г. Пермь |
N 17АП-243/2013-АКу |
08 февраля 2013 г. |
Дело N А60-40266/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Грибиниченко О. Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю. С.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Каспий" (ОГРН 1038600302180, ИНН 8622010760): не явились;
от заинтересованного лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 декабря 2012 года по делу N А60-40266/2012, принятое судьей Киселёвым Ю. К.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каспий"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск,
об оспаривании постановления от 28.08.2012 N 495,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Каспий" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск (далее - заинтересованное лицо, административный орган, отдел) от 28.08.2012 N 495 о назначении административного наказания, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03 декабря 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что заявителю правомерно вменены все нарушения, состав правонарушения, предусмотренный ст. 6.4 КоАП РФ доказан, процедура привлечения к ответственности соблюдена. Отмечает, что отделом принимались все меры, направленные на обеспечение всестороннего и полного рассмотрения дела, материалы дела содержат доказательства, что в момент проверки общество эксплуатировало именно систему механической приточно-вытяжной вентиляции при непроведении ежегодно дезинфекции данной системы.
Заявитель письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Кроме того, от административного органа поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии его представителя, принятое апелляционным судом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, отделом 10.08.2012 на основании распоряжения N 01-01-01-03-22/11762 от 20.06.2012 проведена плановая выездная проверка общества, расположенного по адрес: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Трубников, 52, по вопросу соблюдения санитарного законодательства.
В ходе проверки обнаружено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, а именно: не осуществляется ежегодная дезинфекция механической приточно-вытяжной вентиляции (договора и акты выполненных работ за январь-июль 2012 года отсутствуют, что является нарушением ст. 11, ч.ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 6.5 СанПиН 2.1.3.2630-10.
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 10.08.2012.
По факту выявленных нарушений 10.08.2012 должностным лицом административного органа в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого 28.08.2012 административным органом вынесено постановление N 495 о назначении обществу административного наказания по ст. 6.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя события вменяемого ему правонарушения в связи с его недоказанностью.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, - от десяти тысячи до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
На основании ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ).
По смыслу ч. 1 и 2 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ фактические данные, свидетельствующие о наличии правонарушения, должны быть конкретизированы, поскольку именно на основании этих данных судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений.
В соответствии с абз. 10 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и(или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 названного Федерального закона).
Из содержания ст. 24 Закона N 52-ФЗ следует, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанной деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Из материалов дела усматривается, что общество осуществляет медицинскую деятельность в стоматологическом кабинете "Денталь" по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Трубников, 52.
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10).
В соответствии с п. 6.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования.
При проверке указанного кабинета отделом установлено, что помещение оборудовано естественной вентиляцией - откидной фрамугой с системой фиксации и автономной вентиляцией - вытяжным вентилятором "HARDI", предназначенным для помощи гравитационной вентиляции в помещении, имеющем индивидуальный вентиляционный канал.
Техническое обслуживание вентиляционной системы осуществляется по договору с индивидуальным предпринимателем Гуфрановым Н. В. от 10.01.2012.
Вывод о нарушении обществом положений статей 11, 24 Закона N 52-ФЗ и п. 6.5 СанПиН 2.1.3.2630-10, заключающемся в неосуществлении ежегодно дезинфекции механической приточно-вытяжной вентиляции, сделан на основании того, что соответствующие договоры и акты выполненных работ за январь-июль 2012 года в ходе проверки представлены не были.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, положениями п. 6.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 установлено требование к системам механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования.
Таким образом, очевидно, что установленное данным пунктом требование обусловлено тем, что в помещениях, где осуществляется медицинская деятельность, должны минимизироваться риски поступления наружного воздуха, инфицированного за счет накоплений (отложений) на внутренних поверхностях элементов системы приточной вентиляции, в частности, на внутренних поверхностях воздуховодов, с помощью которых воздух подается в помещение. При отсутствии системы вентиляции (воздуховодов), а равно при наличии вытяжной вентиляции такие риски не возникают, следовательно, на такую вентиляцию действие пункта 6.5 не распространяется.
С учетом изложенного, применительно к рассматриваемому делу, установлению, прежде всего, подлежал тип имеющейся в помещении системы вентиляции.
Оспариваемое постановление не содержит выводов, а материалы дела доказательств, которые позволили административному органу квалифицировать имеющийся вытяжной вентилятор в качестве системы механической приточно-вытяжной вентиляции, ежегодно подлежащей дезинфекции.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, фактические обстоятельства в совокупности с представленными в дело доказательствами, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что объективная сторона вменяемого заявителю административного правонарушения в его действиях (бездействии) отсутствует, в связи с недоказанностью факта нарушения обществом санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
Иного ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций административным органом не доказано.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются по вышеизложенным основаниям.
Учитывая недоказанность события правонарушения в действиях заявителя, вопрос виновности лица привлеченного к административной ответственности, судом не рассматривается.
Отсутствие события административного правонарушения в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и влечет отмену постановления о назначении административного наказания в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не представлено, оснований для переоценки данных выводов суда у апелляционного суда не имеется.
Соответствующие доводы жалобы судом признаны несостоятельными и отклонены в полном объеме.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне рассмотрел материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Иных, влекущих отмену обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба административного органа не содержит.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 декабря 2012 года по делу N А60-40266/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40266/2012
Истец: ООО "Каспий"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск