Заключение Комитета по образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 4 сентября 2008 г. N 17-1
на проект федерального закона N 94777-5 "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" в части финансирования образования
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел проект федерального закона N 94777-5 "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" в части финансирования образования, внесенный Правительством РФ, и установил следующее.
Основные характеристики федерального бюджета на 2009 год сформированы исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта (ВВП) в размере 51 475,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 8,5%. Прогнозируемый объем доходов федерального бюджета на 2009 год составляет 10 927,1 млрд. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 4692,5 млрд. рублей. Общий объем расходов федерального бюджета в 2009 году планируется в объеме 9024,7 млрд. рублей, а прогнозируемый профицит федерального бюджета - 1902,4 млрд. рублей.
Характеристики федерального бюджета на 2010 и на 2011 годы определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 59 146,0 млрд. рублей и 67 610,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 7,0% и 6,8%.
Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2010 год составит 11 733,6 млрд. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета - 4526,2 млрд. рублей и соответственно на 2011 год - 12 838,96 млрд. рублей и 4637,48 млрд. рублей.
Общий объем расходов федерального бюджета на 2010 год запланирован в сумме 10 320,3 млрд. рублей, включая условно утвержденные расходы в сумме 258,0 млрд. рублей, а на 2011 год соответственно в сумме 11 317,7 млрд. рублей и 565,9 млрд. рублей. Прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2010 год определен в сумме 1413,3 млрд. рублей, на 2011 год - 1521,3 млрд. рублей.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу "Образование" характеризуются следующими данными: 423,1 на 2009 год (прирост к 2008 году 87,0 млрд. рублей, или 25,9%), 468,8 и 484,9 млрд. рублей на 2010 и 2011 годы соответственно (прирост к предыдущему году 45,7 млрд. рублей и 16,0 млрд. рублей, или 10,8% и 3,4% соответственно).
Доля расходов на образование от общих расходов в проекте федерального бюджета составляет: в 2009 году - 4,69%, в 2010 году - 4,54%, в 2011 году - 3,78%.
Бюджетная политика в сфере образования в планируемом периоде будет направлена на развитие инновационной деятельности в этой сфере, предусматривающей в том числе дальнейшее развитие сети федеральных университетов, в целях обеспечения системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей - инновационной экономики.
Основное место в структуре расходов раздела "Образование" занимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование (2009 год - 78,0%, 2010 год - 77,6%, 2011 год - 78,7%).
Доля расходов на высшее образование от общих расходов составляет: в 2009 году - 3,65%, в 2010 году - 3,52%, в 2011 году - 2,97%,
Дополнительные бюджетные ассигнования, предусмотренные в бюджетных проектировках на 2009-2011 годы, предполагается направить на:
- увеличение расходов на заработную плату для работников сферы образования гражданских федеральных образовательных учреждений и федеральных государственных научных учреждений в сумме 40 243,9 млн. рублей в 2009 году, 40 327,0 млн. рублей в 2010 году;
- индексацию расходов на обеспечение деятельности федеральных учреждений образования и науки в связи с увеличением прогнозного уровня инфляции в сумме 2337,4 млн. рублей в 2009 году, 4118,4 млн. рублей в 2010 году;
- развитие Сибирского и Южного федеральных университетов, созданных в рамках ПНП "Образование", в сумме по 3000,0 млн. рублей ежегодно в 2009-2011 годах;
- внедрение инновационных образовательных программ в рамках ПНП "Образование" в сумме 3000,0 млн. рублей в 2009 году;
- развитие учебно-научной базы, создание новых научно-образовательных школ, приобретение современного программного обеспечения для Дальневосточного федерального университета в сумме 1000,0 млн. рублей в 2009 году;
- государственную поддержку подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в сумме 1800,0 млн. рублей ежегодно в 2010-2011 годах;
- обеспечение выплаты стипендий учащейся молодежи в размерах, повышенных с 1 сентября 2008 г. (студентам вузов - 1100 рублей в месяц, обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях НПО и СПО - 400 рублей в месяц), в сумме 8192,3 млн. рублей ежегодно в 2009-2011 годах;
- повышение стипендий отдельным категориям обучающихся в сумме 171,7 млн. рублей в 2009 году, 281,9 млн. рублей в 2010 году, 392,1 млн. рублей в 2011 году, в том числе:
- в 1,2 раза с 1 января 2009 г. для стипендиатов Президента РФ (размер стипендии составит 1920 рублей для студентов, 3600 рублей для аспирантов) и Правительства РФ (1440 рублей для студентов вузов, 840 рублей для студентов техникумов, 3600 рублей для аспирантов) в сумме 24,7 млн. рублей ежегодно на 2009-2011 годы;
- выплата дополнительной стипендии для студентов, которые будут обучаться по программе военной подготовки в учебных военных центрах при высших учебных заведениях, в размере, равном 1,5 установленного законом размера стипендии, - в течение первого года обучения и в размере, равном 3-4 установленным законом размерам стипендии (с учетом успеваемости), - в течение второго года и последующих лет обучения, а также единовременная выплата на приобретение специальной формы одежды для данной категории обучающихся в размере 5000 рублей, в сумме 131,5 млн. рублей в 2009 году, 241,7 млн. рублей в 2010 году, 351,9 млн. рублей в 2011 году;
- выплата дополнительной стипендии для студентов, заключивших договоры на обучение с последующим прохождением федеральной государственной гражданской службы, в сумме 15,5 млн. рублей ежегодно на 2009-2011 годы;
- укрепление материально-технической базы федеральных государственных образовательных учреждений в 2009 году в размере 3801,5 млн. рублей, в 2010 году - 5066,8 млн. рублей, в 2011-м - 4509,7 млн. рублей, в том числе на проведение капитального ремонта в федеральных государственных образовательных учреждениях, а также приобретение учебного оборудования и пополнение библиотечных фондов библиотек учебных заведений Минздравсоцразвития России;
- обеспечение государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2009 году в сумме 542,8 млн. рублей, в 2010 году - 803,2 млн. рублей, в 2011 году - 1119,0 млн. рублей в соответствии с законодательно установленными нормами;
- дополнительную государственную поддержку ведущих образовательных учреждений в сфере культуры и искусства в сумме 1176,9 млн. рублей ежегодно на 2009-2011 годы;
- обеспечение деятельности на вновь введенных в эксплуатацию площадях образовательных учреждений в сумме 597,7 млн. рублей в 2009 году, 731,3 млн. рублей в 2010 году, 921,2 млн. рублей в 2011 году;
- решение проблемы обеспечения противопожарной безопасности в образовательных учреждениях в сумме 1369,2 млн. рублей в 2009 году, 1248,0 млн. рублей в 2010 году и 48,0 млн. рублей в 2011 году;
- приобретение учебной литературы для обучающихся из числа инвалидов по зрению в сумме 15,0 млн. рублей ежегодно в 2009-2011 годах;
- обеспечение деятельности структурных подразделений, созданных в высших учебных заведениях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федерального агентства по рыболовству, по проведению соответствующих уставной деятельности научных исследований в области образования в сумме 96,8 млн. рублей в 2009 году, 106,4 млн. рублей в 2010 году, 113,6 млн. рублей в 2011 году;
- проведение прикладных научных исследований по разработке научных технологий строительства и эксплуатации объектов транспортных систем г. Сочи в связи с подготовкой проведения Олимпийских игр в 2014 году в сумме 35,0 млн. рублей ежегодно в 2009-2011 годах.
Достижению целей государственной политики в сфере образования в значительной степени способствуют мероприятия ПНП "Образование".
Вместе с тем государственная политика в отношении отдельных его направлений на планируемые годы имеет различный характер.
Так, реализация отдельных направлений проекта завершается в 2008 или в 2009 году, в том числе:
- внедрение современных образовательных технологий;
- приобретение автобусов для государственных и муниципальных школ в сельской местности;
- оснащение общеобразовательных учреждений учебным оборудованием;
- государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные программы модернизации образования;
- методическое обеспечение и информационная поддержка;
- начальное профессиональное образование военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
В целях продления реализации отдельных направлений проекта на 2009-2011 годы при формировании показателей проекта федерального бюджета на 2009 год и соответствующий плановый период предусмотрены дополнительные ассигнования на:
- развитие Южного и Сибирского федеральных университетов по 3000,0 млн. рублей ежегодно на 2009-2011 годы;
- внедрение инновационных образовательных программ в сумме 3000,0 млн. рублей в 2009 году;
- государственную поддержку подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств по 1800,0 млн. рублей на 2010 и 2011 годы;
- реализацию экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания учащихся в государственных образовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждениях в сумме 500,0 млн. рублей в 2009 году и по 600,0 млн. рублей в 2010 и 2011 годах.
Расходы на финансирование мероприятий в рамках ПНП "Образование" характеризуются следующими показателями: 2009 год - 30 857,0 млн. рублей, 2010 год - 7900,0 млн. рублей, 2011 год - 7900,0 млн. рублей.
В рамках настоящего проекта федерального закона предусмотрены субсидии для софинансирования реализации наиболее значимых полномочий субъектов РФ и муниципальных образований по предоставлению дошкольного и общего образования, а также социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и организации отдыха детей в каникулярное время.
Общий объем указанных субсидий в 2009 году составит 35 475,4 млн. рублей, в 2010 и 2011 годах с учетом прекращения отдельных направлений софинансирования соответственно 29 930,5 млн. рублей и 30 628,3 млн. рублей.
Кроме того, в составе раздела "Межбюджетные трансферты" предусматривается предоставление субвенции бюджетам субъектов РФ на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в сумме 1347,5 млр. рублей в 2009 году, 1479,6 млн. рублей в 2010 году, 1567,0 млн. рублей в 2011 году.
Комитет Государственной думы по образованию отмечает следующее.
В целом проект федерального закона N 94777-5 "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" в части финансирования образования является достаточно подготовленным финансовым документом, сбалансированным по большинству показателей.
Государственная финансовая политика в области образования представлена в части расходов федерального бюджета и в документах, сопровождающих законопроект, при этом не представлен прогноз консолидированного бюджета. В то же время затраты консолидированного бюджета на образование, как правило, в 6-7 раз превышают расходы федерального бюджета и потому играют весьма значительную роль. При отсутствии данных консолидированного бюджета сложно представить соотношение объемов расходов на образование.
В представленном проекте не предусмотрены дополнительные объемы расходов на:
- индексацию расходов на обеспечение деятельности федеральных учреждений образования и науки в связи с увеличением прогнозного уровня инфляции в 2011 году;
- увеличение стипендиального фонда (в том числе с учетом приоритетного повышения базового размера стипендий студентам и обучающимся в образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования в 2009-2011 годах);
- увеличение стипендиального фонда на культурно-массовую и оздоровительную работу учащимся учреждений начального профессионального образования в связи с принятием нового Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования;
- бюджетные инвестиции для завершения строительства объектов, предусмотренных Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы;
- увеличение норм питания обучающихся в системе начального профессионального образования;
- медицинское обслуживание обучающихся и работников образовательных учреждений;
- финансирование отдельных направлений ПНП "Образование" (оснащение общеобразовательных учреждений учебным оборудованием, закупка и поставка автобусов для государственных и муниципальных школ, расположенных в сельской местности, создание и развитие сети национальных университетов, кроме Сибирского, Южного и Дальневосточного федеральных университетов, и др.).
Комитет считает целесообразным предусмотреть дополнительные федеральные расходы на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов на указанные в настоящем заключении направления развития образования.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной думы по образованию предлагает принять проект федерального закона N 94777-5 "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" в части финансирования образования в первом чтении с учетом замечаний и предложений, изложенных в настоящем заключении, при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Председатель комитета |
Г. Балыхин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.