Заключение Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 97705-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Н.В. Комаровой, В.В. Прозоровским, В.В. Журко, Р.И. Гималовым, А.Н. Нюдюрбеговым, А.И. Фокиным, Е.А. Туголуковым
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в соответствии решением Совета Государственной Думы от 18 сентября 2008 года N 47, протокол N 51, рассмотрел проект федерального закона N 97705-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроект направлен на приведение Федерального закона от 15 февраля 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в соответствие с действующим законодательством, в том числе с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также на обеспечение соответствия этих изменений Федеральным законам от N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
В Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" авторами законопроекта предлагается определить в качестве субъектов правоотношений в установленной области дирекции государственных природных заповедников, дирекции национальных парков, дирекции иных особо охраняемых территорий и объектов, которые и являются юридическими лицами. Поскольку в действующей редакции названного Закона государственные природные заповедники, национальные парки и иные территории и объекты одновременно делятся на категории и виды особо охраняемых природных территорий и являются юридическими лицами, Комитет считает данное предложение целесообразным в виду того, что оно устраняет названную выше неопределенность. Комитет поддерживает внесение аналогичных изменений в статьи 24 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации.
Другие предложения, изменяющие текст названного Закона, направленные на приведение его в соответствие с Водным, Лесным, Градостроительным и Бюджетным кодексами Российской Федерации, также поддерживаются Комитетом.
Статью 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" в законопроекте предлагается привести в соответствие со статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации в части предоставления земельных участков для строительства объектов и сооружений во второй и третьей зоне округа санитарной охраны территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Комитет считает данное предложение обоснованным в связи с тем, что статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации полностью изымаются из оборота только земельные участки, расположенные в первой зоне санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а статьей 16 названного Закона данное предложение не ограничено соответствующим запретом. Комитет считает обоснованным предложение авторов по расширению в названной статье перечня лиц, обеспечивающих установленный режим санитарной (горно-санитарной) охраны, реализацию санитарно-оздоровительных мероприятий и ликвидацию очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны, имея в виду включение в его состав помимо землепользователей также землевладельцев, арендаторов и собственников земельных участков.
При этом Комитет отмечает необходимость приведения в соответствие предлагаемых авторами изменений со статьей 8.39 "Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы приводятся юридико-технические замечания, которые, по мнению Комитета, могут быть устранены на этапе подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона N 97705-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.