г. Челябинск |
|
05 февраля 2013 г. |
Дело N А47-12997/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Костина В.Ю.,
судей Малышева М.Б., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.11.2012 по делу N А47-12997/2012 (судья Вернигорова О.А.),
Общество с ограниченной ответственностью "Альтернатива" (далее - заявитель, ООО "Альтернатива", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Оренбургской области (далее - административный орган, МИФНС России N 3, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 23.08.2012 N 54, которым заявитель привлечен к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.11.2012 (резолютивная часть решения объявлена 20.11.2012) заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным и отменил постановление от 23.08.2012 N 54 о привлечении ООО "Альтернатива" к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Административный орган не согласился с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе инспекция просила решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что факт совершения заявителем вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе пояснениями оператора обособленного подразделения АЗС N 9 ООО "Альтернатива" Мухортовой Е.В. от 20.07.2012, в которых она указывает, что "кассовая книга не ведется, лимит остатка денежных средств не определен, приходно-расходные ордера не оформляются". автозаправочная станция N 9 (далее - АЗС N 9) является обособленным подразделением ООО "Альтернатива" в г. Бузулук, следовательно, обязано вести отдельную кассовую книгу вне зависимости от способа оформления (на бумажном носителе или с применением технических средств). Между тем общество не вело в обособленных подразделениях кассовую книгу, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера в проверяемом периоде в обособленном подразделении не оформлялись. Факт неоприходования суммы выручки подтверждается письменными объяснениями оператора обособленного подразделения общества. Вина ООО "Альтернатива" выразилась в том, что общество знало или должно было знать о необходимости соблюдения требований Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России от 12.10.2011 N 373-П.
Материалами проверки подтверждается нарушение обществом порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившихся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, отсутствии на момент проверки кассовой книги и книги учета доходов, что образует состав вменяемого обществу правонарушения.
До начала судебного заседания ООО "Альтернатива" представило в арбитражный апелляционный суд отзыв и дополнение к отзыву на апелляционную жалобу, в которых отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представители заявителя и заинтересованного лица не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, находит основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, МИФНС России N 3 в период с 20.07.2012 по 30.07.2012 проведена проверка полноты учета выручки (оприходования в кассу обособленного подразделения АЗС N 9 ООО "Альтернатива"), полученной с применением контрольно-кассовой техники модели Штрих-Комбо-ФР-К, з/н 00029559 за период с 15.06.2012 по 18.07.2012.
В ходе проверки инспекцией установлено, что обособленным подразделением АЗС N 9 ООО "Альтернатива" за период с 15.06.2012 по 18.07.2012 получена выручка от реализации нефтепродуктов наличными денежными средствами в размере 2 958 071 руб. При этом, указанная сумма выручки не оприходована в кассу обособленного подразделения, поскольку кассовая книга 0310004 в проверяемом периоде названным обособленным подразделением не велась, приходные кассовые ордера 0310001, расходные кассовые ордера 031002 не оформлялись.
Результаты проверки зафиксированы инспекцией в акте проверки полноты учета выручки N 000011 от 30.07.2012 (т.1, л.д. 152-153).
20.08.2012 в присутствии представителя заявителя, в отношении ООО "Альтернатива" составлен протокол об административном правонарушении N 000104/54 по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (т.1, л.д. 147).
Постановлением от 23.08.2012 N 54 ООО "Альтернатива" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (т.1, л.д. 146).
Не согласившись с постановлением от 23.08.2012 N 54, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о формальном подходе административного органа к установлению вопроса о наличии (отсутствии) вины общества в совершении вменяемого правонарушения.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными, не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
На основании части 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Порядок ведения кассовых операций установлен Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение).
Согласно пункту 2.5 Положения кассовые документы, кассовая книга 0310004, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение (далее - технические средства).
Кассовые документы, оформляемые с применением технических средств, распечатываются на бумажном носителе.
В случае ведения кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) с применением технических средств должна обеспечиваться сохранность содержащихся в указанных документах данных на электронном носителе информации и должна быть исключена возможность несанкционированного изменения указанных данных.
При оформлении книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 с применением технических средств каждая операция по передаче наличных денег в течение рабочего дня между старшим кассиром и кассирами, по усмотрению руководителя, может осуществляться с распечатыванием или без распечатывания на бумажном носителе листа книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005. При распечатывании на бумажном носителе листа книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 на нем проставляются подписи старшего кассира и кассиров, а в случае когда лист книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 на бумажном носителе не распечатывается, подписи старшего кассира и кассиров проставляются с использованием электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи в порядке, установленном руководителем.
Лист кассовой книги 0310004, оформляемой с применением технических средств, распечатывается на бумажном носителе в конце рабочего дня в двух экземплярах.
Нумерация листов кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005), оформляемой с применением технических средств, осуществляется автоматически в хронологической последовательности с начала календарного года.
Распечатанные на бумажном носителе листы кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) подбираются в хронологической последовательности, брошюруются по мере необходимости, но не реже одного раза в календарный год.
Листы кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005), оформляемой на бумажном носителе, до начала ведения брошюруются и пронумеровываются.
Листы кассовой книги 0310004 обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению.
Заверительная надпись о количестве листов кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) подписывается руководителем и главным бухгалтером, а при отсутствии главного бухгалтера - только руководителем и скрепляется оттиском печати юридического лица, оттиском печати (при наличии) индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 3.3 Положения при ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) помимо приходного кассового ордера 0310001, указанного в абзаце первом настоящего пункта, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Прием юридическим лицом сдаваемых наличных денег от уполномоченного представителя обособленного подразделения в порядке, определенном юридическим лицом, осуществляется по приходному кассовому ордеру 0310001.
На основании пунктов 5.1, 5.2 Положения для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.
В соответствии с пунктом 5.6 Положения обособленное подразделение после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги 0310004 за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.
В случае оформления кассовой книги 0310004 на бумажном носителе обособленным подразделением передается отрывной второй экземпляр листа кассовой книги 0310004, а в случае оформления кассовой книги 0310004 с применением технических средств - распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги 0310004.
Передача обособленным подразделением листа кассовой книги 0310004 юридическому лицу может осуществляться в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае передача листа кассовой книги 0310004 на бумажном носителе осуществляется в соответствии с правилами документооборота, утвержденными юридическим лицом.
Согласно пункту 6.1 Положения юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе, внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег).
Требование Положения о ведении кассовой книги 0310004, в которую вносятся записи на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002, должно соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций обособленным подразделением (Письмо Банка России от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255).
В связи с изложенным судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что обязанность по оформлению кассовых операций, а именно: ведение кассовых книг, книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств, оформление приходных (расходных) кассовых ордеров возложена на кассира обособленного подразделения.
При этом действующим законодательством юридическое лицо не наделено правом самостоятельно определять порядок ведения (оформления) кассовых операций, в том числе, учётной политики организации.
Из материалов дела следует, что оформление кассовых операций осуществлялось обособленным подразделением АЗС N 9 ООО "Альтернатива" с нарушением Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, а именно, неоприходование в кассу обособленного подразделения денежной наличности в сумме 2 958 071 руб. 39 коп., в проверяемом периоде кассовая книга не велась, приходные кассовые ордера 0310001, расходные кассовые ордера 0310002 не оформлялись.
При этом суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что фактически оприходование наличных денежных средств осуществлялось бухгалтером общества, поскольку из объяснений оператора обособленного подразделения общества от 20.07.2012 следует, что кассовая книга не ведется, лимит остатка денежных средств не определен, приходно-расходные ордера не оформляются.
Кроме того, каждое обособленное подразделение вне зависимости от способа оформления - на бумажном носителе или с применением технических средств, должно вести отдельную кассовую книгу.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, выражается, в частности, в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, то есть в фактическом получении наличных денежных средств без их последующей сдачи в кассу предприятия и неотражении этих средств в соответствующих бухгалтерских документах.
В связи с вышеизложенным суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Альтернатива" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 15.1 КоАП РФ, исследована и доказана налоговым органом. Из оспариваемого постановления следует, что вина ООО "Альтернатива" выразилась в том, что общество знало или должно было знать о необходимости соблюдения требования Положения, вступившего в силу с 01.01.2012, могло обеспечить надлежащее его исполнение и должно предвидеть возможность нарушения требований, установленных данным Положением, но без достаточных к тому оснований рассчитывало на предотвращение таких последствий.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО "Альтернатива" предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Альтернатива" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ. Вывод суда первой инстанции о недоказанности административным органом вины общества в совершении вмененного ему правонарушения является ошибочным.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.
Суд апелляционной инстанции относится критически к доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, о проведении административным органом проверки по вопросам, не указанным в поручении, то есть с превышением полномочий, и не доведением поручения до сведения законному представителю общества.
В части 1 статьи 28.3 КоАП РФ определено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 15.1 настоящего Кодекса.
Полномочия на проведение проверок по соблюдению организациями порядка работы с денежной наличностью предусмотрено Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506.
Таким образом, у налоговых органов имеются полномочия на проведение проверки по соблюдению налогоплательщиками порядка работы с денежной наличностью.
Поручение от 19.07.2012 N 000038 о проведении в отношении ООО "Альтернатива" проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платежных карт было представлено на ознакомление оператору АЗС N 9 Казаковой А.В. 19.07.2012, о чем свидетельствует подпись (л.д. 158 т.1).
Поскольку оператор является работником ООО "Альтернатива", и названное обстоятельство заявителем не опровергнуто, апелляционный суд приходит к выводу о соблюдении налоговым органом порядка проведения проверки.
Довод, изложенный в дополнении к отзыву на апелляционную жалобу, о необходимости прекращения производства по жалобе, поскольку постановление от 23.08.2012 N 54 вынесено и.о. начальника Межрайонной ИФНС России N 3 по Оренбургской области Лещенко А.П., а апелляционная жалоба подписана начальником Межрайонной ИФНС России N 3 по Оренбургской области Кузнецовой Л.А., подлежит отклонению, так как данное обстоятельство не является основанием прекращения производства по апелляционной жалобы в силу статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Вместе с тем, поскольку в действиях ООО "Альтернатива" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения судом первой инстанции заявленных требований ООО "Альтернатива" о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 23.08.2012 N 54.
Решение суда принято с нарушением требований статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит отмене в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Оренбургской области следует удовлетворить.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.11.2012 по делу А47-12997/2012 отменить.
Отказать в удовлетворении заявленного требования общества с ограниченной ответственностью "Альтернатива" о признании незаконным и отмене постановления от 23.08.2012 N 54 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Оренбургской области.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Ю. Костин |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-12997/2012
Истец: ООО "Альтернатива"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Оренбургской области