г. Пермь |
|
07 февраля 2013 г. |
Дело N А71-11767/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Снегура А.А.,
судей Чепурченко О.Н., Булкиной А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саттаровой Н.О.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Авангард - Ремонтная Строительная Компания", Трошкова О.Г., доверенность N 10 от 05.02.2013 года;
от муниципального автономного учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска", Пузановой И.Р., доверенность N 01-д от 09.01.2013 года, Мухаметдинова И.Г., доверенность N 13-д от 28.01.2013 года;
от администрации г. Ижевска Удмуртской Республики, Седловой М.Ю., доверенность N 01-30-6999 от 20.11.2012 года, Соловьевой Э.Ф., доверенность N 01-30-7622 от 13.12.2012 года;
от иных лиц, участвующих в деле, не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Авангард - Ремонтная Строительная Компания"
на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 14 декабря 2012 года
о прекращении производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авангард - Ремонтная Строительная Компания" о признании ликвидируемого муниципального автономного учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" несостоятельным (банкротом),
вынесенное судьей Чухманцевым М.А.
по делу N А71-11767/2012
о признании ликвидируемого муниципального автономного учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (ОГРН 1021801502205, ИНН 1826001000) несостоятельным (банкротом),
установил:
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.09.2012 года к производству арбитражного суда было принято заявление общества с ограниченной ответственностью "Авангард - Ремонтная Строительная Компания" (далее - ООО "Авангард - РСК") о признании ликвидируемого должника - муниципального автономного учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (далее - МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска") несостоятельным (банкротом), на основании статей 3, 4, 6, 7, 11, 39, 40 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.12.2012 года производство по заявлению ООО "Авангард - РСК" о признании ликвидируемого должника - МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" несостоятельным (банкротом) было прекращено.
ООО "Авангард - РСК", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска", назначить арбитражного управляющего Булдакову Нину Николаевну, члена некоммерческого партнерства "Тихоокеанская саморегулируемая организация арбитражных управляющих" (690091, г. Владивосток, ул. Алеутская, 45 а); включить в реестр требований МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" требование ООО "Авангард - РСК" в размере 1 756 177 руб. 23 коп., из которых 1 713 601 руб. 80 коп. - основной долг, 42 575 руб. 43 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами, а также 45 561 руб. 77 коп. - в возмещение судебных расходов.
Полагает, что законодатель при принятии норм статей 65, 120 Гражданского кодекса Российской Федерации имел в виду невозможность признания банкротом именно казенных предприятий и бюджетных учреждений, которые полностью финансируются за счет бюджета соответствующего уровня по смете доходов и расходов.
Отмечает, что МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" никогда не содержалось и не финансировалось за счет бюджета, фактически осуществляет коммерческую деятельность в форме сбора с населения коммунальных платежей и перераспределения денежных средств своим контрагентам и подрядчикам.
Указывает, что учреждению имущество на праве оперативного управления никогда не предоставлялось, все имущество было приобретено за счет собственных средств должника.
Утверждает, что характер и форма деятельности МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" не соответствует форме и деятельности автономного учреждения.
Должником, администрацией г. Ижевска представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, содержащие указание на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта и отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ООО "Авангард - РСК" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил определение суда первой инстанции отменить, жалобу удовлетворить.
Представители МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска", администрации г. Ижевска Удмуртской Республики возражали против удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" несостоятельным (банкротом) послужило наличие задолженности перед ООО "Авангард - РСК", которая была установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.07.2012 года по делу N А71-8791/2012.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.07.2012 года по делу N А71-8791/2012 с МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" в пользу ООО "Авангард - РСК" было взыскано 1 756 177 руб. 23 коп., из них, 1 713 601 руб. 80 коп. - основной долг, 42 575 руб. 43 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами, а также 45 561 руб. 77 коп. - в возмещение судебных расходов.
Постановлением администрации г. Ижевска от 10.08.2012 года N 834 было принято решение о ликвидации МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска", утверждении ликвидационной комиссии.
Сообщение о ликвидации должника было опубликовано в Вестнике государственной регистрации N 35 (393) 2012 (дата выхода тиража: 05.09.2012).
Сведения о ликвидации МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается выпиской по состоянию на 04.09.2012 года.
Учитывая, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, ООО "Авангард -РСК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Прекращая производство по заявлению о признании должника банкротом при рассмотрении обоснованности требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в силу своей организационно-правовой формы МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" не может быть признано несостоятельным (банкротом) в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, письменных отзывов на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о банкротстве для определения наличия признаков банкротства должника учитываются: размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.
Согласно части 3 статьи 6 Закона о банкротстве, для возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда.
Как верно отметил суд первой инстанции, по смыслу статей 7, 11 Закона о банкротстве нахождение должника в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не лишают кредитора права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).
Кроме того, глава XI Закона о банкротстве, устанавливающая особенности банкротства ликвидируемого должника, не исключают возможности возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) ликвидируемого должника на общих основаниях.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем десять тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В обоснование заявления о признании МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" несостоятельным (банкротом) ООО "Авангард - РСК" ссылается на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.07.2012 года по делу N А71-8791/2012, которым исковые требования ООО "Авангард -РСК" к должнику о взыскании задолженности в размере 1 756 177 руб. 23 коп. были удовлетворены в полном объеме. Указанный судебный акт не обжаловался и вступил в законную силу.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о банкротстве действие настоящего закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (часть 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По мнению апеллянта, законодатель, формулируя норму части 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что не могут быть признаны банкротом исключительно казенные предприятия и бюджетные учреждения, которые полностью финансируются за счет бюджета соответствующего уровня по смете доходов и расходов, в связи с чем должник, являясь автономным учреждением, может быть признан несостоятельным (банкротом) в порядке, установленном Законом о банкротстве.
Указанные доводы заявителя апелляционной жалобы нельзя признать основанными на правильном толковании норм материального права в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
По смыслу статьи 65 названного кодекса, учреждения, наряду с казенными предприятиями, политическими партиями и религиозными организациями, не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) по решению арбитражного суда.
При этом, исходя из буквального толкования приведенной нормы, установленная законом невозможность ликвидации путем признания несостоятельным (банкротом) распространяется на учреждения как на одну из организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, независимо от их вида (казенные, бюджетные, автономные). Каких-либо исключений в отношении автономных учреждений законодатель не установил.
Таким образом, вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, оснований для ограничительного толкования положений части 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации в части невозможности признания несостоятельными (банкротами) только казенных предприятий и бюджетных учреждений, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на осуществление должником деятельности, не соответствующей его организационно-правовой форме, предусмотренной Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях), апелляционным судом не принимается.
Так, в соответствии со статьей 2 Закона об автономных учреждениях автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Из материалов дела усматривается, что МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" было создано на основании постановления администрации г. Ижевска от 19.08.2011 N 840, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 29.09.2011 года серии 18 N 002753249.
Пунктом 2.2. устава МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" предусмотрено, что предметом деятельности учреждения является оказание социально-экономических и социально-правовых услуг отдельным категориям граждан; организация содержания и эксплуатации зданий и инженерной инфраструктуры в г. Ижевске.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 названного кодекса).
Между тем, апеллянтом каких-либо доказательств осуществления должником деятельности, идущей в разрез с предметом и целями его деятельности как автономного учреждения, не представлено.
При этом, устав должника предусматривает возможность осуществления учреждением предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью, соответствующей уставным целям и необходимой для их достижения (пункт 2.6. устава).
Более того, решение о создании МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" в форме автономного учреждения и произведенная на его основании государственная регистрация юридического лица не признаны недействительными в установленном законом порядке.
В силу статьи 57 Закона о банкротстве арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях, предусмотренных указанной статьей, а также в иных предусмотренных настоящим законом случаях.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
С учетом изложенных обстоятельств, апелляционный суд пришел к выводу о том, что при вынесении обжалуемого судебного акта арбитражный суд первой инстанции правильно истолковал и применил нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для прекращения производства по делу о признании МАУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" несостоятельным (банкротом).
С учетом изложенного, определение суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Поскольку подача апелляционной жалобы на обжалуемое определение государственной пошлиной не облагается (статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), то вопрос о распределении судебных расходов арбитражным апелляционным судом не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 декабря 2012 года по делу N А71-11767/2012 оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
А.А. Снегур |
Судьи |
О.Н. Чепурченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11767/2012
Должник: Муниципальное автономное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска"
Кредитор: Ворончихин Д В, ООО "Авангард-Ремонтная Строительная Компания"
Третье лицо: Администрация г. Ижевска, Булдакова Нина Николаевна, НП "Тихоокеанская саморегулируемая организация арбитражных управляющих", Трошков Олег Геннадьевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике