г. Москва |
|
04 февраля 2013 г. |
Дело N А40-90183/12-130-861 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Свиридова В.А., Москвиной Л.А., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Яцевой В.А., |
при участии:
от заявителя: |
Бунин К.А. по дов. от 09.01.2013, |
от ответчика: |
Кулдов А.Б. по дов. от 10.01.2013, Чарушина Е.С. по дов. от 28.01.2013, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ИФНС России по городу Кирову на решение Арбитражного суда г.Москвы от "12" октября 2012 г. по делу N А40-90183/12-130-861 судьи Андрияновой С.М.
по заявлению ЗАО "Объединенная система моментальных платежей" (ИНН 7707510721, 117452, г.Москва, ул.Азовская, д.15)
к ИФНС России по городу Кирову
о признании незаконным постановления
установил:
ЗАО "Объединенная система моментальных платежей" (ЗАО "ОСМП", общество) обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отменить полностью постановление N 31-19/2716 от 06.06.2012 Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Кирову о привлечении заявителя к административной ответственности и назначении предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ административного наказания в виде штрафа в размере 30.000 руб.
Решением от 12 октября 2012 г. Арбитражный суд г. Москвы признал незаконным и отменил постановление Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Кирову по делу об административном правонарушении N 31-19/2716 от 06.06.2012 о привлечении ЗАО "ОСМП" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. При этом суд мотивировал свои выводы нарушением порядка привлечения к административной ответственности, а также отсутствием достоверных доказательств, подтверждающих событие правонарушения, поскольку в нарушение ст. 8 Федерального закона от 12.08.1995 N144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" контрольная закупка, которая относится к оперативно-розыскным мероприятиям, произведена должностным лицами инспекции, не наделенными правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Ответчик не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на правомерность действий Инспекции по проверке порядка применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 10 апреля 2012 г. сотрудниками инспекции была проведена проверка соблюдения законодательства и применении контрольно-кассовый техники при осуществлении наличных расчетов (а именно, при пополнении счетов за мобильную связь через терминалы) в салоне связи "Мегафон" по адресу: г. Киров, ул. Октябрьский проспект, д.88.
В ходе проведения проверки было установлено, что при оплате услуг мобильного оператора "Билайн" на общую сумму 50 руб. 00 коп. через терминал N 9223657, принадлежащий ЗАО "ОСМП", без применения контрольно-кассовой техники.
По итогам проведенной проверки составлен акт N 014905 от 10 апреля 2012 г.
На основании полученных данных 31 мая 2012 г. ИФНС России по г. Кирову составлен протокол по делу об административном правонарушении N 45033000.
06 июня 2012 г. ИФНС России по г. Кирову вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 31-19/2716, которым ЗАО "ОСМП" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Полагая оспариваемое постановление незаконным, заявитель обратился в суд.
В соответствии со ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства и обстоятельства дела, считает, что судом первой инстанции правильно и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и на их основе, сделаны соответствующие материалам дела выводы о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны, согласно ст.5 упомянутого Закона, в том числе выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ).
Оценив в совокупности все установленные обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции, считает, что у налогового органа отсутствовали основания для привлечения заявителя к административной ответственности.
Статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе" осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы.
Указанные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако упомянутые нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Как следует из Акта проверки от 10.04.2012 N014905 (т.1 л.д.93), проверка была проведена сотрудниками различных Инспекций ФНС России по г.Кирову. Однако в Акте, в протоколе и в обжалуемом постановлении не указано кем производился вменяемая обществу оплата услуг.
В решении суда правильно указано, что при проверке фактически проведена проверочная закупка, которая является одним из видов оперативно-розыскных мероприятий предусмотренных ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Однако проверочная закупка в силу требований Федерального закона от 12.08.1995 N144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом N 144-ФЗ.
Согласно ст. 13 данного Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия, т.е. получать доказательства специальными методами ограниченными законодателем в применении, в том числе с целью соблюдения баланса публичных и частных интересов.
В соответствии же с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
К тому же, в соответствии с ч. 2 ст. 25.12 КоАП РФ, к участию в производстве по делу об административном правонарушении не допускаются лица если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно, если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением Обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
Данный вывод полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.09.2008 N 3125/08.
К тому же, судом первой инстанции достоверно установлено, что административным органом допущено существенное нарушение порядка привлечении к административной ответственности, обусловленное несвоевременным, применительно к хронологии возникновения оснований для составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, извещения ненадлежащего субъекта вменяемого правонарушения.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 5.1 ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г.Москвы от "12" октября 2012 г. по делу N А40-90183/12-130-861 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Б.Цымбаренко |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-90183/2012
Истец: ЗАО "Объединенная система моментальных платежей"
Ответчик: ИФНС России по г. Кирову, ИФНС России по городу Кирову