г. Киров |
|
05 февраля 2013 г. |
Дело N А82-9752/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Караваевой А.В., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Ярославле (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.11.2012 по делу
N А82-9752/2012, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Ярославле (межрайонное)
(ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825)
к обществу с ограниченной ответственностью "Софтбаланс"
(ИНН: 7604199060, ОГРН: 1117604003219)
о взыскании 15 389 рублей 80 копеек,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) (далее - заявитель, Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Софтбаланс" (далее - Общество, ООО "Софтбаланс") финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в сумме 15 389 рублей 80 копеек.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.11.2012 в удовлетворении заявленных Управлением Пенсионного фонда требований отказано.
Управление Пенсионного фонда с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Управлением Пенсионного фонда требований.
По мнению заявителя жалобы, Обществом нарушен срок представления сведений об уплачиваемых страховых взносах и страховом стаже, поскольку в соответствии со статьей 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, если то или иное действие должно быть совершено лично в организации или учреждении, то срок истекает в тот час, когда в организации или учреждении по установленным правилам прекращаются соответствующие операции (то есть до конца рабочего дня).
Управление Пенсионного фонда со ссылкой на Технологию обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации считает, что датой представления Обществом сведений является 16.11.2011, что подтверждается квитанцией о доставке.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласно, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, известили о рассмотрении дела в отсутствии своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением было обнаружено нарушение Обществом срока представления сведений (не позднее 15.11.2011), необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 9 месяцев 2011 года (квитанция о доставке от 16.11.2011), о чем составлен акт от 17.11.2011 N 2011/603 (л.д. 39).
23.12.2011 Управлением вынесено решение N 2011/603 о привлечении ООО "Софтбаланс" к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 15 389 рублей 80 копеек (л.д. 41).
В связи с неуплатой в установленный в требовании от 07.02.2012 N 603 срок для добровольной уплаты финансовых санкций (до 05.03.2012), Управление обратилось за взысканием суммы штрафа в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался частью 6 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 8, 11, частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", частью 8 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и пришел к выводу, что сведения представлены Обществом в установленный законом срок - не позднее 15.11.2011, основания для вынесения решения о привлечении страхователя к ответственности за их несвоевременное представление отсутствовали.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы. исходя из следующего.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В статье 11 Закона N 27-ФЗ определен перечень документов, содержащих сведения, которые страхователи предоставляют в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что указанные сведения представляются ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями. Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сведения были направлены в Управление Пенсионного фонда по телекоммуникационным каналам связи 15.11.2011 в 23:03:25 через оператора ООО "Компания "Тензор" и получены Управлением Пенсионного фонда 16.11.2011 в 09:19:08, что подтверждается письмом специализированного оператора связи от 31.01.2012 N 5813 и протоколом входного контроля (л. д. 38, 48). Данный факт не оспаривается сторонами.
Довод заявителя о том, что датой представления Обществом сведений об уплачиваемых страховых взносах и страховом стаже является дата получения Управлением Пенсионного фонда указанных сведений (16.11.2011), а не дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи (15.11.2011), правильно не принят судом первой инстанции и подлежит отклонению судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не установлен порядок определения даты представления сведений в случае направления их по телекоммуникационным каналам связи.
В отсутствие в Законе N 27-ФЗ указанной нормы, суд первой инстанции правильно посчитал возможным применить аналогию закона - пункт 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлено, что при передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также полагает возможным учесть положения части 8 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", согласно которой действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока; если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным, поскольку в данном случае ООО "Компания "Тензор" (оператор связи) выступает фактически в роли организации связи.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что датой представления ООО "Софтбаланс" сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 9 месяцев 2011 года является дата их отправки - 15.11.2011.
С учетом изложенного, поскольку сведения представлены Обществом в установленный срок - до 15.11.2011, отсутствуют основания для привлечения страхователя к ответственности за их несвоевременное представление.
Ссылка Управления Пенсионного фонда на пункт 7 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правления Пенсионного фонда от 11.10.2007 N 190р, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
В силу пункта 9 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1 Правление ПФР издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2001 N 318 введена государственная регистрация нормативных актов, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер, издаваемых Пенсионным фондом России.
Таким образом, распоряжение Правления Пенсионного фонда от 11.10.2007 N 190р (ред. от 19.03.2010) "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку затрагивает права организаций, не подведомственных Пенсионному фонду Российской Федерации.
В силу пункта 19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, применяться не могут.
Вместе с тем, апелляционным судом установлено, что распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р применению не подлежит, поскольку данный нормативный акт органа Пенсионного фонда Российской Федерации не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции России в установленном Правилами порядке.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на статью 194 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть принята арбитражным апелляционным судом, поскольку в силу положений пункта 3 статьи 2 указанного Кодекса к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороной другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
При названных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявитель жалобы не представил доказательств нарушения Обществом сроков представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Управления Пенсионного фонда по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.11.2012 по делу N А82-9752/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) (ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-9752/2012
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное)
Ответчик: ООО "Софтбаланс""