город Омск |
|
05 февраля 2013 г. |
Дело N А70-9197/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 23-30 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тетериной Н.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бобковой И.В., после перерыва - Копосовой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11413/2012) Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 28 ноября 2012 года по делу N А70-9197/2012 (судья Лазарев В.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (ОГРН 1047200605484, ИНН 7202126866) к закрытому акционерному обществу "Шестаковское" (ОГРН 1027201595013, ИНН 7215008316), третье лицо: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителя Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области - Боровинская А.Ю. по доверенности N 14/724-12 от 05.03.2012 сроком действия один год, после перерыва - не явилась;
установил:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - истец, Департамент, податель жалобы) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Шестаковское" (далее - ответчик, ЗАО "Шестаковское") о взыскании субсидии в размере 72 350 рублей (л.д. 4-6).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в исковом заявлении указано Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (далее - Управление, третье лицо).
Исковые требования со ссылками на пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Тюменской области от 14.05.2008 N 180-п и приказ Департамента от 22.08.2012 N 853-п мотивированы тем, что ответчиком субсидия на поддержку элитного семеноводства за семена кукурузы получена с нарушением установленного порядка ее предоставления, в связи с чем субсидия подлежит возврату.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.11.2012 по делу N А70-9197/2012, принятым в порядке упрощённого производства, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с данным решением суда первой инстанции, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы, в обоснование апелляционной жалобы, указывает, что основанием для возврата субсидии является нарушение условий её предоставления, установленных в пункте 4.15.2 Положения о порядке предоставлении средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утверждённого постановлением Правительства Тюменской области орт 04.03.2011 N 72-п (далее - Положение), и подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174 (далее - Правил), согласно которым получателями субсидий на поддержку элитного семеноводства являются сельскохозяйственные товаропроизводители, которые приобрели элитные семена сельскохозяйственных культур у российских производителей элитных семян и заводов по подготовке семян.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ЗАО "Шестаковское" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить обжалуемое решение, апелляционную жалобу - удовлетворить. В качестве оснований для возврата субсидий ссылается на пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановление Тюменской области N 178-П, вступившее в законную силу 14.05.2012. Пояснила, что семена были приобретены не у российских производителей, и это является основанием для возврата субсидии.
Представитель ЗАО "Шестаковское", надлежащим образом извещённого в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие ответчика.
В судебном заседании, открытом 23.01.2013, в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 30.01.2013. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте суда и в общероссийской картотеке арбитражных дел в сети Интернет. После перерыва рассмотрение жалобы завершено в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства", пунктом 4.15.2 Положения, и заявкой ответчика от 27.10.2011 Департамент предоставил ЗАО "Шестаковское" субсидию на поддержку элитного семеноводства в размере 72 350 рублей, заключив с ответчиком договор о субсидировании N 25/006-11 от 14.03.2011.
Указанная сумма была перечислена ЗАО "Шестаковское" платежными поручениями N 376129 от 15.11.2011 и N 481720 от 26.12.2011 (л.д.29-30).
30 июля 2012 года Управлением была проведена проверка использования Департаментом бюджетных средств за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, направленных в 2011 году на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы по подпрограмме "Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства".
По результатам проверки 30.07.2012 был составлен акт (л.д. 36-57), согласно которого ЗАО "Шестаковское" получило субсидию в размере 72 350 рублей с нарушением установленного порядка, так как приобрело элитные семена кукурузы у ГПОО "Семстанция Исилькульская", не являющейся производителем реализуемых элитных семян (л.д. 36-57).
03 августа 2012 года Управление направило Департаменту представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором потребовало принять меры по недопущению в дальнейшем незаконного использования средств федерального бюджета или государственных внебюджетных фондов, не являющихся нецелевым использованием (л.д.60-63).
Впоследствии 04.09.2012 в адрес ответчика истцом было направлено уведомление исх. N 13/3199-12 с требованием о возврате субсидии в размере 72 350 рублей (л.д. 33-34).
Поскольку ответчиком субсидия в добровольном порядке не возвращена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении заявленных требований, послужил поводом для подачи Департаментом апелляционной жалобы.
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Так, согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйств" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ) в рамках реализации государственной аграрной политики предусмотрено предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ).
На основании части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Поскольку Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" предполагает расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон, должны регулироваться нормами бюджетного законодательства.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
По правилам пункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Статьей 3 Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 305 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области" предусмотрено, что условия и порядок государственной поддержки сельскохозяйственного производства в формах, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством законами Тюменской области и (или) нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области.
Условия, порядок предоставления субсидий на возделывание зерна определены в действовавшем на дату заключения договора Положении.
Согласно пункту 5.1 Положения, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.
Из содержания приведенных пунктов следует, что основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Департамент указывал, что основанием для возврата субсидии является нарушение условий её предоставления, установленных в пункте 4.15.2 Положения, и подпункте "а" пункта 5 Правил, согласно которым получателями субсидий на поддержку элитного семеноводства являются сельскохозяйственные товаропроизводители, которые приобрели элитные семена сельскохозяйственных культур у российских производителей элитных семян и заводов по подготовке семян.
По мнению истца, нарушение приведенных положений выразилось в приобретении ЗАО "Шестаковское" элитных семян кукурузы у организации - ГПОО "Семстанция Исилькульская", не являющейся производителем элитных семян кукурузы.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проанализировав в совокупности представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что истцом не доказан факт нарушения ответчиком при получении субсидии условий ее предоставления.
Как следует из пункта 3.2 Положения, для участия в отборе получения субсидии получатели представляют в Департамент заявку с приложением документов, указанных в пунктах 2.4.2 - 2.4.6, и документов, определенных условиями предоставления субсидий по каждому мероприятию и направлению государственной поддержки.
Пунктами 2.4.2 - 2.4.6 предусмотрено, что к заявке на получение субсидии должны быть приложены следующие документы:
- справка-расчет по форме, установленной настоящим Положением;
- справка о ненахождении в стадии ликвидации или банкротства, подписанная руководителем предприятия;
- справка об отсутствии просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе, подписанная руководителем предприятия;
- справка о состоянии ссудной задолженности по кредитам, привлеченным на срок более года, с указанием кредитной организации, срока выдачи и суммы кредита, ссудной задолженности на 01.01.2011 и на дату составления настоящей справки, подписанная руководителем предприятия;
- справка о представлении отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса в соответствии с формами, утвержденными приказами Министерства сельского хозяйства РФ, с указанием даты представления отчета, подписанная органом местного самоуправления. Данную справку не представляют получатели бюджетных средств, зарегистрированные в г. Тюмени, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
Кроме того, в силу пункта 4.15.2 Положения, основанием для выплаты субсидий является предоставление получателями субсидий следующих документов:
а) справка-расчет на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур по форме в соответствии с приложением N 32 к настоящему Положению;
б) копии счетов-фактур, накладных, платежных документов, заверенные получателями субсидий;
в) копии сертификатов на семена, выданные органами по сертификации семян сельскохозяйственных культур, заверенные получателями субсидий.
На основании указанных документов устанавливается соответствие претендента условиям предоставления субсидии.
Отсутствие какого-либо из вышеуказанных документов является основанием для отказа в предоставлении государственной поддержки (пункт 3.16 Положения).
В свою очередь, исполнение вышеуказанных пунктов Положения свидетельствует о соблюдении заявителем условий для предоставления субсидии.
Требований к предоставлению иных документов, подтверждающих соблюдение условий предоставления субсидий, действующим законодательством не установлено.
ЗАО "Шестаковское", подавая заявку на получение субсидии, приложило к последней все документы, установленные обозначенным выше нормативно-правовым актом, а также дополнительные документы, в том числе свидетельствующие о приобретении продукции, ее количестве, цене и содержащие сведения о продавце семян.
Указанные обстоятельства истцом не оспариваются.
Предоставление совместно с заявкой вышеуказанного пакета документов свидетельствует о соблюдении ответчиком условий для предоставления субсидии.
Более того, указанные документы были проверены Департаментом и признаны верными и достаточными для получения субсидии, что также усматривается из разногласий Департамента на акт проверки (письмо N 09/2757-12 от 01.08.2012 - л.д. 110-111).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что ответчиком соблюдены условия при подаче заявки на получение субсидии.
Довод апелляционной жалобы о приобретении ЗАО "Шестаковское" элитных семян кукурузы у организации (ГПОО "Семстанция Исилькульская"), не являющейся производителем элитных семян кукурузы, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим причинам.
Из материалов дела усматривается, что 15.02.2011 между ГПОО "Семстанция Исилькульская" (продавец) и ЗАО "Шестаковское" заключен договор N 7, в соответствии с которым ответчик приобрел у продавца семена кукурузы РОСС 199 МВ, РСт, F1 в количестве 7,5 тонн на сумму 262 500 руб. (л.д. 23-24).
При отгрузке семян элитной кукурузы ГПОО "Семстанция Исилькульская" предоставило ЗАО "Шестаковское" копию сертификата N Росс RUS ПС 0036.1.3.0067 на семена кукурузы ОАО "Курганинский элеватор" (л.д. 28).
Сертификаты удостоверяют, что идентифицированные в установленном порядке семена кукурузы РОСС 199 МВ, партия N 9ф2 размером 100 тонн, соответствуют ГОСТ Р 52325-2005 для репродукционных семян на товарные цели. Производителем (продавцом) этих семян является ОАО "Курганинский элеватор", Краснодарский край, г. Курганинск.
Из указанного следует, что использованная ответчиком субсидия на приобретении элитных семян по вышеназванному договору приобретена у российского производителя и направлена на цели, предусмотренные постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п, а именно: на приобретение элитных семян кукурузы.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что к заявке на получение субсидии, ответчиком прилагались указанные выше договор N 7 от 15.02.2011 и сертификат, при проверке которых истцом было установлено соответствие действительности содержащейся в них информации и сделан вывод о возможности предоставлении государственной поддержки.
Кроме того, ссылка на нарушение подпункта "а" пункта 5 Правил, не является состоятельной, поскольку данное положение Правил регулирует порядок предоставления субсидии, но не в части определения получателя субсидии, как ошибочно полагает податель жалобы, а в части определения ставок, по которым предоставляется субсидия. В данном случае субсидии выданы в соответствии с тарифом, установленным упомянутым подпунктом.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком условий получения субсидии, в связи с чем суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, отказав в удовлетворении исковых требований Департамента о взыскании с ЗАО "Шестаковское" полученной субсидии в размере 72 350 рублей
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя, однако Департамент в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождён от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 28 ноября 2012 года по делу N А70-9197/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9197/2012
Истец: Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области
Ответчик: ЗАО "Шестаковское"
Третье лицо: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1036/13
05.02.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11413/12
25.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11413/12
28.11.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-9197/12