г. Самара |
|
08 февраля 2013 г. |
Дело N А72-6858/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Драгоценновой И.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лещенко А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04.02.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.10.2012 по делу N А72-6858/2012 (судья Каргина Е.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Измайловское кооперативное предприятие" (ИНН 7301003093, ОГРН 1057301000921), Ульяновская область, г.Барыш,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ульяновской области, Ульяновская область, г.Инза,
Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области, Ульяновская область, г.Барыш,
об обязании возвратить излишне уплаченные взносы по обязательному пенсионному страхованию,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Измайловское кооперативное предприятие" (далее - ООО "Измайловское КП", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ульяновской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 3 по Ульяновской области, налоговый орган), Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области (далее - УПФ РФ (ГУ) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области, пенсионный фонд) об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, в сумме 5 966 руб. с начисленными на сумму излишне уплаченных страховых взносов процентами за период с 25.02.2012 по день фактического исполнения налоговым органом обязанности по возврату излишне уплаченных страховых взносов, а также о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 8 000 руб. (т.1, л.д.6-10).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.10.2012 по делу N А72-6858/2012 заявленные требования удовлетворены частично. На УПФ РФ (ГУ) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области возложена обязанность по возврату ООО "Измайловское КП" излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в пенсионный фонд на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 5 549 руб. с начисленными на сумму излишне уплаченных страховых взносов процентами за период с 20.04.2012 по день фактического возврата страховых взносов. Кроме того, с УПФ РФ (ГУ) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области в пользу ООО "Общепит" взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 8 000 руб. В остальной части заявленных требований отказано (т.2,л.д.73-77).
Не согласившись с принятым решением суда, пенсионный фонд обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 19.10.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований (т.2,л.д.83-85).
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 19.10.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Общество в отзыве просит взыскать с пенсионного фонда судебные расходы, понесенные в связи с оплатой услуг представителя по договору от 11.12.2012 N 52.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом обществу выдана справка от 31.10.2011 N 37903 о состоянии расчетов на 20.10.2011 с указанием переплаты по страховым взносам в пенсионный фонд на страховую часть трудовой пенсии в сумме 417 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 5 549 руб., всего 5 966 руб.
25.01.2012 ООО "Измайловское КП" обратилось в Межрайонную ИФНС России N 3 по Ульяновской области с заявлением о возврате указанной переплаты.
Межрайонная ИФНС России N 3 по Ульяновской области по результатам рассмотрения заявления общества приняла решение от 09.02.2012 N 488 об отказе в осуществлении возврата, указав, что данное заявление не согласовано с органом пенсионного фонда.
ООО "Измайловское КП" 19.03.2012 обратилось в УПФ РФ (ГУ) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 5 966 руб.
УПФ РФ (ГУ) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области в адрес общества направлено письмо от 22.03.2012 N 193, в котором указанно, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации не имеют полномочий для осуществления возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации на коды бюджетной классификации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Измайловское КП" в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные ООО "Измайловское КП" требования, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основе анализа и оценки представленных в материалы дела доказательств, в том числе, акта сверки расчетов, протоколов к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, платежных поручений на уплату взносов за спорный период, судом первой инстанции установлено, что сумма излишне уплаченных заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, составляет 5 549 руб.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что предъявленная к возврату сумма страховых взносов является излишне уплаченной за 2009 год и внесена обществом в доход бюджета по коду бюджетной классификации 182.
Согласно пункту 3 статьи 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) к правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу названного Федерального закона, положения данного Федерального закона применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу, то есть после 01.01.2010.
В соответствии с пунктом 3 статьи 60 Закона N 212-ФЗ суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6 статьи 26 Закона N 212-ФЗ зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
При этом в силу статьи 3 Закона N 212-ФЗ органом контроля за уплатой страховых взносов является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Частью 15 статьи 26, частью 4 статьи 27 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что поручение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства (далее - орган Федерального казначейства) для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" установлено, что главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 по 2009 включительно, является Федеральная налоговая служба.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Письмом Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58/АД-30-24/8509@ "О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование" до сведения территориальных органов Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации доведен совместно разработанный Порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 по 2009 включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба (далее - Порядок).
В указанном письме отмечено, что в 2010 Федеральная налоговая служба является главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды 2002 - 2009 годов по следующим кодам бюджетной классификации: 182 1 02 02010 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии"; 182 1 02 02020 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии".
Порядком предусмотрено, что возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на коды бюджетной классификации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба России, осуществляется по решению территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Налоговый орган решения о возврате указанных взносов не принимает, а лишь оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из анализа вышеизложенных норм следует, что полномочия по расчету суммы переплаты, подлежащей возврату, и принятию решения о возврате предоставлены органам Пенсионного фонда Российской Федерации, в то время как исполнение таких решений возложено на главного администратора доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - соответствующие налоговые органы.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно указано, что возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени налоговый орган самостоятельно осуществлять не вправе, в связи с чем обоснованной является позиция Межрайонной ИФНС России N 3 по Ульяновской области, изложенная в решении от 09.02.2012 N 488, о необходимости согласования заявления ООО "Измайловское КП" с Пенсионным фондом Российской Федерации ввиду отсутствия у налогового органа соответствующих полномочий.
В связи с изложенным, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исследовав все обстоятельства дела в совокупности, установив факт наличия у ООО "Измайловское КП" предъявленной к возврату переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 5 549 руб., суд первой инстанции правомерно сделал вывод о необходимости возложения на УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области обязанности по возврату заявителю указанной суммы переплаты в связи с наличием у ответчика соответствующих полномочий.
Согласно пунктам 11 и 17 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. В случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного частью 11 настоящей статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, общество обратилось в пенсионный фонд с соответствующим заявлением 19.03.2012, ответ на заявление поступил 22.03.2012.
Таким образом, с учетом положений части 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 5 549 руб., подлежали возврату не позднее, чем 22.03.2012.
Как усматривается из материалов дела, на момент рассмотрения дела в суде денежные средства в сумме 5 549 руб. не возвращены обществу.
В связи с изложенным, судом первой инстанции правомерно признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению требования общества в части выплаты органом пенсионного фонда процентов, начисленных в связи с несвоевременным возвратом ООО "Измайловское КП" страховых взносов в сумме 5 549 руб.
ООО "Измайловское КП" также заявлены требования по взысканию с налогового органа и пенсионного фонда судебных расходов, понесенных в связи с оплатой услуг представителя, в сумме 8 000 руб.
Указав, что обязанность по своевременному возврату излишне уплаченных страховых взносов не исполнена именно УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области, суд первой инстанции в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскал заявленную сумму судебных расходов с учреждения в пользу заявителя по делу.
Возражений относительного данного вывода суда первой инстанции в апелляционной жалобе не содержится, возражений по нему в арбитражном суде апелляционной инстанции не приведено.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, учреждением не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Принимая во внимание, что заявление о взыскании судебных расходов содержится в отзыве на апелляционную жалобу, сведениями о получении которого лицами, участвующими в деле, арбитражный апелляционный суд не располагает, лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, данное заявление не рассматривалось судом апелляционной инстанции.
Заявление ООО "Измайловское КП" о взыскании с УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области судебных расходов, понесенных в связи с оплатой услуг представителя по договору от 11.12.2012 N 52, может быть подано в арбитражный суд, рассматривавший настоящее дело в качестве суда первой инстанции, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.10.2012 по делу N А72-6858/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6858/2012
Истец: ООО "Измайловское кооперативное предприятие"
Ответчик: МИФНС N3 по Ульяновской области, Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение)в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области, УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области
Третье лицо: УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области