город Москва |
|
5 февраля 2013 г. |
Дело N А40-114649/12-149-1069 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.02.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: |
Кольцовой Н.Н., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
помощником судьи Шимкус М.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кучерявенко Сергея Сергеевича на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2012 г. по делу N А40-114649/12-149-1069, принятое судьей Кузиным М.М.,
по заявлению Кучерявенко Сергея Сергеевича
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве (ОГРН 1047796991550, 125373, г.Москва, Походный проезд, домовладение 3, стр.2)
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Шелухина Н.А. - по дов. N 77 АА 7074215 от 01.08.2012; Климентьева О.Н. - по дов. N 77 АА 7074215 от 01.08.2012; |
от ответчика: |
Подгорный П.А. - по дов. N 07-17/071873 от 22.06.2012; |
УСТАНОВИЛ:
Кучерявенко Сергей Сергеевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИ ФНС РФ N 46 по г. Москве (далее регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 30.05.2012 об отказе в государственной регистрации ООО "Норис" в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов и об обязании МИ ФНС России N 46 по г. Москве зарегистрировать ООО "Норис" в установленном законом порядке.
Решением от 23.11.2012 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что действия МИ ФНС РФ N 46 по г. Москве соответствовали закону и не нарушали прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования полностью. Полагает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что заявителем были представлены в регистрирующий орган все необходимые документы; суд неправомерно рассмотрел, как одно из оснований в отказе в госрегистрации, несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона - статье 1473 ГК РФ (пп. "ж" п. 1 ст. 23 Федерального Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08.08.2001 (далее - Закон о регистрации), поскольку такое основание в отказе не указано. Заявитель в жалобе также ссылается на то, что указание недостоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица не может являться основанием для отказа в госрегистрации; акт осмотра помещения, расположенного по адресу: 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д.13А, стр.1 от 09.10.2012 не может служить доказательством по делу, так как решение об отказе в госрегистрации принято 30.05.2012. Судом необоснованно не принято во внимание гарантийное письмо собственника помещений ЗАО "Монолит" о заключении с ООО "Норис" договора аренды нежилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу.
Регистрирующий орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считая оспариваемое решение законным. Представителем заявлено ходатайство о приобщении к делу поручения от 06.12.2012 N 384 о проведении осмотра помещений по адресу: 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д.13А, стр.1 и акта об установлении нахождения органов управления юридического лица N 384 от 06.12.2012.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 268 АПК РФ, ходатайство МИ ФНС РФ N 46 по г. Москве удовлетворила и приобщила указанные выше доказательства к материалам дела.
Представитель заявителя на доводах, изложенных в жалобе, настаивал в полном объеме.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час. 00 мин. 31.01.2012.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в соответствии со ст.ст.266, 268, 269 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.
Из материалов дела усматривается, что 11.05.2012 Кучерявенко С.С. (далее - Заявитель) принял решение создать Общество с ограниченной ответственностью "Норис" (далее - Общество), он же и выступил заявителем при государственной регистрации указанного общества, обратившись 23.05.2012 в МИ ФНС РФ N 46 по г. Москве с заявлением о государственной регистрации Общества (вх. N 176792А от 24.05.2012).
Для государственной регистрации ООО "Норис" был предоставлен в соответствии со ст. 12 Закона о регистрации следующий пакет документов: заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001, рекомендуемой Письмом ФНС России от 08.07.2009 N МН-22-6/548@ "О дополнениях к Письму ФНС России от 25.06.2009 N МН-22-6/511@ "О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ"; решение N 1 Единственного учредителя Общества от 11 мая 2012 года; устав Общества, утвержденный Решением N 1 Единственного учредителя от 11 мая 2012 года; документ об уплате государственной пошлины за осуществление Ответчиком действий по государственной регистрации юридического лица.
01.06.2012 Ответчиком было принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица со ссылкой на пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08.08.2001 в связи с непредставлением определенных статьей 12 Закона о регистрации документов.
Признавая указанное выше решение МИ ФНС РФ N 46 по г. Москве законным и обоснованным, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
В силу действия абз. 3 ст. 1 Закона N 129-ФЗ, законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ, наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. В соответствии же с п. 3 части II Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ (далее - Методические разъяснения), в Заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) адрес (место нахождения) юридического лица указывается в соответствии с его учредительными документами.
Из материалов регистрационного дела следует, что в представленном ООО "Норис" заявлении в качестве адреса (места нахождения) общества указан юридический адрес: 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д.13А, стр.1.
На момент представления документов в регистрирующем органе имелось письмо ИФНС России N 43 по г. Москве, в котором сообщалось следующее: "собственник помещений расположенный по адресу: 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д.13А, стр.1 не подтвердил факт предоставления аренды ООО "Норис".
Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации ООО "Норис" при создании, зарегистрировано 142 юридических лица. Предоставленное помещение не отвечает требованиям для расположения рабочих мест сотрудников организаций, о чем составлен протокол N 319 осмотра помещений от 09.10.2012. Указанные обстоятельства подтверждаются также актом об установлении нахождения органов управления юридического лица N 384 от 06.12.2012, составленным с участием свидетелей-понятых, согласно которому по адресу: 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д.13А, стр.1 располагается одноэтажная пристройка, принадлежащая собственнику ООО "Монолит", которую занимает кафе "Улей", другие юридические лица в помещении отсутствуют, а также фототаблицей (т. 1 л.д. 94-110), приложением N 1 к протоколу N 319 осмотра помещений от 09.10.2012 (т. 1 л.д. 85-93).
Ссылка в жалобе на то, что указание недостоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица не может являться основанием для отказа в госрегистрации, отклоняется в связи со следующим.
Пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
Сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - государственный реестр), являющийся федеральным информационным ресурсом (пункт 1 статьи 4, подпункт "в" пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации).
Формирование записей государственного реестра о месте нахождения юридического лица осуществляется согласно статье 12, пункту 1 статьи 14, пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации, в частности, на основании соответствующего заявления о государственной регистрации, в котором наряду с иными сведениями указывается адрес юридического лица.
Законом о регистрации, действительно, введен уведомительный порядок государственной регистрации.
Между тем перечисленные нормы Закона о регистрации предусматривают, что лицо, подающее заявление о государственной регистрации, своей подписью подтверждает достоверность приведенной им информации (подпункт "а" статьи 12, подпункт "а" пункта 1 статьи 14, подпункт "а" пункта 1 статьи 17).
При этом Закон о регистрации определяет государственную регистрацию как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о юридических лицах в соответствии с данным Законом (часть 2 статьи 1).
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Таким образом, из смысла указанных положений Закона о регистрации и Закона об информации следует, что представленные для регистрации документы об адресе юридического лица, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию. Поэтому представление заявления, не отражающего действительного адреса юридического лица, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Аналогичная правовая позиция изложена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11.
Иное истолкование Закона о регистрации не только бы затрудняло осуществление в отношении юридических лиц властных, исполнительно-распорядительных полномочий со стороны государственных органов, но и не обеспечивало бы защиту прав и законных интересов всех добросовестных участников гражданского оборота, считающих официальные записи государственного реестра достоверными, а также привело бы к возникновению ситуаций, затрудняющих установление ими мест нахождения контрагентов.
В пункте 1 письма ФНС России от 01.02.2005 N 14-1-04/253@ указано на то, что в случае сообщения в заявлении о государственной регистрации места нахождения юридического лица, в отношении которого в регистрирующем органе имеется документированная информация о незаконном использовании адреса, соответствующие пункты заявления признаются незаполненными, заявление - оформленным ненадлежащим образом и, следовательно, непредставленным, что, в свою очередь, влечет за собой отказ в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении ФАС МО от 01.10.2012 по делу N А40-134231/11-79-1214 и от 04.10.2012 по делу N А40-134228/11-93-1212.
Ссылка апеллянта на то, что акт осмотра помещения, расположенного по адресу: 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д.13А, стр.1 от 09.10.2012 не может служить доказательством по делу, так как решение об отказе в госрегистрации принято 30.05.2012 отклоняется, поскольку регистрирующий орган на момент принятия оспариваемого отказа обладал информацией о незаконном использовании указанного адреса для массовой регистрации 142-х юридических лиц.
Вопреки доводам жалобы, судом обоснованно не принято во внимание гарантийное письмо собственника помещений ЗАО "Монолит" о заключении с ООО "Норис" договора аренды нежилого помещения, расположенного по рассматриваемому адресу, поскольку оно не опровергает установленные ИФНС России N 43 по г. Москве и МИ ФНС РФ N 46 по г. Москве обстоятельства относительно недостоверных сведений относительно места нахождения регистрируемого юридического лица.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно рассмотрел как одно из оснований отказа в госрегистрации, несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона - статье 1473 ГК РФ (пп. "ж" п. 1 ст. 23 Федерального Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08.08.2001), поскольку такое основание в отказе не указано, являются обоснованными.
Между тем следует отметить, что ошибочные выводы суда со ссылкой на пп. "ж" п. 1 ст. 23 Федерального Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08.08.2001 и ст.ст. 1473-1475 ГК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" не повлияли на правильное по существу решение.
Таким образом, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что решение об отказе в государственной регистрации соответствует п. "а" ч. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, в связи с чем не может нарушать прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.11.2012 г. по делу N А40-114649/12-149-1069 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Кучерявенко Сергею Сергеевичу излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1900 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-114649/2012
Истец: ЗАО "А-А Инвест", Кучерявенко Сергей Сергеевич
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве