г. Самара |
|
06 февраля 2013 г. |
А55-23200/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сальмановым А.Р.,
с участием:
от Администрации городского округа Сызрань - Клейменова А.А., доверенность от 15 января 2013 года N 02-269/131;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Светкина Д.Д., доверенность от 28 декабря 2012 года N 12-9368;
от ОАО "Нефтемаш" - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 ноября 2012 года по делу N А55-23200/2012 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению Администрации городского округа Сызрань, Самарская область, г. Сызрань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо: ОАО "Нефтемаш", Свердловская область, г. Екатеринбург,
о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Сызрань обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации права муниципальной собственности г.о. Сызрань на объект недвижимого имущества - здание стадиона "Металлист", расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Жуковского, изложенного в сообщении об отказе N 08/031/2012-275 от 17.07.2012 года и обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.11.2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что согласно представленных документов указанное имущество было принято от ОАО "Нефтемаш".
Податель жалобы ссылается на то, что поскольку документы, подтверждающие права собственности ОАО "Нефтемаш" не представлены, ОАО "Нефтемаш" не являлся собственником указанного объекта, муниципальное образование городской округ Сызрань Самарской области не могло принять указанный объект от ОАО "Нефтемаш".
По мнению подателя жалобы, указанное выше свидетельствует о том, что в регистрирующий орган не были представлены документы, свидетельствующие о наличии или возникновении права собственности муниципального образования - городской округ Самара на объект недвижимого имущества, право на которое заявлено к регистрации.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Администрации городского округа Сызрань считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в возражении на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя ОАО "Нефтемаш".
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявитель 05 июня 2012 года обратился к заинтересованному лицу с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - здание стадиона "Металлист", расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Жуковского (л.д. - 39).
Сообщением от 17.07.2012 года N 08/031/2012-275 заявителю отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанный объект недвижимости на основании абзаца 4, 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав" (л.д. 5-9).
При принятии решения об удовлетворении заявленных администрацией требований о признании указанного отказа в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Основанием для отказа, по мнению регистрирующего органа, явилось не представление документов, устанавливающих права заявителя на спорный объект, также из оспариваемого отказа следует, что документы, подтверждающие право собственности ОАО "Нефтемаш" не представлены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 и пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 27.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, которые должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация проводится на основании правоустанавливающих документов.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлена выписка из реестра муниципальной собственности от 30.05.2012 года N 0817/5290 ( л.д. - 42), в которой указано, что спорный объект недвижимости включен в реестр муниципального имущества на основании Постановления Администрации городского округа Сызрань N 563 от 30.03.2007 года и Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 3020-1.
Как следует из содержания Постановления Администрации городского округа Сызрань N 563 от 30.03.2007 года ( с учетом Постановления Администрации N 2623 от 14.12.2007 года), в муниципальную собственность городского округа Сызрань принято имущество от ОАО "Нефтемаш", согласно приложению N 1, в том числе и здание стадиона "Металлист" ( нежилое одноэтажное кирпичное здание) площадью 95,4 кв.м. ( л.д. - 10-14), расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Жуковского от ОАО "Нефтемаш", пунктом 1,2 данного постановления было принято решение о принятии указанного объекта в муниципальную собственность и передаче указанного имущества в оперативное управление Управлению физической культуры и спорта Администрации городского округа Сызрань.
Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимого имущества является зданием спортивного сооружения, построен в 1966 году ( л.д. - 97) и не включен в состав приватизированного имущества завод "Нефтемаш".
Указанный объект 30.03.2007 года по Акту приема-передачи передан муниципальному образованию (л.д. - 100).
Судом первой инстанции правильно учтено, что в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 (с изменениями от 23 мая 1992 г. N 2824-1) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты согласно приложению N 3, относятся к муниципальной собственности в силу Закона независимо от оформления их приема-передачи.
В п.2 Приложения 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 (с изменениями от 23 мая 1992 г. N 2824-1) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" содержится перечень объектов государственной собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов и находящихся на территории соответствующих городов, а именно: учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.
На основании п. 2 названного выше Постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Указом Президента РФ от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.91 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности".
В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.97 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N3 к указанному Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.91 являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
В регистрирующий орган заявителем была представлена выписка из реестра муниципальной собственности от 30.05.2012 года, в соответствии с которой нежилое здание, право собственности на которое было заявлено на регистрацию, включено в реестр муниципальной собственности 04.04.2007 года за номером 06340025000045 на основании Постановления Администрации городского округа Сызрань N 563 от 30.03.2007 года и Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 года.
Согласно материалов технической инвентаризации, карточки учета основных средств спорное здание построено в 1966 году.
Нежилое здание, расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Жуковского общей площадью 95,40 кв.м. построено и предназначено для непосредственного обслуживания объекта спорта. Доказательств обратного суду не представлено.
Указанный объект поставлен на технический учет, что подтверждается Справкой ГУП "ЦТИ" ( л.д. - 16).
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Судом верно отмечено в решении, что совокупностью доказательств подтверждается, что право муниципальной собственности на спорный объект является ранее возникшим в силу положений закона, а именно Постановления Верховного Совета N 3020-1 от 27.12.1991 года.
Таким образом, право муниципальной собственности на нежилое здание являлось ранее возникшим в силу прямого указания закона, в связи с чем правовая экспертиза, представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам.
При этом совокупность представленных документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое, было заявлено на государственную регистрацию.
Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что не представлены документы, подтверждающие наличие права у ОАО "Нефтемаш", правомерно признан судом ошибочным, поскольку спорный объект в силу закона являлся муниципальной собственностью, не вошел в состав приватизированного имущества, соответственно документов, подтверждающих какие-либо права ОАО "Нефтемаш" на указанный объект не могли быть представлены на регистрацию.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности не соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию и распоряжению объектом недвижимого имущества, что является согласно статье 201 АПК РФ основанием для признания его незаконным.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Здание стадиона "Металлист" стояло на балансе ОАО "Нефтемаш" с 01.12.1966 г., что подтверждается информационным письмом ОАО "Нефтемаш" от 24.05.2012 г., N 1/1332. Согласно информационного письма ОАО "Нефтемаш" от 13.02.2012 г. N 01/355 здание стадиона "Металлист" по адресу: г. Сызрань, ул. Жуковского, не было включено в План приватизации завода "Нефтемаш" и не передавалось в собственность акционерного общества "Нефтемаш" по договору N 26-С от 12.07.1994 г. передачи имущества в собственность акционерного общества.
Регистрирующим органом установлено, что балансодержатель спорного имущества ОАО "Нефтемаш" не является его собственником. Сведения о правах и правопритязаниях иных лиц на объект, заявленный на государственную регистрацию, у регистрирующего органа отсутствуют. Государственная регистрация ранее возникших прав за какими-либо лицами не проводилась.
Таким образом, объект недвижимости, заявленный на государственную регистрацию, в силу закона является муниципальной собственностью.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 ноября 2012 года по делу N А55-23200/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23200/2012
Истец: Администрация городского округа Сызрань
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: ОАО "Нефтемаш"