г. Саратов |
|
08 февраля 2013 г. |
Дело N А12-26598/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Борисовой Т.С., Жевак И.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Котельниковская центральная районная больница" (ОГРН 1023405973172 ИНН 3413006240 Волгоградская область, г.Котельниково)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 03.12.2012 по делу N А12-26598/2012 (судья Кулик И.В.)
по заявлению заместителя прокурора Котельниковского района Волгоградской области (Волгоградская область, г. Котельниково)
к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Котельниковская центральная районная больница" (ОГРН 1023405973172 ИНН 3413006240 Волгоградская область, г. Котельниково)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Котельниковская центральная районная больница" - Галишникова Я.Ю. по доверенности от 16.11.2012 N 1475,
в отсутствие заместителя прокурора Котельниковского района Волгоградской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Котельниковского района Волгоградской области (далее - заявитель, заместитель прокурора) обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Котельниковская центральная районная больница" (далее - МБУЗ "Котельниковская ЦРБ") к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 03.12.2012 МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт и в удовлетворении требований прокуратуры отказать по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу заместитель прокурора просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие заместителя прокурора Котельниковского района Волгоградской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
При рассмотрении дела объявлялся перерыв до 05.02.2013 до 14 час. 40 мин. После перерыва заседание продолжено.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя МБУЗ "Котельниковская ЦРБ", обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Котельниковского района Волгоградской области (далее - прокуратура) проведена проверка МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" по соблюдению действующего законодательства о лицензировании в деятельности МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" при эксплуатации аптечного пункта, расположенного по адресу: г. Котельниково, ул.Гагарина, д.48.
В результате проверки прокуратурой выявлены нарушения действующего законодательства, в связи с чем прокуратурой 24.10.2012 в отношении МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, и направлено указанное заявление в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что в действиях МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что 22.10.2012 в 10 час. 30 мин. прокуратурой проведена проверка МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" по соблюдению действующего законодательства о лицензировании в деятельности МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" при эксплуатации аптечного пункта.
МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности N 34-02-000041 от 11.05.2007 сроком действия до 11.05.2012.
Согласно пункту 47 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2012 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N99-ФЗ) лицензированию подлежит фармацевтическая деятельность.
В соответствии с частью 1 и частью 4 статьи 9 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанной в части 1 статьи 12 названного Федерального закона. Лицензия действует бессрочно.
На основании письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 26.10.2011 N 04И-1000/11 "О лицензировании" предоставленные лицензии согласно части 4 статьи 9 Федерального закона N 99-ФЗ действуют бессрочно.
Ранее выданные лицензии, предоставленные до дня вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ, также действуют бессрочно.
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение о лицензировании фармацевтической деятельности), к фармацевтической деятельности относится деятельность, осуществляемая юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями.
На основании подпункта "д" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать лицензионным требованиям, в том числе соблюдать правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Согласно подпункту "з" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать лицензионным требованиям, в том числе соблюдать правила хранения лекарственных средств для медицинского применения.
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а"-"з" пункта 5 настоящего Положения.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" осуществляет фармацевтическую деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктом 1.2. Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные Положения", утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 (далее - Отраслевой стандарт), требования Отраслевого стандарта являются обязательными для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
Согласно пункту 5.6. Отраслевого стандарта к хранению лекарственных препаратов (лекарственных средств) списков "А" и "Б" предъявляются особые требования, в частности: лекарственные препараты (лекарственные средства), относящиеся к спискам "А" и "Б" (независимо от лекарственной формы), хранятся изолированно, в запирающихся металлических шкафах под замком (список "А") и в деревянных шкафах под замком (список "Б"); на внутренней стороне дверок шкафа, в котором хранятся лекарственные препараты (лекарственные средства) списка "А", должны быть надписи "А", "Venena", а на внутренней стороне дверок шкафа, в котором хранятся лекарственные препараты (лекарственные средства) списка "Б" - надписи "Б", "Heroica" и перечни препаратов списков "А" и "Б" с указанием высших разовых и суточных доз.
Проверкой установлено, что в аптечном пункте МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" лекарственные препараты списка "А" хранились в запирающемся металлическом шкафу под замком. Однако на внутренней стороне дверок шкафа, в котором хранились лекарственные препараты (лекарственные средства) списка "А", отсутствуют перечни препаратов списков "А" с указанием высших разовых и суточных доз.
В соответствии с пунктом 3.19 Отраслевого стандарта аптечная организация должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями. Помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), которые размещают на внутренней стене помещения, вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5-1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
Однако в нарушение указанных требований законодательства проверкой установлено, что прибор для регистрации параметров воздуха - гигрометр психометрический "ВИТ -2" на момент проверки находился в картонной коробке в шкафу с закрытыми дверцами.
Показания прибора для регистрации параметров воздуха не регистрируются ежедневно в специальном журнале (карте).
Выявленные в ходе проверки нарушения подтверждены актом проверки от 22.10.2012, объяснениями главного врача МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" от 22.10.2012, постановлением заместителя прокурора от 24.10.2012 о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" и другими материалами проверки.
Доводы прокуратуры о нарушении учреждением правил хранения лекарственных препаратов в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации, судом первой инстанции обоснованно отклонены в связи с тем, что отсутствуют объективные доказательства.
Прокуратурой не представлено достоверных документальных данных, свидетельствующих о том, что измерения температуры хранения лекарственных средств в аптечном пункте МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" осуществлялось поверенными в установленном порядке средствами измерения (термометрами).
Судом апелляционной инстанции принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что положения Отраслевого стандарта на МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" не распространяются.
В соответствии с пунктом 1.3. Отраслевого стандарта действие стандарта не распространяется на деятельность аптек лечебно-профилактических учреждений и межбольничных аптек.
МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" является лечебно-профилактическим учреждением, аптека входит в состав учреждения, то есть является ее структурным подразделением.
Согласно п. 2.2. Устава МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" основной целью создания и деятельности Учреждения является в том числе сохранение и восстановление здоровья населения путем проведения лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
Согласно п.1.1.1 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации "О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" от 03.06.2003 N 229 к лечебно-профилактическим учреждениям относятся в том числе и районные больницы, какой и является МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" (муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Котельниковская центральная районная больница").
С учетом вышеизложенного МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" не является лицом, обязанным соблюдать Отраслевой стандарт, в связи с чем не может быть признана виновной в совершении указанного административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в связи с тем, что МБУЗ "Котельниковская ЦРБ" не является лицом, обязанным соблюдать Отраслевой стандарт, с учетом статьи 2.1 КоАП РФ, не может быть признана виновной в совершении административного правонарушения.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 03 декабря 2012 года по делу N А12-26598/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления заместителя прокурора Котельниковского района Волгоградской области о привлечении муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Котельниковская центральная районная больница" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-26598/2012
Истец: Прокуратура Котельниковского района Волгоградской области
Ответчик: МБУЗ "Котельниковская центральная районная больница"
Третье лицо: Прокуратура Волгоградской области