г.Москва |
|
30 января 2013 г. |
Дело N А40-62536/12-150-599 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Алексеевой Е.Б. |
|
Судей Лящевского И.С., Семикиной О.Н., |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Джуринской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Волгоградское пассажирское автотранспортное предприятие N 7"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.10.2012 по делу N А40-62536/12-150-599, принятое судьей Коноваловой Е.В.
по иску МУП "Волгоградское пассажирское автотранспортное предприятие N 7" (ОГРН 1023404288643, 400057, Волгоградская обл., г.Волгоград, ул.Генерала Шумилова, 7а)
к Российской Федерации в лице Министерства Финансов (109097, г.Москва, ул.Ильинка, д. 9)
о взыскании убытков 75 012 935 руб. 12 коп. в виде расходов на предоставление льгот по оплате проезда в городском пассажирском сообщении на автобусном транспорте
при участии в судебном заседании:
от истца: Жуков Д.И. по доверенности от 29.03.2012
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Волгоградское пассажирское автотранспортное предприятие N 7" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 75 012 935 руб. 12 коп. убытков.
Решением суда от 26.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из недоказанности факта наличия у истца убытков и их размера.
Истец не согласился с решением суда первой инстанции и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Ответчик в письменных пояснениях по апелляционной жалобе поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Располагая доказательством его надлежащего извещения о месте и времени судебного заседания, суд рассмотрел дело в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, требования истца основаны на том, что в 2009-2011 годах истец осуществлял перевозку пассажиров автобусами на городских маршрутах, в том числе предоставлял право льготного проезда пассажирам-льготникам, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации, на основании льготных проездных билетов. Истец считает, что его расходы на перевозку таких пассажиров были компенсированы не в полном объеме, тем самым истцу причинены убытки. Истцом заявлены убытки от одного вида перевозок - городского проезда автобусным транспортом.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что на территории Волгоградской области определен механизм возмещения транспортным организациям их расходов, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан, установлены расчетные суммы подлежащих возмещению убытков.
Арбитражный апелляционный суд находит такой вывод суда первой инстанции законным, обоснованным.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
При этом в ст.153 данного закона закреплены положения, в соответствии с которыми органам законодательной власти субъектов Российской Федерации предписано при разработке соответствующих законопроектов сохранить ранее достигнутый уровень обеспеченности указанных категорий граждан и не допустить ухудшение положения таких граждан.
В соответствии с п.5 ст.790 Гражданского кодекса РФ перевозчик, осуществивший перевозку льготной категории граждан, вправе возместить неполученную часть провозной платы за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом о федеральном бюджете на 2009 год Волгоградской области предусмотрены субвенции федерального бюджета для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта отдельным категориям граждан в размере 38 968,9 тыс. руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2006 N 802 утвержден Порядок предоставления субъектам Российской Федерации субвенций на обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан.
Согласно п.1 указанного Постановления условием для предоставления субъектам Российской Федерации названных субвенций является принятие органами власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 8-п утверждены виды месячных социальных проездных билетов (далее - СПБ), Перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение СПБ, Положение о СПБ, Порядок реализации СПБ и Порядок распределения средств от реализации СПБ.
Указанным Постановлением установлены следующие виды и стоимость СПБ:
единый СПБ (далее - ЕСПБ) для проезда в автобусах городского и пригородного сообщения, в трамвае и троллейбусе стоимостью 175 руб.;
СПБ для проезда в автобусе городского сообщения - 80 руб.;
СПБ для проезда в автобусе пригородного сообщения - 120 руб.;
СПБ для проезда в автобусах городского и пригородного сообщения - 150 руб.;
СПБ для проезда на внутригородских и пригородных маршрутах внутреннего водного транспорта- 170 руб.;
СПБ для проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на расстояние до 70 километров включительно - 200 руб.
Пунктом 4 указанного Постановления установлено, что в 2009 финансовом году возмещение транспортным организациям убытков от реализации социальных проездных билетов гражданам осуществляется за каждый проданный социальный проездной билет в следующем размере:
100 рублей - за СПБ для проезда в автобусе городского сообщения;
145 рублей - за СПБ для проезда в автобусе пригородного сообщения;
275 рублей - за СПБ для проезда в автобусах городского и пригородного сообщения;
140 рублей - за СПБ для проезда в трамвае;
140 рублей - за СПБ для проезда в троллейбусе;
в размере суммы убытков по СПБ по каждому из видов транспорта, входящих в его состав, но не более 525 рублей - за ЕСПБ для проезда в автобусах городского и пригородного сообщения, в трамвае и троллейбусе;
160 рублей - за социальный проездной билет для проезда на внутригородских и пригородных маршрутах внутреннего водного транспорта;
в размере разницы между стоимостью месячного абонементного билета для проезда на определенное расстояние на железнодорожном транспорте пригородного сообщения и стоимостью социального проездного билета для проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на расстояние до 70 километров включительно, но не более 1800 рублей - за социальный проездной билет для проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на расстояние до 70 километров включительно.
Согласно пункту 5 Постановления N 8-п возмещение убытков от реализации социальных проездных билетов гражданам транспортным организациям осуществляет Управление транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области.
Постановлением N 8-п (п.2, в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 13.04.2009 N 90-п) стоимость ЕСПБ и СПБ изменена, соответственно установлено:
ЕСПБ для проезда в автобусах городского и пригородного сообщения, в трамвае и троллейбусе стоимостью 240 руб.;
СПБ для проезда в автобусе городского сообщения - 110 руб.;
СПБ для проезда в автобусе пригородного сообщения -160 руб.;
СПБ для проезда в автобусах городского и пригородного сообщения - 210 руб.;
СПБ для проезда на внутригородских и пригородных маршрутах внутреннего водного транспорта - 230 руб.;
СПБ для проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на расстояние до 70 километров включительно - 250 руб.
Размеры компенсации из бюджета за указанные СПБ изменений не претерпели.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на территории Волгоградской области определен механизм возмещения транспортным организациям их расходов, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан, установлены расчетные суммы подлежащих возмещению убытков.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 26.04.2011 N 17828/10, от 15.12.2011 N 8576/10, от 31.01.2012 N 17097/10 расходы предприятия рассчитываются исходя из количества граждан льготной категории, отнесенных к федеральному регистру, воспользовавшихся проездными социальными билетами, и от этого количества определяется доля транспортной организации в перевозке. Полученная величина умножается на разницу между стоимостью обычного и льготного проездных билетов.
Истец рассчитывает убытки, исходя из стоимости месячного проездного билета на один вид транспорта (городской автобус) и суммой, полученной истцом от реализации льготных проездных билетов, и вычитает из полученной разницы оплату убытков за счет бюджета, произведенную согласно установленному вышеназванным постановлением размера (100 руб. за проездной).
Истец также требует возмещения убытков, причиненных в результате перевозки пассажиров по единым льготным социальным проездным билетам. При этом расчет произведен истцом, исходя из разницы между стоимостью проездного билета на автобус и стоимостью ЕСПБ, умноженной на рассчитанный истцом процент. Из указанной разницы истец вычитает перечисленную ему стоимость реализованных ЕСПБ и стоимость бюджетного финансирования. Как истцом произведен расчет бюджетного финансирования в этой части из материалов дела не усматривается.
Таким образом, расчет иска, основанный на разнице стоимостей между обычным месячным проездным билетом и льготным, с использованием истцом произвольного метода расчета, то есть без учета положений нормативных актов Волгоградской области и методологии Президиума ВАС РФ, не отражает реальные расходы истца.
Между тем, как следует из письма Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 06.09.2012 N 25/4433, средства от реализации социальных проездных билетов гражданам, включенным в региональный и федеральный регистры, перечисленные истцу, составляют: 2009 г. - 11 997 319 руб., 2010 г. - 11 352 081 руб. 24 коп., 2011 г. - 13 000 277 руб. 28 коп.
В письме также указано, что за счет средств областного бюджета истцу перечислено на возмещение убытков истца при перевозке последним граждан по социальным проездным билетам: в 2009 г. - 21 683,8 тыс. руб., в 2010 г. - 31 082, 2 тыс.руб., в 2011 г. - 29 848 тыс.руб. Возмещение убытков было произведено в установленном постановлением Администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 8-п размере за каждый проданный социальный проездной билет.
Также в письме указано, что за счет средств бюджета городского округа город-герой Волгоград в 2009-2011 г.г. истцу было перечислено 418 825,1 тыс.руб., в том числе: 2009 г. - 125 666,77 тыс.руб., 2010 г. - 144 427,53 тыс. руб., 2011 г. - 148 730,83 руб.
Таким образом, за счет средств перечисленных бюджетов истцом получено средств от реализации льготных билетов и сумм возмещения убытков:
В 2009-м году - 11 997 319 + 21 683 800 + 125 666 770 = 159 347 889 руб.
В 2010-м году - 11 352 081 +31 082 200 + 144 427 530 = 186 861 911 руб.
В 2011-м году - 13 000 277 + 29 848 000 + 148 730 830 = 191 579 107 руб.
Более того, истец в нарушение методологии, установленной Президиумом ВАС РФ, не применил долю своей транспортной работы (22,2% - 2009 год; и 22,5% - 2010 и 2011 годы) в общем объеме перевозок к количеству федеральных льготников и к разнице стоимостей обычного и льготного билетов, а применил ее только к сумме выручки от продажи ЕСПБ, что существенно повлияло на размер понесенных расходов, и позволило истцу их необоснованно завысить.
Суд первой инстанции, проверив расчет иска, обоснованно указал, что из материалов дела не усматривается каким образом истцом произведен расчет бюджетного финансирования его расходов. При этом, как отметил суд, сославшись на суммы возмещения из письма Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 06.04.2012 N 25/4422, финансирование произведено в большем размере, чем указал истец, и суммы возмещения покрывают его расходы полностью.
Ссылка апелляционной жалобы на недостаточность средств областного бюджета для покрытия его расходов на перевозку федеральных льготников отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку из письма Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области видно, что в спорный период в бюджете области имели место остатки средств нецелевого назначения по состоянию на 01.01.2010 в размере 46 817,2 тыс. руб.; на 01.01.2011 - 256 623,7 тыс. руб., и на 01.01.2012 - 167 031 тыс. руб., что свидетельствует о достаточности средств для погашения расходов организации истца.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что истец не оспаривал нормативных актов Волгоградской области, установивших методику расчета компенсации расходов, и соответствующих доказательств о недостаточности сумм для покрытия его расходов, рассчитанных по установленной властями Волгоградской области методике, суду не представил.
В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2012 по делу N А40-62536/12-150-599 оставить без изменения, а апелляционную жалобу МУП "Волгоградское пассажирское автотранспортное предприятие N 7" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
И.С. Лящевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62536/2012
Истец: МУП "Волгоградское пассажирское автотранспортное предприятие N 7", МУП "Волгоградское пассажирское автотранспортное предприятие N7" МУП ВПАТП N7
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ