г. Ессентуки |
|
04 октября 2011 г. |
Дело N А63-1847/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мельникова И.М.
судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.06.2011 по делу N А63-1847/11
по заявлению Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя (ОГРН 1052600294064, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Мира, 282 "а")
к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края (ОГРН 1082635016529, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Спартака, 6)
о признании незаконным предписания от 09.02.2011 N 4/11-О
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации г. Ставрополя (Ставропольский край,г. Ставрополь, ул. К. Маркса, 94), Вороненко Г.С. (г. Ставрополь, ул. Ленина, 441, корп.1, кв. 8), Прошлякова К. К. (г. Ставрополь, ул. Ленина, 441, корп. 9, кв. 61)
при участии в судебном заседании представителей:
от Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя: Водяник Инны Викторовны - по доверенности от 26.05.2011 N 09/02-01/1-2432 исх,
от Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края: Головиной М.М. - по доверенности от 26.02.2011 N 3,
от администрации г. Ставрополя: не явились, извещены 23.08.2011 (уведомление 550128),
от Вороненко Г.С. - не явились, извещена (конверт 550104),
от Прошлякова К. К. - не явился, извещен 23.08.2011 (уведомление 550135),
УС Т А Н О В И Л:
Комитет градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - министерство) о признании незаконным предписания отдела по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности Министерства от 09.02.2011 N 4/11-О.
Определением суда от 11.05.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Вороненко Галина Сергеевна, Прошляков Константин Константинович.
Решением от 28.06.2011 требования комитета удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что предписание министерства не соответствует Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Министерство, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих доводов министерство указало на то, что в мотивировочной части решения суда неполно изложено содержание части 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, обязывающей орган местного самоуправления осуществить выбор земельного участка под строительство с учетом градостроительных условий использования территории. Вид разрешенного использования земельного участка без наличия проекта планировки территории в указанных муниципальных правовых актах был определен в нарушении пункта 5 части 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Регламент подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденный постановлением администрации г. Ставрополя от 10.09.2009 N 691 не имеет отношения к данному делу и неправильно применен судом в качестве доказательства. В отзыве министерства нет довода о том, что согласовав место размещения магазина по ул. Ленина 441/1, администрация г. Ставрополя распорядилась земельным участком под многоквартирным жилым домом. Доводы, приведенные в отзыве представителя Прошлякова К.К., необоснованно приняты в качестве доказательства, так как являются лишь мнением третьего лица и не подтверждены какими-либо расчетами или обоснованиями, ссылками на нормативные акты. В мотивировочной части решения суда не исследованы доводы министерства, касающиеся положений части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Прошляков К.К. просил оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, Прошляков К.К., Вороненко Г. С. явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена судом в их отсутствие.
Прибывшие в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, поддержали заявленные правовые позиции.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 28.06.2011 проверена апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, по заявлению Прошлякова К.К. постановлением главы города Ставрополя от 16.08.2010 N 2352 утвержден акт выбора земельного участка, согласовано место размещения торгового объекта в районе жилого дома N 441/1 по улице Ленина в квартале 551.
Указанное постановление принято на основании акта выбора земельного участка от 18.06.2010 N 84, распоряжения заместителя главы администрации города Ставрополя (директора комитета градостроительства) от 16.04.2010 N 486-р, схемы расположения земельного участка от 16.04.2010, заключений специализированных служб о возможности расположения объекта в соответствии со строительными, санитарными и иными нормами.
Кроме того, из материалов дела следует, что управлением архитектуры Комитета градостроительства администрации города Ставрополя было подготовлено положительное градостроительное заключение от 30.12.2009 N 2341. Земельный участок в районе жилого дома N441/1 в квартале 551 поставлен на государственный кадастровый учет, о чем свидетельствует кадастровый паспорт от 25.08.2010.
Постановлением главы города Ставрополя от 08.11.2010 N 3405 Прошлякову К.К. данный земельный участок предоставлен для строительства торгового объекта.
Отделом по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности министерства была проведена внеплановая проверка соблюдения комитетом требований законодательства о градостроительной деятельности при подготовке постановления главы города Ставрополя от 16.08.2010 N 2352 "Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании Прошлякову К.К. места размещения торгового объекта в районе жилого дома N 441/1 по ул. Ленина в квартале 551".В ходе проверки установлено, что указанные постановления подготовлены при отсутствии проекта планировки территории, включающий положения о плотности и параметрах застройки территории, характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории, а также проект межевания земельного участка, на основании которого устанавливаются границы земельного участка, предназначенного для предоставления физическим или юридическим лицам для строительства. Кроме того, отсутствует информация о проведении публичных слушаний по указанным документам.
По результатам проверки, министерством заместителю главы администрации г. Ставрополя (директору комитета градостроительства) выдано предписание от 09.02.2011N 4/11-0 об устранении выявленных нарушений в срок до 01.03.2011.
Вышеописанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования комитета, пришел к выводу о незаконности предписания от 09.02.2011N 4/11-0.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает вывод суда первой инстанции правильным, исходя из установленных обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу статьи 6 Закона Российской Федерации от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации, решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и их предоставление гражданам и юридическим лицам относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Одной из форм такого распоряжения является предоставление земельных участков в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно статье 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 5 статьи 30Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, обязанность по выбору земельного участка, в том числе и обязанность по согласованию проекта границ земельного участка, возлагается законом на орган местного самоуправления.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 31Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного Постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009 N 691, лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта обращается в Муниципальное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "Одно окно" с заявлением, в котором должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению прилагаются документы, удостоверяющие личность заявителя, его представителя, а также подтверждение полномочий представителя или выписка из единого государственного реестра юридических лиц.
Основаниями для отказа в выборе земельного участка для строительства при оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта являются:
- отрицательное градостроительное заключение;
- отрицательное заключение городской комиссии по охране зеленых насаждений;
- отрицательное заключение администрации соответствующего района об информировании населения;
- заключение комитета градостроительства об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории;
- отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение;
- отрицательное заключение министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края;
- отрицательное заключение министерства культуры Ставропольского края;
- отрицательное заключение инженерно-технических служб при согласовании акта выбора земельного участка;
- отрицательное заключение комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя.
Из материалов дела видно, что при подготовке документов по утверждению акта выбора и согласовании Прошлякову К.К. места размещения объекта имелись требуемые законодательством документы.
Как указывает заявитель в апелляционной жалобе, предоставление земельного участка без утвержденного проекта планировки территории и проекта межевания территории, является нарушением норм Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд отклоняет данный довод заявителя по следующим основаниям.
Отсутствие проекта планировки территории и, соответственно, проектов межевания земельного участка, не могут являться препятствием для выбора земельного участка, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обязан обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с положениями статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Установление границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков не является основанием, предусмотренным пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта регламентирован земельным законодательством, правила градостроительного законодательства в данном случае не применяются, отсутствие документации по планировке территории свидетельствует о возможности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, выбор земельного участка является обязательной процедурой при рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка.
Пункт 9 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного Постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009 N 691, также не содержит каких-либо ограничений или запретов на предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта при отсутствии проекта планировки территории.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда и не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом первой инстанции не допущено.
Министерство в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по жалобе освобождено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.06.2011 по делу N А63-1847/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
И.М. Мельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1847/2011
Истец: Комитет градостроительства администрации города Ставрополя
Ответчик: Министерство строительства и архитектуры СК
Третье лицо: Администрация города Ставрополя, Вороненко Г С, Прошляков К К, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края