г. Чита |
|
07 февраля 2013 г. |
Дело N А19-14542/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2013.
Полный текст постановления изготовлен 07.02.2013.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Клочковой Н.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петелиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Качугский лесхоз" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 октября 2012 года по делу N А19-14542/2012 по иску Прокуратуры Иркутской области (ОГРН 1033801014532, ИНН 3808014899, 664011, г.Иркутск, ул.Володарского, 5) в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, 664025, г.Иркутск, ул.Российская, 17) к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Качугскому лесничеству (ОГРН 1083827000091, ИНН 3830906661 Иркутская область, Качугский р-н, пгт. Качуг, ул. Морозова, 1); обществу с ограниченной ответственностью "Качугский лесхоз" (ОГРН 1093827000035, ИНН 3830907753, 666203, Иркутская обл., Качугский р-н, пгт. Качуг, ул. Красноармейская, 13) о признании договора недействительным (суд первой инстанции: Кулик Е.Н.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Заместитель прокурора Иркутской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Качугскому лесничеству и Обществу с ограниченной ответственностью "Качугский лесхоз" о признании договора от 14.01.2011 N 1 недействительным.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 октября 2012 года исковые требования удовлетворены. Договор на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Качугского лесничества N 1 от 14.01.2012, заключенный между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Качугскому лесничеству и Обществом с ограниченной ответственностью "Качугский лесхоз" признан недействительным. С Общества с ограниченной ответственностью "Качугский лесхоз" в федеральный бюджет взыскана государственная пошлина в сумме 2 000 руб.
С принятым судебным актом не согласен ответчик - ООО "Качугский лесхоз", обратился с апелляционной жалобой. Полагает, что данное решение суда незаконно и подлежит отмене. Указывает на несогласие с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что Федеральный закон N 94-ФЗ не содержит норм, допускающих применение положений подпункта 14 части 2 статьи 55 ФЗ к смешанным договорам, поскольку пп.14 ч.2 ст. 55 ФЗ применяется в том случае, если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг, поставляемых товаров) не превышает 100 000 рублей, к любым договорам (в том числе смешанным), законом не запрещено применять данную норму к смешанным договорам, и стоимость выполненных работ и лесных насаждений, переданных по данному договору не может суммироваться. Считает, что нормы Лесного кодекса РФ прямо не предусматривают проведение торгов (конкурса либо аукциона) по продаже права на заключение договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений. Соответственно, такая обязанность у уполномоченных органов государственной власти отсутствует. Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Качугскому лесничеству вправе в случае выполнения работ на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, разместить заказ на выполнение работ у единственного исполнителя. Полагает, что ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" регулирует порядок размещения заказов, однако не устанавливает обязанность проведения торгов. Считает, что арбитражный суд неправильно определил круг юридически значимых обстоятельств по делу, что повлекло за собой принятие незаконного решения, вывод арбитражного суда о том, что установленное судом обстоятельство несоответствия договора нормативным актам является безусловным и достаточным основанием для признания договора ничтожной сделкой является ошибочным. Истец не представил доказательств нарушения заключением спорного договора без проведения торгов прав и законных интересов Российской Федерации как собственника лесного фонда, соответственно заинтересованным лицом Российская Федерация не является.
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области указало на несостоятельность доводов ответчика.
Представители лиц, участвующих в деле, судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
14.01.2011 Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Качугскому лесничеству (заказчик) и Общество с ограниченной ответственностью "Качугский лесхоз" (подрядчик) подписали договор N 1 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Северного лесничества, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ, содержание, объем, стоимость, место выполнения, сроки и требования к выполнению и качеству которых стороны согласовали в приложении N 1 к настоящему договору, в частности стоимость составила 99 000 руб. 00 коп., а заказчик обязался передать лесные насаждения для заготовки древесины с предельным объемом 35 818 куб.м. стоимостью 90 665 руб. 93 коп.
Заявляя требования о признании данного договора недействительным, истец указал, что оспариваемый договор заключен без проведения торгов, тогда как их проведение является обязательным в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ и Особенностями размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, утвержденными Приказом Министерства экономического развития РФ N 270 от 05.07.2010 г.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, пришел к выводу, что договор N 1 от 10.01.2012 не соответствует требованиям статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону N 94-ФЗ, Приказу Минэкономразвития РФ от 05.07.2010 N 270, в связи с чем, является недействительной (ничтожной) сделкой, не порождающей правовых последствий для сторон с момента ее заключения, согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд полагает, что основания для переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормам материального права, ссылка на которые в судебном акте имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены решения, судом не допущено.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Согласно частям 2, 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития от 05.07.2010 N 270 утверждены особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров (далее - Приказ N 270), которыми предусмотрено, что размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления (далее - заказчики) на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров).
Согласно пункту 2 приказа N 270 в извещении о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ.
Также в конкурсной документации или документации об аукционе, помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" должны быть указаны положения, определяющие:
а) местоположение лесных насаждений (лесничество, лесопарк, лесной квартал, лесотаксационный выдел), где планируется вырубка лесных насаждений;
б) стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании предельного объема заготовки древесины и ставок платы за заготовленную древесину.
Судом при системном толковании содержания части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, Особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров следует, правомерно указано на то, что заготовка древесины неразрывно связана с выполнением работ по охране, защите, воспроизводству лесов, входит в состав данных работ, сведения об условиях продажи лесных насаждений для заготовки древесины включаются в извещение о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсную документацию или документацию об аукционе. Само по себе требование о включении в извещение о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсную документацию или документацию об аукционе сведений о размере платы за заготовку древесины, означает что такая плата должна учитываться при определении характеристик проводимого конкурса.
Следовательно, установив в спорном случае в одностороннем порядке и без проведения торгов стоимость работ по охране, защите, воспроизводству лесов без учета стоимости лесных насаждений, подлежащих продаже в ходе выполнения указанных работ, территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Качугскому лесничеству, тем самым, нарушило требования части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации и Особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, а также требования статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 7. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
При толковании условий указанных правовых норм следует принимать во внимание требования части 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку иное толкование фактически допускает без проведения торгов одновременное заключение договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений, что противоречит статьям 77, 19 Лесного кодекса РФ.
Кроме того, Приказ Минэкономразвития РФ от 05.07.2010 г. N 270, устанавливающий особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных статьей 19 ЛК РФ, и являющийся специальным нормативным правовым актом, регулирующим спорные правоотношения, по отношению к нормам Федерального закона N 94-ФЗ, также не предусматривает возможности заключения соответствующих договоров без соблюдения публичных процедур.
Из анализа приведенных норм в их совокупности и системной взаимосвязи следует, что контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с элементами купли-продажи лесных насаждений может быть заключен только по результатам торгов в виде конкурса либо аукциона.
Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Таким образом, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что договор N 1 от 14.01.2012 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Качугского лесничества, заключенный в отсутствие публичных процедур установленных законом не соответствует требованиям статьи 19 ЛК РФ, Федеральному закону N 94-ФЗ, Приказу Минэкономразвития РФ от 05.07.2010 г. N 270; в связи с чем, является недействительной (ничтожной) сделкой, не порождающей правовых последствий для сторон с момента её заключения согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, в связи с чем, обращение прокуратуры с настоящим иском в защиту Российской Федерации обоснованно.
Исходя из доводов апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
При обращении с апелляционной жалобой ответчик заявил ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины, в связи с чем, с ООО "Качугский лесхоз" подлежит взысканию 2 000 рублей государственной пошлины в федеральный бюджет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 октября 2012 года по делу N А19-14542/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Качугский лесхоз" в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н.Скажутина |
Судьи |
Н.В.Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14542/2012
Истец: Прокуратура Иркутской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
Ответчик: Общество с ограниченной отвественностью "Качугский лесхоз", Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Качугскому лесничеству