г. Пермь |
|
06 февраля 2013 г. |
Дело N А50-16107/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т. Л., Скромовой Ю. В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д. М.,
от заявителя - Харина Е.И., доверенность от 10.12.2012,
от ответчика - Тутынина О.И., доверенность от 20.12.2011,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Департамента имущественных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 ноября 2012 года
по делу N А50-16107/2012,
вынесенное судьей Хайруллиной Е. Ф.,
по заявлению Департамента имущественных отношений администрации города Перми
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
о признании незаконным отказа в проведении государственной регистрации права,
установил:
Департамент имущественных отношений администрации города Перми (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - ответчик) от 08.06.2012 N 22/046/2012-163 в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение, общей площадью 11,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Постаногова, 1; обязании ответчика провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на нежилое помещение, общей площадью 11,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Постаногова, 1.
Решением суда от 20.11.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель с решением суда не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявление удовлетворить. Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что право муниципальной собственности на здание школы возникло у Департамента на основании постановления Администрации г. Перми от 22.07.1994 N 1239, которое недействительным не признано; помещение включено в реестр муниципальной собственности; не обоснованы доводы ответчика о проведении заявителем реконструкции спорного помещения из мест общего пользования, а также об изменении параметров объекта после передачи помещения в муниципальную собственность.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда не подлежащим отмене, поскольку из кадастрового паспорта помещения от 19.07.2011 следовало, что в отношении спорного помещения проведена реконструкция из мест общего пользования в склад бытовой химии, возведено крыльцо. Доказательств законности проведенной реконструкции заявителем не представлено.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, во исполнение Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальной собственностью" Администрацией г. Перми принято постановление от 22.07.1994 N1239 "О включении в муниципальную собственность г. Перми жилого фонда, инженерных сооружений и сетей, имущества передаваемых акционерным обществом "Мотовилихинские заводы" (л.д.12-14).
В приложении N 1 к постановлению Администрации г. Перми от 22.07.1994 N 1239 указан жилой дом по адресу: г. Пермь, ул. Постаноговская, 1/2/ (л.д.13, 14).
На основании указанного постановления спорное помещение включено в Единый реестр муниципальной собственности города Перми, что подтверждается выпиской от 03.08.2011 N СЭД-19-28-2270 (л.д.18).
14.03.2012 Муниципальное образование город Пермь обратилось в Управление с заявлением о проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение, общей площадью 11,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Пермь. Мотовилихинский район, ул. Постаногова, 1 (л.д. 39).
Согласно расписке регистрирующего органа от 21.02.2012 на государственную регистрацию заявителем представлены заявление от 14.03.2012, кадастровый паспорт помещения от 19.07.2011, выданный ГУП "ЦТИ Пермского края", выписка из реестра муниципальной собственности от 03.08.2011, информация из технического паспорта на домовладение (строение) жилого назначения от 26.07.2011 N 231-3-1128, выданная ГУП "ЦТИ Пермского края", справка об идентичности от 04.08.2011 N СЭД-19-36-448, постановление Администрации города Перми от 06.10.2004 N 3023 (л.д. 40).
08.06.2012 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации, ссылаясь на то, что заявителем не представлены документы, подтверждающие законность осуществленной реконструкции помещения: согласие собственником помещений в жилом доме на реконструкцию, документ, подтверждающий передачу в пользование спорного помещения общего пользования, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (после реконструкции).
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок представления документов на государственную регистрацию прав урегулирован ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 указанного Федерального закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 настоящей статьи.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (п. 1 ст. 51 того же Кодекса).
В соответствии с п. 17 той же статьи выдача разрешения на строительство не требуется, в частности, в случае изменения объектов капитального строительства и(или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Согласно п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Пунктом 7 Приказа Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 N 113 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества" установлено, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Под характеристиками безопасности здания или сооружения понимаются количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.
В соответствии со п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) считается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Из технического паспорта нежилого помещения по состоянию на 17.03.2009, кадастрового паспорта помещения от 19.07.2011, представленных на государственную регистрацию, следует, что в помещении N II колясочной площадью 19,1 кв.м. на первом этаже на дату технической инвентаризации (17.03.2009) произведена реконструкция в виде устройства дверного проема в несущей стене, крыльца и установления перегородки, вследствие чего помещение колясочной уменьшилось до 7,1 кв.м. и образовалось спорное помещение площадью 11,4 кв.м.; ранее техническая инвентаризация помещения проводилась 17.11.1997 (л.д. 15, 48, 49, 52-55).
Согласно ответу ГУП "ЦТИ Пермского края" от 23.04.2012 N 11/1425-рег в технической документации архива на дату технической инвентаризации 17.11.1997 имеется отметка об использовании помещения колясочной не по назначению, но перепланировки не отмечено. Реконструкция указанного нежилого помещения (переоборудование колясочной под склад бытовой химии) отмечена при проведении текущей технической инвентаризации 17.03.2009 (л.д. 43).
Согласно ответу Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 13.09.2012 N СЭД-22-01-26-452 разрешение на реконструкцию (разрешение на ввод в эксплуатацию) в отношении помещения площадью 11,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Постаногова, 1, не выдавалось (л.д. 38).
Разрешение на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию, а также доказательства согласования изменения помещения с компетентными органами с указанием на то, что такое изменение не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, установленные градостроительным регламентом, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, при установлении факта реконструкции помещения, которая затронула конструктивные характеристики надежности и безопасности здания, в отсутствие необходимой разрешительной документации, оснований для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на помещение не имелось.
Оспариваемый отказ в государственной регистрации закону не противоречит, права и законные интересы заявителя не нарушает.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Довод апелляционной жалобы о том, что реконструкция помещения произведена до его передачи в муниципальную собственность, материалами дела не подтвержден.
Довод заявителя о том, что постановление Администрации г. Перми от 22.07.1994 N 1239, на основании которого возникло право муниципальной собственности на помещение, недействительным не признано, не влияет на вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований при отсутствии доказательств, подтверждающих соблюдение порядка последующей реконструкции объекта.
Само по себе включение объекта в реестр муниципальной собственности иной вывод не влечет, поскольку не подтверждает соблюдение такого порядка.
Правовых оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены (изменения) решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент имущественных отношений администрации города Перми освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 ноября 2012 года по делу N А50-16107/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-16107/2012
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации г. Перми, Департамент имущественных отношений администрации города Перми
Ответчик: Управление Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по ПК
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю