Заключение Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
от 15 сентября 2008 г. N вн3.8-13/1003
по проекту федерального закона N 32000-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения лицензирования розничной продажи спиртсодержащей непищевой продукции), внесенному Государственным Советом Республики Коми
Проектом федерального закона N 32000-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенным Государственным Советом Республики Коми, предусматривается введение лицензирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции, а также дополнение перечня оснований для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции случаем аннулирования лицензии в течение трех предшествующих лет. Данные меры, по мнению автора законодательной инициативы, направлены на сокращение случаев употребления спиртосодержащей непищевой продукции в пищевых целях и соответственно количества отравлений такой продукцией, а также на усиление мер ответственности за нарушения законодательства в данной сфере.
По мнению Комитета, предложенные новации имеют существенные замечания концептуального, в том числе юридического характера.
В отличие от алкогольной продукции спиртосодержащая непищевая продукция не относится к категории пищевых товаров, она не предназначена для использования в пищевых целях и соответственно основание защиты здоровья населения для подобного ограничения гражданских прав субъектов розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции имеет казуальный характер. Такое ограничение с одной стороны направлено на защиту узкого круга сознательно преступающих действующие правила и нормы индивидуумов, с другой - ограничивает в правах гораздо более широкий круг субъектов правомерного поведения, представленный в большинстве своем малым бизнесом.
Кроме того, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" правовое регулирование оборота спиртосодержащей непищевой продукции отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Вместе с тем, учитывая наличие случаев потребления в пищевых целях спиртосодержащей непищевой продукции, Федеральными законами от 21 июля 2005 года N 102-ФЗ и от 29 декабря 2006 года N 248-ФЗ уже предусмотрен комплекс мер, направленных на их предупреждение. В частности, установлен перечень денатурирующих веществ (бензин, керосин, кротоновый альдегид, битрекс), недопускающих использование, в том числе случайное, денатурированного этилового спирта в пищевых целях. В отношении спиртосодержащей непищевой продукции, изготовленной с использованием иных (непитьевых) видов спиртов, Правительству предоставлено право вводить требования к их денатурации.
С 1 января 2006 года введено лицензирование оптового оборота спиртосодержащей непищевой продукции, а также декларирование производства и оборота спиртосодержащей непищевой продукции с объемным содержанием спирта свыше 40%.
Предусмотрено нанесение на лицевой этикетке для спиртосодержащей непищевой продукции информации о недопустимости использования ее в пищевых целях, а с 1 января 2007 года соответствующая надпись усилена прямым указанием "об опасности использования для жизни или здоровья граждан этой продукции в пищевых целях".
Кроме того, с 1 января 2006 года упразднена льгота по акцизу для денатурированной спиртосодержащей продукции, что устранило экономическую привлекательность спиртосодержащих непищевых суррогатов.
С 1 июля 2007 года вступила в силу норма Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 248-ФЗ о запрете оборота спиртосодержащей непищевой продукции, денатурация которой не соответствует новым жестким требованиям, введенным с 2006 года.
В результате принятия вышеизложенных мер по итогам первых двух лет (2006-2007 гг.) отмечено двукратное снижение смертности от случайных алкогольных отравлений в целом по стране (с 40 877 чел. до 20773 чел.).
Действующим законодательством также предусмотрены меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в отношении нелегально производимой и реализуемой спиртосодержащей непищевой продукции.
В части предложенного законопроектом дополнения перечня оснований для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции случаем аннулирования лицензии в течение трех предшествующих лет необходимо отметить. Эффективность такой новации представляется несоразмерной в сравнении с существенным ограничением конституционных прав юридических лиц, особенно в случае соответствия юридического лица установленным законом лицензионным требованиям, поскольку умышленные правонарушители, как правило, используют механизм образования новых юридических лиц (фирм-однодневок).
Законопроект имеет также недостатки юридико-технического характера.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 32000-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения лицензирования розничной продажи спиртсодержащей непищевой продукции), внесенный Государственным Советом Республики Коми.
Председатель Комитета |
Е.А. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.