить мероприятия по предоставлению работникам организации убежища от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 16.4 Положения N 687 к основным мероприятиям в области гражданской обороны, которые осуществляют организации, относится поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание тех защитных сооружений гражданской обороны, которые находятся в ведении организаций.
Однако управлением не доказано, что убежища, указанные в предписании, находятся в ведении общества.
Пунктами 15, 16, 17, 18 предписания от 12.03.2012 N 5/3/1-22 обществу вменено в обязанность на основании приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.05.2003 N 285, раздела 8 пункта 34, пункта 9 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 N 993 абзаца пятого пункта 16.4 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 N 687 в срок до 01.04.2013 провести инвентаризацию СИЗ приборов радиационной, химической разведки и контроля, обеспечить содержание использование в соответствии с требованиями, организовать освежение СИЗ, обеспечить работников организации медицинскими средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями, разработать план выдачи и распределения СИЗ работникам организации.
В связи с тем, что апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции в части признания недействительными пунктов 14, 15, 16 предписания от 12.03.2012 N 4/4/1-16, содержащих аналогичные требования, признание судом первой инстанции недействительными пунктов 15, 16, 17, 18 рассматриваемого предписания является правомерным.
Доводов о несогласии с решением суда в указанной части апелляционная жалоба управления не содержит.
Пунктом 19 предписания от 12.03.2012 N 5/3/1-22 на заявителя возложена обязанность на основании пункта 8 Положения N 804, пункта 16.2 Положения N 687, пунктов 2, 3 Положения N 334 в срок до 01.04.2013 разработать порядок оповещения работников предприятия об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядок сбора и обмена информацией (положение о порядке сбора и обмена информацией, инструкция оперативного дежурного, дежурно-диспетчерской службы, формализованные документы).
Однако указанные в оспариваемом пункте предписания нормы не предусматривают обязанности общества разработать порядок оповещения работников предприятия об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядок сбора и обмена информацией.
Порядок N 334 регламентирует порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией организациями, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в целях своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях (пункты 1 и 2 указанного нормативного акта).
Возражений в части пункта 19 предписания от 12.03.2012 N 5/3/1-22 апелляционная жалоба управления не содержит.
Пунктом 22 предписания от 12.03.2012 N 5/3/1-22 обществу вменено в обязанность на основании Закона N 28-ФЗ, Положения N 804, Положения N 687 в срок до 01.04.2013 разработать перечень зданий и сооружений общества, подлежащих светомаскировке и другим видам маскировки.
Вместе с тем из материалов дела не видно, что управлением при проведении проверки выяснялся вопрос наличия у общества зданий и сооружений, которые подлежат светомаскировке, доказательства их наличия у общества отсутствуют и в материалах дела, соответственно в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ, управлением не доказано возникновение обязанности у заявителя по разработке перечня данных зданий и сооружений.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 ноября 2012 года по делу N А05-8062/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8062/2012
Истец: ЗАО "Лесозавод 25"
Ответчик: ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области