г. Пермь |
N 17АП-15356/2012-АК |
08 февраля 2013 г. |
Дело N А50П-905/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Риб Л. Х., Ясиковой Е. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю. С.,
при участии:
от заявителя Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения комбинированного вида г. Кудымкара "Детский сад N 19 "Родничок" (ОГРН 1025903382416, ИНН 8107008254): Меликов А. Н., предъявлен паспорт, доверенность от 28.01.2013;
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (Коми-Пермяцкий территориальный отдел): не явились;
от третьего лица Кудымкарской городской прокуратуры: Демотко С. А., предъявлено удостоверение;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения комбинированного вида г. Кудымкара "Детский сад N 19 "Родничок", на решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 11 декабря 2012 года по делу N А50П-905/2012, принятое судьей Даниловым А. А.,
по заявлению Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения комбинированного вида г. Кудымкара "Детский сад N 19 "Родничок"
к Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (Коми-Пермяцкий территориальный отдел)
третье лицо: Кудымкарская городская прокуратура,
о признании постановления незаконным,
установил:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение комбинированного вида г. Кудымкара "Детский сад N 19 "Родничок" (далее -заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления N362-К от 01.11.2012 Коми-Пермяцкого территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, административный орган), согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Кудымкарская городская прокуратура.
Решением Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 11.12.2012 (резолютивная часть решения объявлена 10.12.2012) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее подателем приведены доводы об отсутствии в действиях учреждения состава вменяемого административного правонарушения, ввиду недоказанности вины в его совершении. Указывает, что количество детей, посещающих образовательное учреждение, не зависит от детского сада, поскольку прием в учреждение осуществляется на основании направлений, выдаваемых Управлением образования, носящих императивный характер. Кроме того полагает, что при осуществлении проверки следовало исходить не из списочного состава детей, зачисленных в группу, а из фактической посещаемости в проверяемых группах.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивал.
В судебном заседании представителем заявителя заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копий разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17.12.2012 и письма Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 27.12.2012.
Судом заявленное ходатайство рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку указанные документы не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительным причинам.
Административный орган по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Заинтересованное лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании 31 января 2013 года объявлен перерыв до 06 февраля 2013 года до 17 час. 00 мин.
После перерыва 06.02.2013 судебное заседание продолжено в том же составе суда, с участием представителей заявителя и прокуратуры.
Представитель третьего лица против доводов жалобы возражал по мотивам, изложенным в письменном отзыве. Решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Заинтересованное лицо после объявленного перерыва, о котором оно было извещено публично, представителей в судебное заседание не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Кудымкарской городской прокуратурой в отношении учреждения, расположенного по адресу: Пермский край, г. Кудымкар, ул. Лихачева, 46 "а", проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическим благополучии населения.
В ходе проверки установлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10, которые выразились в наполняемости детей по группам, а именно:
- группа младшего дошкольного возраста "Дельфин" - 27 человек (возраст детей от 3 до 4 лет), игровая площадью 51,5 кв.м. (на одного ребенка дошкольного возраста в среднем приходится 1,9 кв.м., при норме не менее 2,0 кв.м.);
- средняя группа "Колобок" - 28 человек (возраст детей от 4 до 5 лет), игровая площадью 51,4 кв.м. (на одного ребенка дошкольного возраста в среднем приходится 1,8 кв.м., при норме не менее 2,0 кв.м.);
- средняя группа "Буратино" - 26 человек (возраст детей от 4 до 5 лет), игровая площадью 50,8 кв.м. (на одного ребенка дошкольного возраста в среднем приходится 1,9 кв.м., при норме не менее 2,0 кв.м.);
- средняя группа "Пчелка" - 26 человек (возраст детей от 4 до 5 лет), игровая площадью 48,2 кв.м. (на одного ребенка дошкольного возраста в среднем приходится 1,8 кв.м., при норме не менее 2,0 кв.м.);
- старшая группа "Золотая рыбка" - 24 человека (возраст детей от 5 до 6 лет), игровая площадью 46,5 кв.м. (на одного ребенка дошкольного возраста в среднем приходится 1,9 кв.м., при норме не менее 2,0 кв.м.);
- старшая группа "Мальвина" - 26 человек (возраст детей от 5 до 6 лет), игровая площадью 49,2 кв.м. (на одного ребенка дошкольного возраста в среднем приходится 1,9 кв.м., при норме не менее 2,0 кв.м.);
- подготовительная группа "Светлячок" - 29 человек (возраст детей от 6 до 7 лет), игровая площадью 48,9 кв.м. (на одного ребенка дошкольного возраста в среднем приходится 1,7 кв.м., при норме не менее 2,0 кв.м.).
18.10.2012 заместителем Кудымкарского городского прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении учреждения.
Данное постановление направлено в адрес административного органа для рассмотрения.
01.11.2012 по результатам рассмотрения указанного постановления, а также иных материалов административного дела, заинтересованным лицом вынесено постановление N 362-К по делу об административном правонарушении, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Учреждение, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, присутствующих в судебном заседании, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, вина лица в совершении правонарушения, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного нарушения выражается в нарушении конкретных санитарных правил, которые лицо, осуществляющее воспитание и обучение, обязано соблюдать.
В соответствии с абз. 10 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и(или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 названного Федерального закона).
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 N91 (далее - СанПиН 2.4.1.2660-10).
В соответствии с п. 1.10 СанПиН 2.4.1.2660-10, нарушение требований которого вменено учреждению оспариваемым постановлением, количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Из материалов дела усматривается, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужили установленные в ходе обследования Кудымкарской городской прокуратурой факты наличия в 7 группах детского сада количества детей не соответствующего требованиям п. 1.10 СанПиН 2.4.1.2660-10 исходя из расчета групповой площади.
При этом апелляционным судом установлено, что выводы административного органа о допущенных учреждением нарушениях сделаны исходя из списочного состава детей, зачисленных в детский сад.
Вопрос о фактической посещаемости детей в проверяемых группах административным органом не исследовался, не получили должной оценки представленные табеля учета посещаемости детей, в соответствии с которыми ежедневное нахождение в группах детей не только не превышает допустимую норму по количеству детей, определяемую из расчета групповой (игровой) площади, но и не добирает до 100% от допустимой нормы, в связи с чем, площадь на одного ребенка превышает 2 кв.м.
Тогда как, из разъяснений требований СанПиН 2.4.1.2660-10, данных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в письме от 15.04.2011 N 01/4340-1-32, направленном руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, усматривается, что установленный СанПиН 2.4.1.2660-10 норматив позволяет находиться в группе не более 20-25 детей при площади групповой 50-м?(типовой детский сад).
Анализ указанных разъяснений позволяет прийти к выводу, что при проведении проверки, прежде всего, следовало исходить из фактического нахождения детей в группах, а не из списочного состава зачисленных в группу детей.
Указанное согласуется с разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, данными в письме от 17.12.2012 N 01/14429-12-32, приобщенном по ходатайству заявителя к материалам дела.
Кроме того, в целях систематизации и оптимизации, в том числе, указанных выше разъяснений (письма от 15.04.2011 N 01/4340-1-32, от 17.12.2012 N 01/14429-12-32), Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подготовлено письмо N 01/25-13-32 от 10.01.2013 "О разъяснениях по применению отдельных норм СанПиН 2.4.1.2660-10", согласно п. 4 которого, при применении п. 1.10 при осуществлении федерального государственного надзора территориальным органам Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, следует исходить из того, что при увеличении укомплектованности групп дошкольных организаций следует учитывать количество детей не по списочному составу, а по фактическому количеству.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, фактические обстоятельства в совокупности с представленными в дело доказательствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что объективная сторона вменяемого заявителю административного правонарушения в действиях учреждения отсутствует, в связи с недоказанностью факта нарушения учреждением санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения.
Учитывая недоказанность события правонарушения в действиях заявителя, вопрос виновности лица привлеченного к административной ответственности, судом не рассматривается.
Отсутствие события административного правонарушения в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и влечет отмену постановления о назначении административного наказания в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
С учетом изложенного, соответствующие выводы суда первой инстанции о доказанности состава административного правонарушения в действиях учреждения является ошибочным, основанными на неправильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы учреждения приняты апелляционным судом и признаны обоснованными.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба заявителя - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270 ч.ч. 1 и 2, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 11 декабря 2012 года по делу N А50П-905/2012 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление главного государственного санитарного врача по Коми-Пермяцкому округу Федьковой М.В. от 01.11.2012 N 362-К о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей в отношении муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения комбинированного вида г. Кудымкара "Детский сад N 19 "Родничок".
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края Постоянное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-905/2012
Истец: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение комбинированного вида г. Кудымкара "Детский сад N 19"
Ответчик: Коми-Пермяцкий территориальный отдел Управления Роспотребнадзора РФ по Пермскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Коми-Пермяцкий территориальный отдел
Третье лицо: Кудымкарская городская прокуратура, Кудымкарский городской прокурор, Прокуратура г. Кудымкара