г. Челябинск |
|
05 февраля 2013 г. |
Дело N А07-11293/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Костина В.Ю.,
судей Малышева М.Б., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мартынова Сергея Николаевича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.11.2012 по делу N А07-11293/2012 (судья Айбасов Р.М.),
В заседании приняли участие представители:
Индивидуального предпринимателя Мартынова Сергея Николаевича - Варицкий Владимир Николаевич (паспорт, доверенность от 10.07.2010 сроком на 3 года);
Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Хатымов Рустэм Валерьевич (удостоверение N 664, доверенность от 10.12.2012 N 1/4220-13 сроком на 3 года).
Индивидуальный предприниматель Мартынов Сергей Николаевич (далее - заявитель, ИП Мартынов С.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к заместителю начальника Управления по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Рябову Александру Сергеевичу (далее - заинтересованное лицо, должностное лицо Рябов А.С.) о признании незаконным действий по объявлению в газете "Вечерняя Уфа" от 05.06.2012 N 106-107 (12004-12005) конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и обязании опубликовать в газете "Вечерняя Уфа" объявление об отмене проведения незаконного конкурса.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третье лицо, администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе предприниматель просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обосновании апелляционной жалобы ссылается на то, что предоставленная предпринимателю лицензия на осуществление деятельности по перевозке пассажиров в регулярном городском, пригородном и междугороднем сообщении на всей территории России предоставляет ему соответствующее право вне зависимости от участия в конкурсе. Считает, что объявление о проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок не соответствует федеральному законодательству, поскольку в случае если предприниматель не пройдет конкурсные процедуры, то лишится полученного в соответствии с лицензией права. Указывает, что при принятии решения суд первой инстанции руководствовался утратившими силу положениями Федерального Закона от 08.08.2011 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", нормами Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 367, а также требованиями Положения об организации на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа РБ от 27.04.2006 N 10/24, не приведенными в соответствие с изданными после 2006 года законами и нормативными правовыми актами.
Податель жалобы также указал, что у заместителя начальника Управления по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Рябова А.С. отсутствовали полномочия на объявление конкурса, поэтому обжалуемые действия должностного лица являются незаконными и нарушают права заявителя в области предпринимательской деятельности.
До начала судебного заседания Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан представила в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонила доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо не явилось.
С учетом мнения заявителя и третьего лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель третьего лица поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя и третьего лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Мартынов С.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 306027406000030 и осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) на основании лицензии N АСС-02-01113005 от 05.04.2006, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (л.д. 41, т.1).
В газете "Вечерняя Уфа" от 05.06.2012 N 106-107 (12004-12005) было опубликовано сообщение председателя городской конкурсной комиссии - заместителя начальника Управления по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Рябова А.С. об объявлении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В сообщении был указан перечень городских автобусных регулярных маршрутов, по которым право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования будет предоставлено на основании результатов объявленного конкурса. В перечне этих маршрутов значится, в том числе, городской маршрут регулярных перевозок пассажиров N 252 "Мкр. Белореченский - мкр. Колгуевский - ТСК "8-е Марта".
Полагая, что действия по объявлению конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования не соответствуют законодательству, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности предприниматель оспорил их в суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия должностного лица соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
В силу положений ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Решением Совета городского округа город Уфа РБ от 27.04.2006 N 10/24 утверждено Положение об организации на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями (далее - Положение N10/24).
На основании п. 1.1 Положения N 10/24 установлен единый на всей территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан порядок организации пассажирских автомобильных перевозок, а также требования к юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим транспортные услуги по перевозке пассажиров автобусами по регулярным маршрутам общего пользования в городском сообщении. Транспортные услуги должны быть безопасными, своевременными и комфортными. Порядок обязателен для выполнения всеми юридическими лицами независимо от форм собственности и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пассажирские автомобильные перевозки на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также муниципальными, контрольными и надзорными органами, имеющими отношение к организации и работе пассажирского автомобильного транспорта (п. 1.2).
Согласно пунктам 3.2.9 и абзацу 9 пункта 1.6.1 Положения об организации на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями и пунктом 1.1 Положения "О конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на городских автобусных регулярных маршрутах общего пользования" N 10/24 от 27.04.2006, предусмотрено, что к осуществлению перевозок пассажиров на автобусных регулярных маршрутах общего пользования допускаются лица, имеющие лицензии на перевозку пассажиров автотранспортом, на конкурсной основе, на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность по организации и проведению конкурсов для допуска юридических лиц всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров по регулярным маршрутам общего пользования.
Анализируя требования подп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 7 части 1 статьи 4 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан (утвержден решением Совета городского округа город Уфа N 3/6 от 15.12.2005), а также Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27.04.2006 N 10/24 "О порядке организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа город Уфа", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что уполномоченным органом, осуществляющим организацию пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа, является Администрация городского округа город Уфа, на которую в лице соответствующей конкурсной комиссии с учетом возникающей потребности в регулярных пассажирских перевозках была возложена обязанность по обеспечению организации и проведению конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа.
В силу п.1.3 Положения о конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27.04.2006 N 10/24 (далее - Положение), организатором конкурса является Администрация городского округа город Уфа в лице конкурсной комиссии, утверждаемой решением Совета городского округа город Уфа (л.д. 116 т.1).
Согласно материалам дела состав городской конкурсной комиссии утвержден вышеуказанным решением Совета городского округа город Уфа от 27.04.2006 N 10/24.
При этом председателем конкурсной комиссии утвержден заместитель начальника Управления по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Рябов А.С. (приложение N 3 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27.04.2006 N 10/24).
Пунктом 4.3. Положения установлено, что заявки на участие в квалификационном отборе конкурса должны быть поданы в адрес конкурсной комиссии (организатора) в течение месяца со дня опубликования в средствах массовой информации объявления о конкурсе.
Таким образом, поскольку из приведенных выше документов следует, что в обязанности председателя конкурсной комиссии Рябова А.С. входит в том числе принятие решений о дате, месте и времени проведения конкурса, а также информировании о его проведении путем публикации извещения в установленном законом порядке в средствах массовой информации, то в этой связи доводы апелляционной жалобы об отсутствии у него таких полномочий подлежат отклонению.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в газете "Вечерняя Уфа" от 05.06.2012 N 106-107 (12004-12005) председателем конкурсной комиссии - заместителем начальника Управления по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Рябовым А.С. было опубликовано сообщение об объявлении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д. 21 т.1).
Учитывая, факт наличия у председателя конкурсной комиссии соответствующих полномочий на обжалуемые действия, соответствие его действий приведенным нормам действующего законодательства, а также принимая во внимание, что конкурс до настоящего времени не проведен, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии нарушения обжалуемыми действиями прав и законных индивидуального предпринимателя Мартынова С.Н. Доказательств обратного суду не представлено.
Как было указано выше, для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
В нарушение указанной нормы индивидуальным предпринимателем Мартыновым С.Н. не приведены правовые основания незаконности оспариваемых действий заинтересованного лица, нарушения ими прав и законных интересов заявителя и не представлены допустимые доказательства в обоснование приведенных доводов.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись законные основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.11.2012 по делу N А07-11293/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мартынова Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Ю. Костин |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-11293/2012
Истец: ИП Мартынов Сергей Николаевич
Ответчик: заместитель начальника Управления по обеспечению жизнедеятельности Администрации ГО г. Уфа Рябов А. С., Заместитель начальника Управления по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа г. Уфа Республика Башкортостан Рябов Александр Сергеевич
Третье лицо: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан