гор. Самара |
|
05 февраля 2013 г. |
Дело N А55-13351/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 января 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 февраля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Пышкиной Н.Ю., Терентьева Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Акимовой Е.С.,
рассмотрев 24 - 29 января 2013 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области и апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2012 года, принятое по делу N А55-13351/2012 (судья Рысаева С.Г.)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Газсервис" Самарская область, ОГРН 1076320015837 г. Тольятти
к 1. Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, ОГРН 1027700485757,
2. Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области г. Самара, ОГРН 1046300581590,
с участием в деле ООО "Росоценка" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель Сидоров В.В. по доверенности от 10.01.2013 г.
от ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - представитель Кулинко О.С. по доверенности от 27.02.2012 г.
от ответчика УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области гор. Самара - представитель Черкасова Е.Г. по доверенности N 12-9365 от 28.12.2012 г.
от третьего лица ООО "Росоценка" - не явились, извещены надлежащим образом.
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газсервис" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области гор. Самара об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 691 191 кв.м кадастровый номер 63:05:0105035:0207, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Октябрьск, район западнее железнодорожного моста, в размере его рыночной стоимости 36 578 318 руб. и обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области внести рыночную стоимость указанного земельного участка - 36 578 318 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. (с учетом уточнения исковых требований, принятых определением Арбитражного суда Самарской области от 25 апреля 2012 года).
Определением арбитражного суда от 06 июня 2012 года к участию в деле привлечено ООО "Росоценка" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2012 года по ходатайству истца производство по настоящему делу было приостановлено в связи с назначением по делу экспертизы по определению рыночной стоимости спорного земельного участка.
До принятия судом решения истец уточнил исковые требования и просит установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 691 191 кв.м. кадастровый номер 63:05:0105035:0207, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Октябрьск, район западнее железнодорожного моста, в размере его рыночной стоимости равной 30 098 038 руб.; обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области внести рыночную стоимость земельного участка площадью 691 191 кв.м, кадастровый номер 63:05:0105035:0207, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Октябрьск, район западнее железнодорожного моста - 30 098 038 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял уточнения исковых требований.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2012 года суд установил кадастровую стоимость земельного участка площадью 691 191 кв.м кадастровый номер 63:05:0105035:0207, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Октябрьск, район западнее железнодорожного моста, в размере его рыночной стоимости равной 30 098 038 руб. Суд обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области внести рыночную стоимость земельного участка площадью 691 191 кв.м, кадастровый номер 63:05:0105035:0207, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Октябрьск, район западнее железнодорожного моста - 30 098 038 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Также суд взыскал с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Газсервис" Самарская область, гор. Тольятти расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 руб., а также судебные расходы за проведение экспертизы в сумме 70 000 руб. Кроме того, суд взыскал с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 6 000 руб. В исковых требованиях к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области суд отказал.
Заявитель - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, с решением суда не согласился и подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований об установлении размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:05:0105035:207 исходя из показателей его рыночной стоимости и обязании ФГБУ ФКП "Росреестра" по Самарской области внести рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, также не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, где просит решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать, поскольку решение является незаконным, необоснованным в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Представители заявителей жалоб в судебном заседании поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по доводам, изложенным в отзыве на апелляционные жалобы.
Представитель ООО "Росоценка" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 29 января 2013 года до 17 час. 10 мин. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Лица, участвующие в деле, возражений по вопросу проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части не заявили.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является собственником земельного участка площадью 691 191 кв.м, кадастровый номер 63:05:0105035:0207, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Октябрьск, район западнее железнодорожного моста, на основании договора купли - продажи недвижимого имущества от 01 декабря 2011 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19 января 2012 года серии 63-АЖ N 375155.
Постановлением Правительства Самарской области N 473 от 10 декабря 2008 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Самарской области вводятся в действие с 21 декабря 2008 года.
На основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Самарской области N 473 от 10 декабря 2008 года, определена кадастровая стоимость земельного участка.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:71 площадью 4 978 кв. м был определен в размере 554 руб. 29 коп. за 1 кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 383 120 259 руб. 39 коп.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 21 декабря 2008 года.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащего ему земельного участка не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участка.
Истец считает, что рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 63:05:0105035:0207 площадью 691 191 кв.м составила 36 578 318 руб.
Суд первой инстанции при вынесении судебного акта исходил из следующего.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III. 1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.
В этой связи, учитывая, что государственная кадастровая оценка принадлежащего Обществу земельного участка произведена до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормы этого Закона, регулирующие механизм рассмотрения споров об определении кадастровой стоимости земли в результате государственной кадастровой оценки, на спорные правоотношения не распространяются и Общество воспользоваться этим механизмом не может.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент проведения кадастровой оценки спорного участка) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 913/11 от 28 июня 2011 года, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционных жалоб заявителей о неправильности выводов суда первой инстанции о возможности применения к спорным правоотношениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости основаны на применении норм права в толковании, сформулированном в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28 июня 2011 года, несостоятельными.
Довод жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка определена в отчете об оценке N 4057/1 и заключении комиссии экспертов N 2503 на дату, отличную от даты определения кадастровой стоимости, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон (пункт 8 Правил).
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил).
Как следует из абзаца 2 пункта 2.2.7. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка представляет собой кадастровую стоимость такого участка в расчете на единицу его площади.
Из акта определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного заместителем начальника Территориального отдела N 3 Управления Роснедвижимости по Самарской области 24 августа 2009 года следует, что кадастровая стоимость спорного участка определена путем умножения удельного показателя его кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области N 473 от 10 декабря 2008 года - 554,29 руб./кв.м, на площадь земельного участка - 691 191 кв.м.
Таким образом, в рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорного участка на единицу его площади (удельный показатель кадастровой стоимости) и его рыночная стоимость установлены соответственно Постановлением Правительства Самарской области N 473 от 10 декабря 2008 года и заключением комиссии экспертов N 2503 на одну и ту же дату, то есть на 10 декабря 2008 года.
Судом апелляционной инстанции также не принимается довод жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что мнение оценщика относительно стоимости объекта оценки является действительным исключительно на дату определения стоимости объекта оценки.
Пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 256 определено, что датой оценки (датой проведения оценки, датой определения стоимости) является дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.
Действующее законодательство не запрещает определять стоимость объекта оценки на дату, отличную от даты составления отчета об оценке и, применительно к спорным правоотношениям, не ограничивает период с даты оценки до даты составления отчета об оценке.
Довод ФГБУ "ФКП Росреестра" об отсутствии в его штате специалистов, обладающих специальными познаниями в вопросах оценки объектов недвижимости, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Из части 2 указанной статьи следует, что предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Пункт 5 Положения к полномочиям Росреестра относит осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также организацию проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 4 Положения установлено, что Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, возложены на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области с 15 сентября 2010 года приказом Росреестра от 10 марта 2010 года N П/93.
ФГБУ "ФКП Росреестра", осуществляя полномочия органа кадастрового учета и будучи привлеченным к участию в деле в качестве ответчика, о наличии сомнений в объективности экспертов, подготовивших экспертное заключение N 2503, или противоречий в сделанных ими выводах, не заявляло, о назначении дополнительной или повторной экспертизы не ходатайствовало. Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах и относящиеся к существу спора, являлись предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Другие доводы апелляционных жалоб рассмотрены судебной коллегией и признаны несостоятельными.
Иных доводов в обоснование апелляционных жалоб заявители не представили, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2012 года, принятое по делу N А55-13351/2012 и для удовлетворения апелляционных жалоб.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционным жалобам подлежат отнесению на заявителей жалоб. Однако, заявители в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобождены от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2012 года, принятое по делу N А55-13351/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалоба Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13351/2012
Истец: ООО "Газсервис"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Третье лицо: ООО "Росоценка", ООО "Центр передовых оценочных технологий"