г. Пермь |
|
08 февраля 2013 г. |
Дело N А60-36247/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Радионовой Л.П.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Полевская Трубная Компания" (ОГРН 1096626000899, ИНН 6626020029): Лившиц А.В., предъявлен паспорт, доверенность от 30.08.2012 (л.д. 30),
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ОГРН 1116674014775, ИНН 6679000019): представители не явились,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
общества с ограниченной ответственностью "Полевская Трубная Компания"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 октября 2012 года по делу N А60-36247/2012,
принятое судьей Хомяковой С.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полевская Трубная Компания"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области
об оспаривании решения налогового органа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Полевская Трубная Компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Свердловской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 09.08.2012 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией Общества, а также об обязании Инспекции зарегистрировать в установленном порядке прекращение деятельности ООО "Полевская Трубная Компания".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что в регистрирующий орган были представлены все документы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; Общество не согласно с выводом суда первой инстанции о недостоверности ликвидационного баланса, при этом ссылается на непредъявление налоговым органом требований об уплате налогов в порядке, предусмотренном ст.ст. 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, и в сроки, установленные в сообщении о ликвидации Общества.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2013 в соответствии с ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 04.02.2013 на 14 час. 00 мин. в связи с необходимостью представления регистрирующим органом информации о дате вручения Обществу решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Свердловской области от 29.06.2012 N 19-29/8 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также доказательств вручения Обществу указанного решения.
Регистрирующий орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой выразил несогласие с изложенными в жалобе доводами, полагает, что недостоверность сведений в ликвидационном балансе Общества доказана и данное обстоятельство является основанием для отказа в регистрации.
В судебном заседании апелляционного суда, состоявшемся 04.02.2013 после отложения судебного разбирательства, рассмотрение дела начато сначала.
Присутствовавший в судебном заседании представитель Общества доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в письменных пояснениях. поддержал в полном объеме, письменные пояснения в порядке ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены судом к материалам дела.
Инспекция, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание представителей не направила, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей Инспекции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Полевская Трубная Компания" зарегистрировано в качестве юридического лица 26.08.2009 за основным государственным регистрационным номером 1096626000899 (л.д. 14).
16.04.2012 единственным участником Общества Ефимцевым К.Ю. принято решение о ликвидации Общества, обязанности ликвидатора возложены на Батомункуева Д.Б. (л.д.16).
Размещенная в журнале "Вестник государственной регистрации" от 02.05.2012 N 17 (375) публикация о ликвидации ООО "Полевская Трубная Компания" содержит информацию о том, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения по адресу: Свердловская область г. Екатеринбург, ул. Малышева, 4-16 (л.д.20).
02.08.2012 ликвидатором в Инспекцию представлены заявление о государственной регистрации по форме Р16001, ликвидационный баланс по состоянию на 12.07.2012, документ об уплате государственной пошлины.
09.08.2012 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации на основании непредставления определенных подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов. В решении об отказе в государственной регистрации указано, что ликвидационный баланс не является достоверным, в связи с чем считается не представленным (л.д. 21).
Полагая, что решение об отказе в государственной регистрации является незаконным, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение регистрирующего органа соответствует Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ и не нарушает прав заявителя, в связи с чем отсутствуют основания для признания решения Инспекции недействительным.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации).
В п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, одним из которых является непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов (подп. "а" п. 1 ст. 23).
На рассмотрение суда апелляционной инстанции заявителем апелляционной жалобы поставлен вопрос о правомерности отказа в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с непредставлением ликвидационного баланса.
Действительно, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации, что согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11.
Вместе с тем регистрирующий орган, отказывая в государственной регистрации ликвидации юридического лица со ссылкой на то, что представленный ликвидационный баланс следует рассматривать как содержащий недостоверные сведения, должен доказать в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке наличие задолженности юридического лица по платежам в бюджет.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговый орган как кредитор по обязательным платежам наряду со всеми кредиторами ликвидируемого юридического лица должен соблюдать установленный ст. 61, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок предъявления требований к ликвидируемому должнику.
Факт наличия задолженности по обязательным платежам должен быть зафиксирован в соответствующем решении налогового органа, которое в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение, а в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Как следует из материалов дела, на дату обращения с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности Общества (02.04.2012) на основании решения от 14.03.2012 N 235 о проведении выездной проверки, в отношении ООО "Полевская Трубная Компания" проводилась выездная налоговая проверка. По результатам проверки составлен акт от 29.05.2012 N 19-29/5 (л.д. 84-125), который вручен представителю Общества 30.05.2012, и вынесено решение от 29.06.2012 N 19-29/8 о доначислении налоговых платежей, в связи с чем Общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения.
30.07.2012 Обществом на решение Инспекции направлена апелляционная жалоба в Управление ФНС России по Свердловской области. Решением Управления ФНС России по Свердловской области от 06.09.2012 N 996/12 оспариваемое решение налогового органа оставлено без изменения.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщение о ликвидации общества было опубликовано 02.05.2012, в установленный для предъявления требований кредиторов двухмесячный срок (то есть до 02.07.2012) Инспекцией не предъявлены требования об уплате Обществом обязательных платежей в бюджет либо погашении иной налоговой задолженности.
Решение о доначислении налоговых платежей и пени от 29.06.2012 N 19-29/8, вручено учредителю Общества Ефимцеву К.Ю. 06.07.2012, направлено по юридическому адресу Общества 06.07.2012 и получено Обществом 19.07.2012, то есть за пределами двухмесячного срока для предъявления требований кредиторов (02.07.2012).
Представленный в Инспекцию ликвидационный баланс составлен по состоянию на 12.07.2012.
При этом судом апелляционной инстанции принята во внимание имеющаяся в материалах дела справка Инспекции от 12.07.2012 N 21201, согласно которой по состоянию на 12.07.2012 ООО "Полевская Трубная Компания" не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, и налоговых санкций (л.д. 28).
Ввиду отсутствия по истечении двухмесячного срока требований кредитора единственным участником Общества 12.07.2012 был утвержден ликвидационный баланс Общества, в котором не отражена задолженность по налоговым платежам (л.д. 17-18).
Поскольку действующим законодательством не установлены специальный порядок и очередность удовлетворения требований кредитора - налогового органа в отношении задолженности по обязательным платежам в бюджет, в случае, если налоговым органом в установленный ч. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации срок не заявил ликвидационной комиссии свои требования, оснований для признания ликвидационного баланса недостоверным и отказа в государственной регистрации не имеется.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что налоговым органом не доказана недостоверность сведений ликвидационного баланса, что свидетельствует об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности Общества в связи с ликвидацией.
Следовательно, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению, оспариваемое решение регистрирующего следует признать недействительным как несоответствующее Закону о государственной регистрации и обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом результатов рассмотрения дела судом апелляционной инстанции судебные расходы Общества, связанные с оплатой государственной пошлины по заявлению 2000 рублей и по апелляционной жалобе 1000 рублей подлежат взысканию с Инспекции в пользу Общества.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1, ч. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 октября 2012 года по делу N А60-25258/2012 отменить.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Полевская Трубная Компания" требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Свердловской области от 09.08.2012 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью "Полевская трубная компания" как не соответствующее положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 25 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Полевская Трубная Компания" судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины по заявлению 2000 (Две тысячи) рублей и по апелляционной жалобе 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-36247/2012
Истец: ООО "ПолевскаяТрубнаяКомпания"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N25 по Свердловской области