г.Ессентуки |
|
18 июня 2007 г. |
Дело N А15-1647/06 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2007 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2007 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Афанасьевой Л. В.,
судей: Винокуровой Н.В. Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лобановым Е.А.,
рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу ООО "Дагестангазсервис", г. Махачкала, на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.03.2007 г. по делу N А15-1647/06 по иску ОАО "Даггаз" г. Махачкала к ООО "Дагестангазсервис" о взыскании 53 761 500 рублей суммы неосновательного обогащения, с участием третьих лиц: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан, Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан, ЗАО "Дагестанрегионгаз" г. Махачкала, ООО "Дагестанрегионгаз" г. Махачкала,
при участии:
от истца:
представитель Насрутдинов И.А., по доверенности N 1 от 20.02.2007 г.
от ответчика (заявитель):
представитель Акопджанов Д.Ю., ордер N 9 от 01.06.2007 г.
представитель Шабанов Р.Ш., по доверенности N б/н от 10.01.2007 г.
от третьих лиц:
представитель Чихов М.У., по доверенности N 6-02 от 11.01.2007 г.
представитель Гамзатов И.М., по доверенности N 6-02 от 11.01.2007 г.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Даггаз" г. Махачкала обратилось в арбитражный суд Республики Дагестан с иском к ООО "Дагстангазсервис", г. Махачкала о взыскании 53 761 500 руб. суммы неосновательного обогащения.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 57 892 500 руб.
Затем повторно, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, истец уточнил исковые требования и просил взыскать 55 839 000 руб. составляющей сумму неосновательного обогащения.
Определением суда от 18.01.07 г. по ходатайству ответчика и третьего лица - ЗАО "Дагестанрегионгаз" к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан.
Определением суда от 19.02.07 г. по ходатайству истца в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан. Так же по ходатайству третьего лица - ЗАО "Дагестанрегионгаз" к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено ООО "Дагестанрегионгаз".
Решением от 14.03.07 г. суд первой инстанции иск удовлетворил, взыскав с ООО "Дагестангазсервис" г. Махачкала в пользу ОАО "Даггаз" г. Махачкала 55 839 000 рублей основного долга, в доход Федерального бюджета РФ 100 000 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ООО "Дагестангазсервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда РД от 14.03.2007 г. и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда РД.
До начала рассмотрения дела ответчик уточнил требования и просил суд апелляционной инстанции отменить решение суда первой инстанции и вынести новое решение которым отказать в иске ОАО "Даггаз" в удовлетворении иска.
Апелляционная инстанция считает уточнение требований ответчиком соответствующими требованиям ст. 269 АПК РФ и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан в судебное заседание не явился, отзыв не предоставил, надлежащим образом уведомлен. Предоставлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Республики Дагестан в судебное заседание не явился, отзыв не предоставил, надлежащим образом уведомлен. Предоставлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца ООО "Даггаз" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, поддержал раннее предоставленный отзыв, считает решение суда первой инстанции вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика ООО "Дагестангазсервис" в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, принять по делу новый судебный акт - в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ЗАО "Дагестанрегионгаз" в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, принять по делу новый судебный акт - в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ООО "Дагестанская региональная газовая компания" в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, принять по делу новый судебный акт - в удовлетворении исковых требований отказать.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.03.07 г. по делу N А15-1647/ проверена в апелляционном порядке в соответствии главой 34 АПК РФ.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, обсудив изложенные в жалобе доводы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, считает, что решение суда первой инстанции следует отменить, а жалобу удовлетворить по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что истцу - ОАО "Даггаз" г. Махачкала на праве собственности принадлежат газопроводы в Дербентском, Казбековском, Кайтагском, Карабудахкентском, Каякентском, Кизилюртовском, Кизлярском, Магарамкентском,Новолакском, Ногайском, Сергокалинском, Сулейман-Стальском, Тарумовском районах Республики Дагестан, а также в городах Хасавюрт, Кизляр, и Южносухокумск.
Поставка газа в указанные населенные пункты осуществляется ЗАО "Дагестанрегионгаз" на основании договоров транспортировки газа, заключенных с ответчиком - ООО "Дагестангазсервис".
Письмом N МЮ-06-00/983 от 24.11.2004 г. ОАО "Даггаз" направил в адрес ООО "Дагестангазсервис" договора аренды принадлежащих ему газопроводов, по которым осуществляется транспортировка газа ЗАО "Дагестанрегионгаз".
ООО "Дагестангазсервис" отказалось от подписания указанных договоров, мотивируя свой отказ отсутствием документов, подтверждающих принадлежность газопроводов истцу на праве собственности, а также необоснованно завышенным, по его мнению, размером арендной платы, указанной в договорах аренды газопроводов.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Даггаз" в арбитражный суд РФ с иском к ООО "Дагестанрегионгаз" о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 55 839 000 рублей, рассчитанной им, начиная с 01.05.2004 года и за 2005 и 2006 года включительно.
Началом периода начисления суммы неосновательного обогащения истец указал 01.05.2004 г., исходя из того, что между ответчиком и третьим лицом - ЗАО "Дагестанрегионгаз" был заключен договор транспортировки газа от 01.05.2004 г.
Согласно ст. 8 ФЗ РФ "О естественных монополиях" субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
В соответствии со ст. 4 указанного закона данный закон применяется к правоотношениям по транспортировке газа по газопроводам.
Согласно ст. 27 ФЗ РФ "О газоснабжении в Российской Федерации" организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории РФ к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных сетей.
В соответствии с Положением об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям (утв. постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 г. N 1370) транспортировка газа по местным газораспределительным сетям производится на основании договора между газораспределительной организацией и поставщиком или покупателем газа, заключаемого в соответствии с законодательством РФ и настоящим положением.
Положением предусмотрено заключение договора транспортировки газа, процедура его заключения и необходимые документы, представляемые для заключения договора (п.5).
Удовлетворяя исковые, суд первой инстанции мотивировал решение следующим.
Истцу на праве собственности принадлежат газопроводы в Дербентском, Казбековском, Кайтагском, Карабудахкентском, Каякентском, Кизилюртовском, Кизлярском, Магарамкентском, Новолакском, Ногайском, Сергокалинском, Сулейман-Стальском, Тарумовском районах Республики Дагестан, а также в городах Хасавюрт, Кизляр, и Южносухокумск, что подтверждается представленными истцом в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Поставку газа в указанные населенные пункты осуществляет ЗАО "Дагестанрегионгаз" на основании договоров транспортировки газа, заключенных с ООО "Дагестангазсервис".
В соответствии со ст. 6 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находиться в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность и процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основания, предусмотренных законодательством Российской Федерации Единая система газоснабжения в Российской Федерации и её деятельность регулируются государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ответчик, транспортируя газ по газопроводам, принадлежащим истцу, неосновательно сберег денежные средства в заявленной истцом сумме.
Неосновательность сбережения указанной суммы выразилось в неоплате ответчиком арендной платы за пользование газопроводами, принадлежащими истцу.
Расчет неосновательного обогащения в сумме 55 839 000 рублей составлен истцом на основании Методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам N 388-э/1 от 23.08.05 г.
Данные обстоятельства послужили основанием для удовлетворения исковых требований о взыскании суммы неосновательного обогащения.
Судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка тому обстоятельству, что правоотношения сторон, связанные с поставкой газа по газораспределительным сетям оформляются не договором аренды, а договором транспортировки газа по газораспределительным сетям.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потребление энергии.
В соответствии с частью 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правилами или не вытекает из существа обязательства.
Анализ приведенных норм дает основание сделать вывод об отнесении договора поставки газа к договору энергоснабжения, регулируемому статьями 539-547 ГК РФ и об отнесении договоров, регулирующих присоединение к свободным мощностям газораспределительных сетей (транспортировки газа по газораспределительным сетям) к публичным договорам, исполнение которых осуществляется в интересах обеспечения энергией конечных потребителей.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, по выполнению работ, оказанию услуг, которые такая организация, по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратился. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 ст. 445 настоящего кодекса. Согласно пункта 4 ст. 426 ГК случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые правила, положения и т.п.).
Порядок заключения договора транспортировки газа по местным газораспределительным сетям регламентируется разделом 3 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям (утв. постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 г. N 1370), в соответствии с пунктом 4 которого, доступ организаций к местным газораспределительным сетям предоставляется при наличии свободной мощности в местных газораспределительных сетях, подводящих газопроводов и газопроводов-отводов к покупателям газа с пунктами учета и контроля качества газа, соответствия качества и параметров поставляемого газа требованиям действующей нормативно-технической документации.
Заключение договоров между ЗАО "Дагестанрегионгаз" и ООО "Дагестангазсервис" о транспортировке газа по распределительным газопроводам, представленные в материалы дела, на основании которых на протяжении 2004 -2006 годов осуществляется транспортировка газа по газопроводам, принадлежащим ОАО "Даггаз", имеющаяся в материалах дела переписка между ОАО "Даггаз" и ООО "Дагестангазсервис", свидетельствует об отсутствии препятствий для предоставления поставщику доступа к газораспределительным сетям ОАО "Даггаз".
Согласно ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами, заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Таким образом, при необоснованном, на взгляд истца, уклонении ООО "Дагестангазсервис" от заключения договоров на использование газопроводов, принадлежащих ООО "Даггаз", последнему было необходимо, в соответствии со ст. 445 ГК РФ, обратиться в суд с требование м понуждении заключить договор.
Согласно части 1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами, для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта., либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
ЗАО "Даггаз" в адрес ответчика были направлены проекты договоров аренды объектов недвижимости.
Пользование ООО "Дагестангазсервис" газопроводами ОАО "Даггаз" при несогласии на заключение договоров аренды газопроводов на условиях, предложенных ЗАО "Даггаз", не является, в силу ст. 438 ГК РФ, акцептом, то есть согласием на заключение договоров аренды газопроводов, поскольку правоотношениям сторон не могут быть урегулированы договорами аренды недвижимого имущества.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что истец, в период времени 2004-2006 г.г. не осуществил действий, направленных на соблюдение предварительного претензионного порядка(направления ответчику проектов договоров на поставку газа по газораспределительным сетям), а также не обращался в суд с иском к ООО "Дагестангазсервис" о понуждении заключить договор предметом которого является транспортировка газа по газораспределительным сетям ОАО "Даггаз".
Апелляционная инстанция считает, что направление истцом ответчику проектов договоров аренды нельзя рассматривать в качестве соблюдения досудебного порядка заключения публичных договоров, так как договор аренды не отнесен гражданским законодательством к публичным договорам и его заключение осуществляется на основании согласованной воли сторон и не может быть осуществлено на основании судебного решения.
Судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка тому обстоятельству, что требованиям истца основаны на неправильной юридической квалификации правоотношений сторон в части необходимости заключения договоров аренды газопроводов.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или временное пользование.
Между тем, материалами дела, и объяснениями представителей сторон установлено, что взаимоотношения по использованию газопроводов для транспортировки газа регламентируются нормами Гражданского кодекса о договоре энергоснабжения (ст. 539-547).
Правильное определение судом правовой природы взаимоотношении сторон имеет существенное значение для применения норм права, которыми надлежит руководствоваться суду при вынесении решения.
Указанный вывод основан на сложившейся судебной практике по рассмотрению споров, вытекающих из договоров транспортировки газа по газораспределительным сетям.
Также апелляционная инстанция учитывает то, что в соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Размер и порядок установления оплаты за использование газопроводов для поставки газа определяется в соответствии с "Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ" (утв. постановлением правительства РФ от 29.12.2000 г. N 1021), далее - Основные положения, согласно пункта 3 которых, цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги. В случае, если в осуществлении поставок газа конечным потребителям, участвуют несколько организаций, то регулируемая плата распределяется между организациями по соглашению сторон.
Принципами формирования цен, согласно Основных положений является установление фиксированных цен или их предельных уровней (пункт 11 Основных положений).
Согласно пункта 15 Основных положений тарифы на услуги по транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям, поставщиками газа, могут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от присоединения последних к сетям различного давления, режимов отбора газа, объемов его потребления и других факторов.
В силу п. 16 Основных положений Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности и по инициативе регулирующих органов.
Предусмотрена определенная процедура установления регулируемых тарифов на основании экспертизы её экономической обоснованности.
Регулирующий орган несет ответственность за экономическую обоснованность устанавливаемых тарифов.
В соответствии с п. 29 Правил поставки газа в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.98 г. N 162) - Цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Условия оплаты транспортировки газа, согласно п. 31 Правил поставки газа в РФ, определяется договором транспортировки на основании тарифов, устанавливаемых в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти.
Анализ положений вышеуказанных нормативных документов приводит к выводу о применении при расчетах за транспортировку газа по газораспределительным сетям тарифов, устанавливаемых уполномоченным на то органом государственной власти в соответствии с предусмотренной процедурой и невозможность произвольного установления сторонами иных видов и размеров оплаты, в том числе установления арендной платы.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства РФ от 29.12.2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (с изменениями от 22.05.2002 г.) государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Принципы регулирования и расчета тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории РФ установлены в Методических указаниях по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утв. постановлением ФЭК РФ от 28.10.2003 г. N 88-э/1.
Согласно пункта 14 Методических указаний, на транспортировку газа, проходящего по газораспределительным сетям данной газораспределительной организации и предназначенного для газоснабжения конечных потребителей, не входящих в зону обслуживания данной газораспределительной организации (транспортировка газа в транзитном потоке), устанавливается отдельный тариф (транзитный тариф).
Согласно пункта 5.2.1. постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" Федеральная служба по тарифам осуществляет методические указания по расчету тарифа на транспортировку газа, размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, размер специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2005 г. N 816-э/4 утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Дагестангазсервис". Указанный тариф вводится в действие с 1 января 2006 года.
Материалами дела и объяснениями представителей сторон установлено, что ЗАО "Дагестанрегионгаз", являясь газораспределительной организацией, осуществляет транспортировку газа, предназначенного для газоснабжения потребителей, не входящих в зону его обслуживания, следовательно, ЗАО "Дагестанрегионгаз" осуществляет транспортировку газа в транзитном потоке.
Анализ вышеизложенных правовых норм свидетельствует о том, что оплата за транспортировку газа, осуществляемую ЗАО "Дагестанрегионгаз" должна производиться по тарифам, устанавливаемым Федеральной службой по тарифам в соответствии с методикой установленной в Методических указаниях по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Произвольное установление иных видов оплаты самими газораспределительными организациями противоречит принципам государственного регулирования цен на газ и услуги по его транспортировке на территории РФ.
Материалами дела и объяснениями истца при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции также установлено, что у истца отсутствует утвержденный в установленном порядке тариф на транзитную транспортировку газа так как газопроводы истца в указанных районах составляют только часть комплекса газопроводов и истец не может определить какое количество газа по ним прошло, что в свою очередь, делает невозможным определить сумму неосновательного обогащения.
Данное обстоятельство является юридически значимым, так как отсутствие учета количества газа, поставленного по газопроводам истца, препятствует определению стоимости услуги по его транспортировке. Данный вывод апелляционной инстанции основан на сложившейся судебной практике, согласно которой учет газа, поставляемого по газопроводам, должен определяться по приборам учета, а не расчетным путем по мощности газового оборудования.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исследовал представленный истцом расчет суммы неосновательного обогащения.
При этом судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка тому обстоятельству, что указанный расчет составлен истцом на основании методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 23.08.2005 г. N 388-э/1.
Недопустимость применения указанной методики расчета заключается в том, что она распространяет свое действие на правоотношения по транспортировке газа только по магистральным газопроводам, в то время как газопроводы, принадлежащие истцу, относятся к газораспределительным сетям и не являются магистральными газопроводами.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель истца заявил, что при составлении расчета арендной платы была использована Методика расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам потому что иного механизма расчета не существует и на его взгляд вполне правомерно использование данной методики по аналогии.
Апелляционная инстанция считает данное утверждение несостоятельным потому, что постановлением Федеральной энергетической комиссией утверждена и действует Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, к каковым и относятся газопроводы, принадлежащие истцу.
Однако, указанные методические указания предусматривают установление не арендной платы за использование газопроводов, а тарифов за услуги по транспортировке газа.
Дополнительным основанием недопустимости расчета в соответствии с методикой расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, является то, что данная методика подлежит применению для расчета тарифа начиная с 23.08.2005 г., в то время как расчет упущенной выгоды произведен истцом с использованием положений указанной Методики начиная с 01.05.2004 г.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о неосновательном обогащении ООО "Дагестангазсервис" не находит своего подтверждения.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция, исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, считает, что решение арбитражного суда Республики Дагестан от 14.03.2007 г. по делу N А15-1647/06 является незаконным и необоснованным, а поэтому апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение отмене.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине в сумме 100 000 рублей следует отнести на истца и взыскать их в доход федерального бюджета Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей следует отнести на истца и взыскать их в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дагестангазсервис" г.Махачкалы.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269- 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу ООО "Дагестангазсервис" удовлетворить - решение арбитражного суда Республики Дагестан от 14.03.2007 г. по делу N А15-1647/06 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в иске ЗАО "Даггаз" к ООО "Дагестангазсервис" о взыскании 55 839 000 рублей неосновательного обогащения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Даггаз" г. Махачкалы, в доход Федерального бюджета РФ 100 000 руб. государственной пошлины исковому заявлению.
Взыскать с открытого акционерного общества "Даггаз" г. Махачкалы, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дагестангазсервис" г.Махачкалы 1000 руб. судебных расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1647/2006
Истец: ОАО "Даггаз"
Ответчик: ООО "Дагестангазсервис"
Третье лицо: ЗАО "Дагестанрегионгаз", Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан, ООО "Дагестанрегионгаз", ООО "Кавказрегионгаз", Республиканская служба по тарифам РД, Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан