г. Самара |
|
08 февраля 2013 г. |
Дело N А55-18595/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Марчик Н.Ю., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
от заявителя - Почуйкина Т.Г., доверенность от 11 января 2013 г. N 31, Кашаева И.В., доверенность от 26 декабря 2012 г. N 2959;
от Министерства управления финансами Самарской области - Иванов В.Ю., доверенность от 20 сентября 2012 г. N 435;
от третьих лиц:
от Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - Мавлютова Р.И., доверенность от 24 декабря 2012 г. N 7-03/532;
от Управления Федерального казначейства по Самарской области - извещен, не явился;
от Министерства регионального развития Российской Федерации - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело
по заявлению администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области (ОГРН 1026303857436), г. Нефтегорск, Самарская обл.,
к Министерству управления финансами Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, г. Самара,
Управление Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара,
Министерство регионального развития Российской Федерации, г. Москва,
о признании недействительным приказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным приказа Министерства управления финансами Самарской области от 26 декабря 2011 г. N 01-21/178 "О взыскании из бюджета муниципального района Нефтегорский Самарской области в доход областного бюджета неиспользованных остатков целевых средств" и обязании Министерства управления финансами Самарской области вернуть в бюджет муниципального района Нефтегорский Самарской области денежные средства в размере 1 060, 2 тыс. руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 сентября 2012 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованным лицом не доказан факт нецелевого использования заявителем бюджетных средств (субвенций) в сумме 1 060 200 руб.
Не согласившись с выводами суда, Министерство управления финансами Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
В апелляционной жалобе указывает, что Министерством приказ принимался в соответствии с требованиями Порядка взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из областного бюджета, утвержденного приказом министерства управления финансами Самарской области от 21 декабря 2009 г. N 01-21/65, на основании представленных сведений об остатках межбюджетных трансфертов, неиспользованных на 01 января 2012 г. На момент представления Минэкономразвития данных сведений и вынесения приказа основания считать средства в объеме 1 060 200 руб. использованными по целевому назначению отсутствовали.
Министерство в рамках предусмотренных процедур обязано принять приказ. Данный приказ не может быть признан незаконным, недействительным на основании признания незаконным выводов акта проверки Минэкономразвития.
В рамках рассматриваемых правоотношений возможность квалификации деятельности Администрации как предпринимательской или иной экономической деятельности в принципе отсутствует, что исключает возможность рассмотрения заявления, касающегося межбюджетных отношений - публичных правоотношений в рамках арбитражного судопроизводства.
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области также подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и прекратить производство по делу.
В апелляционной жалобе указывает, что обеспечение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N 714 военнослужащего, проходившего службу в СА с 1951 г., Глебова Н.М. является нарушением действующего законодательства, поскольку согласно Указу, имеющему целевую направленность, обеспечиваются жильем только ветераны ВОВ 1941-1945 годов.
При рассмотрении дела в арбитражном апелляционном суде установлено, что имеется предусмотренное п. 2 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) безусловное основание для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Самарской области об отложении судебного заседания от 04 сентября 2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство регионального развития Российской Федерации.
Однако в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие об извещении судом первой инстанции Министерства регионального развития Российской Федерации о рассмотрении дела в судебном заседании 26 сентября 2012 г. в 09 час. 00 мин.
При таких обстоятельствах рассмотрение дела 26 сентября 2012 г. в отсутствие представителя Министерства регионального развития Российской Федерации, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 270 АПК РФ, является безусловным основанием для отмены решения суда.
В силу ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене и дело подлежит рассмотрению по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением от 18 января 2013 г. арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В судебном заседании представители администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области заявленные требования поддержали.
Представители Министерства управления финансами Самарской области и Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области возражали против удовлетворения заявленных требований, просили прекратить производство по делу.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 12 мая 2011 г. N 53 о проведении министерством внеплановой проверки в администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области была проведена проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных администрации на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" за период с 01 января 2009 г. по 16 мая 2011 г.
В ходе проверки установлено нецелевое использование средств субвенции из областного бюджета в рамках ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) Глебову Н.М. на сумму 1 060 200 руб.
По результатам проверки Министерством экономического развития составлен акт от 25 мая 2011 г. (т. 1 л.д. 16-20).
В акте указано, что в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" Глебову Н.М. (1931 г. рождения), не принимавшему участия в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, а участвовавшему в боевых операциях в 1951 г., необоснованно предоставлена социальная выплата, что повлекло нецелевое использование средств субвенции из областного бюджета, поступивших из Федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, в размере 1 060 200 руб.
Приказом Министерства управления финансами Самарской области от 26 декабря 2011 г. N 01-21/178 Управлению Федерального казначейства по Самарской области приказано взыскать из бюджета муниципального района Нефтегорский Самарской области и перечислить в доход областного бюджета неиспользованные остатки целевых средств в сумме 1 060 200 руб. (т. 1 л.д. 8-10).
Полагая названный приказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исходя из положений ст.ст. 3, 8, 13, 15, 16, 23.2 Закона о ветеранах, ст.ст. 17, 28.2 Закона о социальной защите инвалидов, Закона Самарской области от 11 июля 2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, постановления Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 77 "Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан", для получения ветеранам боевых действий и инвалидам субсидий на приобретение жилья необходимо соблюдение следующих условий: наличие у физического лица статуса ветерана боевых действий или инвалида; постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; отнесение на момент предоставления субсидии лица к категории нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В силу п. "е" ст. 2 Закона о ветеранах к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительских батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 г. по 9 мая 1945 г.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 15 Закона о ветеранах участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" п.п. 1 п. 1 ст. 2 данного Закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст. 23.2 Закона о ветеранах Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Статьей 28 Закона о ветеранах предусмотрено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Глебов Н.М. проходил службу в действующей армии в декабре 1951 г., принимал участие в боевых операциях в составе в/ч 3240 в 1951 г. (Украина), что подтверждено справкой Центрального архива внутренних войск от 29 декабря 2001 г. N 4/А/Г-266, копией военного билета, справкой Отдела военного комиссариата Самарской области по Нефтегорскому и Алексеевскому районам от 02 июня 2011 г. N 533 (т. 1 л.д. 46, 48-52, 53, 58).
Глебову Н.М. выдано удостоверение серия ВВ N 185767 о том, что он является участником - ветераном Великой Отечественной войны (т. 1 л.д. 45).
Глебов Н.М. являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Постановлением администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 07 декабря 2009 г. N 1659, с учетом решения комиссии по жилищным вопросам от 27 ноября 2009 г., Глебов Николай Михайлович был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (т. 1 л.д. 36).
С учетом изложенного Глебов Н.М. является ветераном Великой Отечественной войны на основании п.п. 3 п. 1 ст. 15 Закона о ветеранах и имел право на предоставление ему меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств Федерального бюджета. Поэтому получение им социальной выплаты в размере 1 060 200 руб. и приобретение на указанные денежные средства жилого помещения основано на нормах закона.
Таким образом, доводы, изложенные в акте от 25 мая 2011 г. министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, о том, что предоставление Глебову Н.М. социальной выплаты и направление ее на оплату приобретенного им жилого помещения является нарушением Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N 714 и нецелевым использованием бюджетных средств в сумме 1 060 200 руб. необоснованны и не могли являться основанием для принятия Министерством управления финансами Самарской области оспариваемого приказа от 26 декабря 2011 г. N 01-21/178.
В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Министерством управления финансами Самарской области не доказан факт нецелевого использования заявителем бюджетных средств (субвенций) в сумме 1 060 200 руб.
Суд не принимает довод Министерства управления финансами Самарской области о том, что оспариваемый приказ принят на основании акта проверки от 25 мая 2011 г., содержание которого проверять у министерства нет полномочий, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению. Вышеизложенное свидетельствует о незаконности выводов, изложенных в акте проверки от 25 мая 2011 г., послуживших основанием для принятия оспариваемого приказа. Оспариваемый приказ принят в нарушение положений Федерального закона "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". Кроме того, оспариваемый приказ нарушает права и интересы заявителя, поскольку денежные средства в бесспорном порядке взыскиваются из бюджета заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются нарушения как закона, так и экономических интересов заявителя.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что требование заявителя о признании недействительным приказа Министерства управления финансами Самарской области от 26 декабря 2011 г. N 01-21/178 подлежит удовлетворению.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из буквального толкования данной нормы не следует, что при применении п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суду необходимо указать, каким образом необходимо устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку на необходимость подобного указания содержится лишь в п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, касающейся оспаривания действий (бездействия).
Таким образом, законодатель конкретно предусмотрел, каким образом подлежит восстановлению нарушенное право заявителя.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2009 г. по делу N А55-17523/2008.
Судом удовлетворено ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока, предусмотренного ст. 198 АПК РФ, в силу ст. 117 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд отклоняет доводы Министерства управления финансами Самарской области и Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о том, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Под ненормативным актом, который в соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан судом недействительным, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Согласно ч. 1 ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 6 БК РФ признает, что бюджетная система Российской Федерации, представляющая собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основана на экономических отношениях.
Системное толкование ст. 29 АПК РФ, ст.ст. 1, 6 БК РФ свидетельствует о том, что бюджетные отношения в сфере экономической деятельности позволяют отнести рассмотрение настоящего спора к компетенции арбитражного суда.
Поскольку оспариваемый ненормативный акт содержит обязательное для администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области предписание в части взыскания денежных средств в бюджет Самарской области, которое может повлечь неблагоприятные для нее последствия, то оспаривание приказа в судебном порядке возможно в арбитражном суде.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 октября 2011 г. N 7407/11, от 23 ноября 2010 г. N 10430/10, постановлениях Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 февраля 2011 г. по делу N А69-1014/2010, от 21 февраля 2011 г. по делу N А10-605/2010, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 января 2011 г. по делу N Ф09-11-7/10-С1, от 28 февраля 2011 г. по делу N Ф09-478/11, Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 мая 2011 г. по делу N А55-21826/2010, от 14 августа 2012 г. по делу N А55-3010/2012, от 04 сентября 2012 г. по делу N А55-3752/2012.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 167-170, 176, 180-182, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 сентября 2012 г. по делу N А55-18595/2012 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные администрацией муниципального района Нефтегорский Самарской области, г. Нефтегорск, Самарская обл., требования удовлетворить.
Признать недействительным приказ Министерства управления финансами Самарской области от 26 декабря 2011 г. N 01-21/178 "О взыскании из бюджета муниципального района Нефтегорский Самарской области в доход областного бюджета неиспользованных остатков целевых средств".
Обязать Министерство управления финансами Самарской области, г. Самара, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области, г. Нефтегорск, Самарская обл.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18595/2012
Истец: Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области
Ответчик: Министерство управления финансами Самарской области
Третье лицо: Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Управление Федерального Казначейства по Самарской области