г. Ессентуки |
|
05 февраля 2013 г. |
Дело N А25-1197/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е.В.,
судей: Годило Н.Н., Джамбулатова С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповым М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.11.2012 по делу N А25-1197/2010 (судья Т.Л. Хутов),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Аруст" (ИНН 0901041926, ОГРН 1020900513127, г. Черкесск, ул. Международная, 17) к федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике" (ИНН 0917010056, ОГРН 1072635026320, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Доватора, 84, Б) и Федеральной службе безопасности Российской Федерации (ИНН 7702232171, ОГРН 1037700012613, г. Москва, ул. Б. Лубянка, 1) о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителей:
от федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике" - Дракин А.В. по доверенности N 21/307/31/728 от 10.04.2012
от общества с ограниченной ответственностью "Аруст" - Петижев А.М. по доверенности от 01.09.2011 и Лоова З.В. по доверенности от 01.09.2011;
в отсутствие других представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15.12.2011, дополнительным решением от 07.02.2012 исковые требования удовлетворены, взыскано с управления в пользу общества 660 323 рубля неосновательного обогащения и 16 657 рублей 32 копейки расходов по уплате государственной пошлины, а также 37 721 рубль 60 копеек расходов, связанных с проведением экспертизы (с учетом исправительных определений от 07.02.2012 и 20.06.2012). В случае недостаточности средств у управления сумма неосновательного обогащения и судебные расходы подлежат взысканию субсидиарно за счет казны Российской Федерации в лице ФСБ России. Встречные исковые требования удовлетворены, взыскано с общества в пользу управления 92 154 рубля неосновательного обогащения. Взыскано с общества в доход федерального бюджета 4 тыс. рублей государственной пошлины.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2012
решение суда первой инстанции в обжалуемой управлением части оставлено без изменения.
Постановлением ФАС СКО решение от 15.12.2011, дополнительное решение от 07.02.2012 Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2012 по делу N А25-1197/2010 в части удовлетворения требований о взыскании 676 980 рублей 32 копеек отменено, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.11.2012 по делу N А25-1197/2010, федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции вынесено незаконное решение и не полно выяснены обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка имеющимся доказательствам. Также судом первой инстанции не правильно применены нормы права, что привело к неправильным выводам суда об удовлетворении требований.
Кроме того, судом первой инстанции не выполнены указания ФАС СКО.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Аруст", ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Аруст" возражали против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.11.2012 по делу N А25-1197/2010 проверены в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.11.2012 по делу N А25-1197/2010 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между управлением и обществом достигнуто устное соглашение, согласно которому общество обязалось произвести в здании управления ремонт полов 2-го и 4-го этажей с дальнейшим оформлением необходимой документации.
В 2009 году по заказу управления Республиканским государственным учреждением "Карачаево-Черкесский центр ценообразования в строительстве" выполнена локальная смета ремонта полов 2-го и 4-го этажей здания аппарата Пограничного управления.
24.02.2010 года временно исполняющим обязанности начальника управления утвержден акт произведенных замеров по выполненным обществом работам в здании аппарата Пограничного управления ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Доватора, 84Б. Указанным актом установлено, что в числе фактически произведенных работ значится облицовка керамогранитной плиткой коридоров 2-го и 4-го этажей здания Пограничного управления.
Согласно заключению проведенной в рамках настоящего дела судебной строительно-технической экспертизы суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что стоимость фактически выполненных работ по ремонту полов коридоров 2-го и 4-го этажей здания аппарата ФГУ "Пограничное управление ФСБ России" по КЧР составляет 660 323 руб.
Анализ указанных документов свидетельствуют о том что, в предмет доказывания по настоящему делу входит: факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
В ходе повторного рассмотрения дела судом первой инстанции исследованы и оценены по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы, в частности акт приемки выполненных работ и справку стоимости выполненных работ за июнь 2010 года, подписанные и скрепленные печатью общества с пометками об отказе управления от их подписания; накладную N 4 от 06.02.09; счет-фактуру N 0004 от 06.02.09; товарный чек N 1206 от 16.01.09 и платежное поручение N 189 от 05.02.
Судом первой инстанции также исследовано Постановление следственного комитета при Прокуратуре РФ по Черкесскому гарнизону СКВО об отказе в возбуждении уголовного дела от 15.07.2009, которым установлен факт выполнения обществом работ по текущему ремонту лестничных маршей и полов в здании управления.
Состав, объём и стоимость выполненных работ удостоверены заключением строительно-технической экспертизой N 39/10-3, назначенной судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что результаты выполненных истцом работ имеют для ответчика потребительскую ценность. Управление не оспорило факт пользования результатом указанных работ. О выявленных недостатках или некачественно выполненных работах управление также не заявляло.
При указанных обстоятельствах на стороне управления в отсутствие договорных правоотношений возникло неосновательное обогащение в виде стоимости выполненных работ.
Согласно статье 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Выполняя указание вышестоящей судебной инстанции, судом первой инстанции оценены и исследованы, имевшиеся в деле доказательства, а также представленные при новом рассмотрении (первичные документы о приобретении материалов) и установлено, что спорные работы осуществлялись ООО "Аруст", а не какой-либо другой организацией, в связи с тем у ответчиков возникло неосновательное обогащение.
То обстоятельство, что локальная смета не содержит сведения о лице, выполнившем работы, не препятствует выводу о лице выполнившему работу, если учесть, что виды и объем работ, указанные в локальной смете идентичны работам, отраженным в акте от 24.02.2010.
При оценке указанного обстоятельства следует исходить из того что, согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо участвующее в деле должно доказать обстоятельство на которое оно ссылается на основании своих требований и возражений. Ответчик, ссылаясь на то что, работы выполнены не истцом, не представил никаких дополнительных доказательств.
Судом первой инстанции обоснованно не принят во внимание довод ответчика о невозможности применения норм о неосновательном обогащении, поскольку нормы, на которые ссылается ответчик (1003-1009 ГК) регулирует вещные отношения и применяются лишь в том случае, если передача денежных средств или иного имущества произведена добровольно и намерена с целью дарения либо благотворительности. Кроме того, не подлежит оценке и довод ответчика о том что истец не находился на территории Пограничного управления, поскольку данное обстоятельство не может доказать или опровергнуть факт выполнения работ, а может подтвердить лишь факт работников истца на режимной территории.
При этом судом кассационной инстанции дана надлежащая оценка, что согласно акту выполненных работ формы КС-2, подписанному обществом в одностороннем порядке, спорные работы выполнены в июне 2010 года, в то время как акт произведенных замеров по выполненным истцом работам датирован 24.02.2010. Согласно постановлению от 15.07.2009 об отказе в возбуждении уголовного дела Джанкезов Б.Т., являющийся директором общества, указал, что работы на 2 и на 4 этажах здания пограничной части, расположенной по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Доватора, 84Б, в целях экономии средств заказчика производились ООО "Стандартстрой". В соответствии с представленным в материалы дела экспертным заключением от 29.07.2011 N 39/10-3, составленным экспертами Пятигорского отдела ГУ "Ставропольская лаборатория судебной экспертизы", стоимость фактически выполненных работ по ремонту полов коридоров 2-го и 4-го этажей здания ФГУ Пограничного управления ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике составила 660 323 рубля, однако указание на то, что данные работы выполнены истцом в заключении отсутствует.
Представленная в материалы дела локальная смета "Ремонт полов 2-го и 4-го этажей здания аппарата Пограничного управления", которая подготовлена РГУ "Карачаево-Черкесский центр ценообразования в строительстве" по заказу ФГУ ПУ ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике, не содержит сведений об истце как о лице, выполнившем перечисленные в ней работы.
Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.
Согласно п.3 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации,нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы,органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с нормами, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 21 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст.120 ГК РФ, при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса, такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 " О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" согласно ч.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления), либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в п.1 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее-БК РФ)
Согласно ч.3 ст.158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: 1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате
незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту; 2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 150 Н от 30.10.2009 "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" установлено, что главным распорядителем средств федерального бюджета для органов Пограничной службы ФСБ России Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в случае недостаточности средств у управления субсидиарную ответственность несет Федеральная служба безопасности Российской Федерации, являющаяся главным распорядителем бюджетных средств для органов Пограничной службы ФСБ России.
Рассматривая требования истца о взыскании судебных издержек в размере 37 721 руб. 60 коп. суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ст.106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Частью 1 ст.110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, проигравшей спор.
Поскольку истцом понесены расходы по оплате судебной экспертизы в сумме 37 721 руб. 60 коп. (платежное поручение N 79 от 24.05.2011), по правилам ст. 110 АПК РФ расходы за проведение экспертизы в сумме 37 721 руб. 60 коп. подлежат взысканию с управления, а в случае недостаточности средств у последнего в порядке субсидиарной ответственности - за счет казны Российской Федерации в лице ФСБ России.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции незаконно взыскал в пользу общества с ограниченной ответственностью "Аруст" задолженность в сумме 714 701 руб., из которых 660 323 руб. - сумма неосновательного обогащения; 16 657 руб. - расходы по уплате государственной пошлины; 37 721,60 руб. - расходы, связанные с проведением экспертизы, судом апелляционной инстанции отклоняются. Указанные доводы исследовались и оценены в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе в уточненных исковых требованиях.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.11.2012 по делу N А25-1197/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1197/2010
Истец: ООО "Аруст"
Ответчик: Министерство финансов РФ в лице УФК РФ по КЧР, ФГУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Росийской Федерации по КЧР", ФГУ Пограничное Управление ФСБ России по КЧР, Федеральная служба безопасности РФ
Третье лицо: Министерство финансов РФ в лице УФК РФ по КЧР
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2591/13
05.02.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-678/12
23.11.2012 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1197/10
16.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3883/12
27.04.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-678/12