г. Москва |
|
07 февраля 2013 г. |
Дело N А41-35535/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макаровской Э.П.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2012 г. по делу N А41-35535/12, принятое судьей Сабитовой С.Н. по заявлению открытого акционерного общества "Мячковские авиационные услуги" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 09.07.2012 N 23/5399-Ю-2012/155,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Мячковские авиационные услуги" (далее - заявитель, общество, ОАО "Мячковские авиационные услуги") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Московской области) о признании незаконными и отмене постановления о назначении административного наказания от 09.07.2012 N 23/5399-Ю-2012/155.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2012 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить как вынесенное с нарушением и неправильным применением норм материального права. В качестве доводов апелляционной жалобы Управление Росреестра по Московской области ссылается, в частности, на следующее: на момент проверки каких-либо документов, подтверждающих использование ОАО "Мячковские авиационные услуги" участка под сооружением - бетонным покрытием в установленных фактически обществом на местности границах данного участка, не представлено; границы спорного земельного участка не установлены в соответствии с действующим земельным законодательством, однако условно определены Государственным актом; заявителем не были приняты все зависящие от него меры по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ОАО "Мячковские авиационные услуги" против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.06.2012 на основании распоряжения от 07.06.2012 N 5399-Ю-2012 Управлением Росреестра по Московской области проведена внеплановая документарная проверка ОАО "Мячковские авиационные услуги" по вопросу соблюдения земельного законодательства, требований охраны и использования земель, в ходе которой установлено, что ОАО "Мячковские авиационные услуги" на основании свидетельства N 813 от 30.06.1993 предоставлен земельный участок для размещения аэропорта, общей площадью 1283500 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, д. В. Мячково. Данному участку присвоен кадастровый номер 50: 23:0030131:1. Проверяемый земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, границы его не установлены в соответствии с действующим земельным законодательством, однако условно определены Государственным актом.
Согласно плану (чертежу) границ земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:1 конфигурация участка нанесена условно (пунктиром).
Ранее, совместно с органом прокуратуры, инспектором Раменского отдела Управления Росреестра по Московской области при визуальном осмотре территории, используемой ОАО "Мячковские авиационные услуги", установлено, что к земельным участкам с кадастровыми номерами 50:23:0030131:1 и 50:23:0030131:6 осуществляется доступ по спорному объекту недвижимости - "бетонному покрытию" - дороге. Прилегающий к данной дороге земельный участок по обе стороны от нее огорожен ОАО "Мячковские авиационные услуги" металлической сеткой, при въезде на дорогу расположен пункт охраны, взимающий плату за проезд по спорной дороге на территорию ОАО "Мячковские авиационные услуги". Также в ходе визуального осмотра установлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:1 не соответствуют границам данного участка, обозначенным в Государственном акте.
На момент проверки каких-либо документов, подтверждающих использование ОАО "Мячковские авиационные услуги" земельного участка под объектом недвижимости - дорогой, в установленных фактически обществом на местности границах данного участка, не представлено.
По результатам проверки составлен акт документарной проверки соблюдения земельного законодательства от 18.06.2012 N 155 (т.2, л.д. 34-35).
18.06.2012 должностным лицом Управления Росреестра по Московской области в отношении ОАО "Мячковские авиационные услуги" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 18.06.2012 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении N 23/5399-Ю-2012/155, возбужденного в отношении ОАО "Мячковские авиационные услуги", на 09 июля 2012 года в 11 час. 00 мин. (т.2, л.д. 120).
09.07.2012 заместителем главного государственного инспектора гг. Раменское, Бронницы, Раменского района Московской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Московской области Банцекиной Е.В. вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 23/5399-Ю-2012/155, которым ОАО "Мячковские авиационные услуги" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ; обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (т.2, л.д. 125-126).
09.07.2012 Управлением Росреестра по Московской области вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 10.09.2012 (т.2, л.д. 123-124).
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания от 09.07.2012 по делу N 23/5399-Ю-2012/155, ОАО "Мячковские авиационные услуги" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Постановления от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Судом установлено и материалам дела подтверждается, что ОАО "Мячковские авиационные услуги" является правопреемником Государственного предприятия Мячковский объединенный авиаотряд (ГП МОАО).
Постановлением Главы администрации Раменского района Московской области от 17.06.1993 N 2132 "О перерегистрации земельного участка Мячковскому объединенному авиаотряду" ГП МОАО на праве постоянного бессрочного пользования предоставлен земельный участок площадью 128,35 га под аэропорт, что подтверждается свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 30.06.1993 N МО-23-24; N 813.
Указанным Постановлением (п. 3) было предписано в 2-х годичный срок уточнить границы и площадь занимаемой территории.
После приватизации имущественного комплекса ГП МОАО права на земельный участок (на праве постоянного бессрочного пользования) и еще более 50 объектов недвижимости, в том числе на автодорогу (сооружение - "бетонное покрытие" - пункт 16 второй части первого раздела Плана и пункт 124, инвентарный N 0063, Акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01 июля 1992 года МОАО, форма 1) перешли к ОАО "Мячковские авиационные услуги".
В 2004 году земельный участок площадью 128,35 га был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:23:0030131:1; выдан кадастровый план земельного участка. Границы земельного участка и его площадь подлежала уточнению при межевании.
08.12.2006 ОАО "Мячковские авиационные услуги" выдано Свидетельство о государственной регистрации права собственности на сооружение - "бетонные покрытия" серия 50 НА N 1526888 (запись о регистрации в ЕГРП N 50-50-23/041/2006-344).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что ОАО "Мячковские авиационные услуги" является собственником данного объекта недвижимости в результате приватизации государственного имущества ГП МОАО, т.е. всего комплекса имущества, расположенного на предоставленном для этих целей земельном участке площадью 128,35 га, а не в результате нового строительства.
Земельный участок площадью 128,35 га предоставлялся под аэропорт как единый участок, в связи с чем он не может делиться на земельные участки под отдельными объектами недвижимости при приватизации ГП МОАО.
Права на данные объекты были зарегистрированы в установленном порядке, никем не оспорены и не признаны судом недействительными.
Статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20-24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 9 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ОАО "Мячковские авиационные услуги" имеет необходимые правоустанавливающие документы на земельный участок 128,35 га, на котором располагается его имущественный комплекс, в том числе и спорное сооружение "бетонное покрытие".
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенное, суд апелляционной поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что наличие состава правонарушения в действиях ОАО "Мячковские авиационные услуги" Управлением Росреестра по Московской области не доказано.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Каких-либо иных доводов, которые не являлись бы предметом рассмотрения в суде первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2012 г. по делу N А41-35535/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Э.П. Макаровская |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35535/2012
Истец: ОАО "Мячковские авиационные услуги"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: УФС гос. регистрации, кадастра и картографии по Моск. области